урока:
Ознакомится с ведущими отраслями силикатной промышленности, их историей.
Изучить технологии
производства, способы изготовления, виды изделий силикатной промышленности.
Научиться применять на практике полученные знания.
Слайд 3
Какое самое распространённое соединение кремния используется в строительстве,
в производстве стекла, керамики, фарфора?
Слайд 4
Силикатную промышленность составляют производства различных строительных материалов, стекла
и керамики из природных силикатов
Слайд 5
СТЕКЛО
твердый аморфный прозрачный в той или иной области
оптического диапазона (в зависимости от состава) материал, полученный при
переохлаждении расплава, содержащего стеклообразующие компоненты (оксиды Si, B, Al, P и т. д.) и оксиды металлов (Li, K, Mg, Pb и т. д.). Наиболее распространено силикатное стекло. Производство стекла возникло в Др. Египте ок. 4000 до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой.
Слайд 7
Английский бокал
с гербом с эмалевой росписью
в
стиле рококо. 1770-е годы.
Слайд 8
Чаша второй половины 16 века. Венеция, техника «ретичелло»,
то есть «сетка».
Слайд 9
Люстра из опалового стекла, украшенного камеями.
Изделие фабрики
Баккара, вторая половина 19 века. Металлические детали выполнены из
бронзы методом литья.
Слайд 10
Художник-новатор Эмиль Галле
создал свое искусство
украшения стеклянных
ваз, чаш, ламп, пресс-папье, в основе которого лежал выпуклый
рельеф — камея
Слайд 11
Чаша из стекла «фавриль» работы Л. К. Тиффани.
1908 год.
Слайд 12
Императорский стекольный завод. Плакетка. Вторая треть 19 века.
Смальта, медь, серебро, золото. Плакетка имитирует живопись маслом.
Слайд 13
Русское стекло. Ваза. Императорский стекольный завод. Начало 19
века. Бесцветный хрусталь, серебро, камень. Техника — алмазная грань,
золочение.
Слайд 14
керамика
греч. keramike — гончарное искусство, от
keramos — глина), это первый искусственный материал, созданный человеком.
Сырьём для керамики служит глина, а основной компонент глины- минерал каолин состава AI2O3*2SiO2*2H2O. Кроме того, глина содержит примеси: песок (SiO2), карбонаты кальция и магния (CaCO3, MgCO3) и оксид железа (Fe2O3).
Слайд 15
По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич
и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо-
и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры.
Слайд 16
«Птица». Музей исламского искусства. Каир.
Слайд 17
В Китае уже во 2-1 тысячелетиях до нашей
эры
изготовлялись тонкостенные сосуды, глазурованная посуда из высококачественной белой
глины — каолина.
Слайд 18
В 6 веке до нашей эры в Древней
Греции складывается
чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором
силуэтные изображениянаносились
черным лаком на
желтую или красную глину, детали одежды,
орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.
Слайд 19
Краснофигурный древнегреческий кратер.
Около 510 до нашей эры.
Краснофигурная вазопись, сохраняющая
натуральный цвет глины в изображениях фигур при
заливке фона черным
лаком, давала мастеру возможность детально прорисовывать формы,
передавая естественность движения фигуры.
Слайд 20
С середины 16 века в Делфте, а в
17-18 веках в Англии стали изготовлять керамику с оловянной
глазурью, получившую название делфтской.
Слайд 21
Производство высококачественных стаффордширских изделий из каменной массы во
многом было обусловлено применением местных сортов глины.
Слайд 22
ТЕРРАКОТТА (итал. terrа cotta, букв. — обожженная земля),
неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого,
кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита.
Слайд 23
Голова Гермеса. Фрагмент терракотовой статуи с фронтона храма
Аполлона в Вейях. Скульптор Вулка. Ок. 500 до н.
э. Музей виллы Джулия. Рим.
Слайд 24
«Крылатые Пегасы».
Терракотовые статуи с фронтона храма в
Тарквиниях. Около 300 до н. э. Археологический музей. Италия.
Слайд 25
МАЙОЛИКА (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского
острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины
с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (так называемая полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.
Слайд 26
В 15-17 веках интенсивно развивалась итальянская
майолика, покрытие
которой белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для красочной
декорировки
Слайд 27
Яркие гжельские квасники из майолики стали выпускать со
второй половины 18 века. Квасник — сугубо русский сосуд,
не имевший аналогов в западноевропейской керамике.
Слайд 28
ФАРФОР (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), тонкие
керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной
глины — каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водо- и газонепроницаемый, обычно белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.
Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей.
Слайд 29
Часы с музицирующими и танцующими пастухами и пастушками.
Изделие 1740-х годов в стиле рококо мастера фарфоровой пластики,
скульптора Мейсенской мануфактуры И. Кендлера (1706-1775).
Из коллекции Н. А. Островерхова.
Слайд 30
Японский эмальер Э. Какиэмон разработал
оригинальный стиль декора
— полихромную надглазурную роспись в виде композиций из цветов,
птиц, бабочек
Слайд 31
Кувшин. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Императорский фарфоровый завод.
1830-е годы.
Слайд 32
Предметы сервиза ордена Александра Невского. Завод Ф. Гарднера.
1778-1780-е годы. Фарфор. Надглазурная роспись.
Слайд 33
В начале 19 века Дж. Споудом был изобретен
костяной фарфор, который обладал прочностью, белизной и полупрозрачностью.
Слайд 34
Начиная с 17 века, бело-голубой фарфор
в больших
количествах экспортировался в Западную Европу, где ценился очень высоко.
Слайд 35
Цемент – общее название многочисленных минеральных вяжущих веществ,
обычно гидравлических, применяемых для изготовления строительных растворов и бетонов,
для цементации, гидроизоляции и т. п. цемент представляет собой тонко молотый порошок соответствующего неорганического материала.
Слайд 36
Цемент изготавливается на специальных заводах из тщательно подобранного
минерального сырья путём дробления, перемешивания тонкого (мокрого или сухого)
помола этого сырья , обжига его до спекания и тонкого помола обожжённого цементного клинкера с необходимыми добавками.
По химическому составу цемент представляет собой силикаты и алюмосиликаты кальция, реагирующие с водой.
Слайд 37
Какое самое распространённое соединение кремния используется в строительстве,
в производстве стекла, керамики, фарфора?
SiO2 -
кристаллический диоксид кремния,
обычный кварцевый песок