Слайд 2
Ученика, чтобы он выучил необходимый
материал, можно
либо заставить, либо заинтересовать…
Слайд 3
Дидактические игры, умело применяемые педагогами на уроках, позволяют
развивать творческие способности учащихся, пробуждают поисковую активность, разрушают психологическую
инертность, апатию.
Слайд 4
Дидактические игры- это игровой метод обучения, известный в
педагогике более полувека. Но только в последнее время учителя
стали уделять этому педагогическому средству должное внимание.
Слайд 5
Какие задачи решает использование такой формы обучения?
Осуществляется более
свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний.
Исчезает болезненная реакция учащихся
на неудачные ответы.
Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Слайд 6
Обучение-игра позволяет научить:
Распознавать
Сравнивать
Характеризовать
Раскрывать понятия
Обосновывать
Применять.
Слайд 7
Функции дидактических игр:
Обучающая (развитие учебных умений и навыков).
Воспитательная
(учащиеся учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их
неудачам).
Коммуникативная (установление эмоциональных контактов и умение отстаивать свою точку зрения).
Слайд 8
Функции дидактических игр:
Развивающая (развитие памяти, мышления, речи).
Релаксационная (снятие
эмоционального напряжения).
Развлекательная (превращение урока из скучного материала в увлекательное
приключение).
Слайд 9
Классификация дидактических игр
Слайд 10
Этапы урока- дидактической игры:
Подготовительный (организационный)- установка на труд,
ознакомление с предлагаемыми заданиями.
Игровой- проведение игры, в нее
включены задания исследовательского характера, проверка знаний, закрепление материала.
Заключительный- обсуждение игры, награждение победителей.
Слайд 12
Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме
занятии происходит по следующим основным направлениям:
1 ) дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,
2) учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры,
3) учебный материал используется в качестве средства игры,
4) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
5) успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 13
При подготовке к таким урокам необходимо:
1) составить
краткую характеристику
хода игры (сценарий);
2) указать временные рамки игры;
3) учесть уровень знаний и возможные особенности учащихся;
4) реализовать межпредметные связи (с физикой, биологией и т. д.).
Слайд 14
Примеры игр.
Простейшие кратковременные игры.
1. “Скороговорки”
– в самом начале урока, в качестве организационного момента,
учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.
2. “Загадки” – несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.
3. “Найдите соответствие” – на одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами ---- на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические понятия.
4. “Химическая разминка”.
а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.
Слайд 15
Игры средней трудности.
Это игры более сложные и наиболее
длительное время:
1. “Ассорти” – множеством карточек с формулами, которые
нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.
2. “Чужой среди своих” – несколько (4-6-8) карточек скреплены ниточкой или раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой.
3. “Лото” – химическое или биологическое. Основные классы неорганических соединений – можно использовать на обобщающем уроке: “Растения”, “Животные” и т.д.
4. “Домино” – на знание формулы веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений; органические вещества.
5. “Химические карты” – тоже для закрепления знаний по основным классам неорганических соединений.
Слайд 16
Наиболее сложные дидактические игры по химии.
1. “Лото” –
химические реакции на общих карточках – по 6 уравнений
химических реакций, где вместо одного из веществ вопросительный знак. На карточке – фишке ответ: формула вещества и название. Игру можно использовать после обобщения темы “Основные классы неорганических соединений”.
2. “Химические шашки” – игра по правилам настоящих шашек. Только вместо косточек карточки с формулами. Уничтожение карточки только в случае возможности химического взаимодействия веществ обозначенных на карточке. Уравнения записываются и оформляются, как положено в тетради.
3. “Домино” – костяшки с формулами соединяются только в случае возможности взаимодействия крайних соприкасающихся веществ. Уравнения записываются.
4. “Химические карты” – выброшенная карта одного игрока бьется картой другого игрока только в случае взаимодействия обозначенных на картах веществ. Обязательно записываются уравнения возможных реакций.
Эти игры можно использовать на специальных игровых уроках для закрепления пройденного материала.
Слайд 17
Сходства и различия
Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику.
Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два
элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп.
Слайд 19
Восстанови пропущенное.
В клетках игрового поля
записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно,
что:
по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
в среднем ряду - знаки элементов II группы;
по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Слайд 20
Найди лишнее и объясни почему:
а) CaO, CuO,
SO2 ;
б) HNO3, H2S, H2O;
в) Na2SO4, H2SO4,
BaCl2;
г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
Слайд 21
Задача к теме “металлы”
Некий жилец второго подъезда пришел
в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто
из них кому пешку не уступил или шах поставил- неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8г исчез, а вместо него образовалось 1,12г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?
Слайд 22
Решение:
0,8г 1,12г
Ме + О2 ? МеО
х
х+16
0,8(х+16)=1,12х
0,8х+12,8=1,12х
0,32х=12,8
Х=40г
Ответ: металл с атомной массой 40-это кальций(Са)
Слайд 23
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский.