Слайд 2
Concurrency
Несколько вычислительных ядер процессора позволяют выполнять несколько задач
одновременно.
Одно ядро процессора может выполнять несколько задач, только переключаясь
между ними.
Слайд 3
Два вида многозадачности
Multiple processes
Multiple threads
Слайд 4
За чем применять многозадачность?
Разделение программы на независимые части.
Один процесс выполняет одну задачу (например, взаимодействие с пользователем),
а другой – другую (например, вычисления).
Для увеличения производительности.
Увеличение числа параллельных процессов не всегда приводит к ускорению программы.
Слайд 5
Hello World!
CPP_Examples18
#include
#include
void hello() {
std::cout
main(int argc,char * argv[]){
std::thread t(hello); // launch new thread
t.join();
//wait for finish of t
cin.get();
return 0;
}
Слайд 6
Передаем объекты в поток
CPP_Examples19
std::unique_ptr – позволяет иметь только
одну ссылку на объект. Его нельзя копировать.
std::move – позволяет
перемещать содержимое unique_ptr;
void clearP(std::unique_ptr& ptr) {…}
std::unique_ptr p(new BigObject(4096));
std::thread t(clearP,std::move(p));
Слайд 7
Полезные функции
std::thread::hardware_concurrency()
Возвращает количество Thread которые могут выполняться параллельно
для данного приложения.
std::this_thread::get_id()
Возвращает идентификатор потока.
std::this_thread::sleep_for(std::chrono::milliseconds)
Позволяет усыпить поток на
время
Слайд 8
Как дождаться завершения потока красиво?
CPP_Examples20
std::for_each – позволяет применять
функцию к элементам коллекции
template
Function for_each(InputIterator
first, InputIterator last, Function fn)
{
while (first!=last) {
fn (*first);
++first;
}
return fn; // or, since C++11: return move(fn);
}
std::mem_fn – делает из метода класса функцию, первый параметр которой объект класса
Слайд 9
Проблемы работы с динамическими структурами данных в многопоточной
среде
При удалении элемента из связанного списка производится несколько операций:
-
удаление связи с предыдущим элементом
- удаление связи со следующим элементом
- удаление самого элемента списка
Во время выполнения этих операций к этими элементами обращаться из других потоков нельзя!
Слайд 10
Mutex
CPP_Examples23
Мьютекс — базовый элемент синхронизации и в С++11
представлен в 4 формах в заголовочном файле :
mutex
обеспечивает базовые
функции lock() и unlock() и не блокируемый метод try_lock()
recursive_mutex
может войти «сам в себя»
timed_mutex
в отличие от обычного мьютекса, имеет еще два метода: try_lock_for() и try_lock_until()
recursive_timed_mutex
это комбинация timed_mutex и recursive_mutex
Слайд 11
Потоко-безопасный Stack
CPP_Examples21
Классы «обертки» позволяют непротиворечиво использовать мьютекс в
RAII-стиле с автоматической блокировкой и разблокировкой в рамках одного
блока. Эти классы:
lock_guard
когда объект создан, он пытается получить мьютекс (вызывая lock()), а когда объект уничтожен, он автоматически освобождает мьютекс (вызывая unlock())
unique_lock
в отличие от lock_guard, также поддерживает отложенную блокировку, временную блокировку, рекурсивную блокировку и использование условных переменных
Слайд 12
Deadlock
std::lock_guard lock(a);
std::lock_guard lock(b);
std::lock_guard lock(b);
std::lock_guard lock(a);
Возникает когда несколько потоков
пытаются получить доступ к нескольким ресурсам в разной последовательности.
Слайд 13
Exceptions в многопоточной среде
CPP_Examples_22
Исключения между потоками не передаются!
Нужно
устроить хранилище исключений, для того что бы их потом
обработать!
Слайд 14
Условные переменные
CPP_Examples24,25
condition_variable
требует от любого потока перед ожиданием
сначала выполнить std::unique_lock
condition_variable_any
более общая реализация, которая работает с любым
типом, который можно заблокировать
Должен быть хотя бы один поток, ожидающий, пока какое-то условие станет истинным. Ожидающий поток должен сначала выполнить unique_lock.
Должен быть хотя бы один поток, сигнализирующий о том, что условие стало истинным. Сигнал может быть послан с помощью notify_one(), при этом будет разблокирован один (любой) поток из ожидающих, или notify_all(), что разблокирует все ожидающие потоки.
В виду некоторых сложностей при создании пробуждающего условия, которое может быть предсказуемых в многопроцессорных системах, могут происходить ложные пробуждения (spurious wakeup). Это означает, что поток может быть пробужден, даже если никто не сигнализировал условной переменной. Поэтому необходимо еще проверять, верно ли условие пробуждение уже после то, как поток был пробужден.
Слайд 15
Lambda
CPP_Examples26
Лямбда-выражения в C++ — это краткая форма записи
анонимных функторов.
Например:
[](int _n) { cout
<< " ";}
Соответствует:
class MyLambda
{
public: void operator ()(int _x) const { cout << _x << " "; }
};
Слайд 16
Лямбда функции могут возвращать значения
CPP_Examples27
В случае, если в
лямбда-функции только один оператор return то тип значения можно
не указывать. Если несколько, то нужно явно указать.
[] (int i) -> double
{
if (i < 5)
return i + 1.0;
else if (i % 2 == 0)
return i / 2.0;
else
return i * i;
}
Слайд 17
Захват переменных из внешнего контекста
CPP_Examples28
[]
// без
захвата переменных из внешней области видимости
[=] // все переменные захватываются по значению
[&] // все переменные захватываются по ссылке
[this] // захват текущего класса
[x, y] // захват x и y по значению
[&x, &y] // захват x и y по ссылке
[in, &out] // захват in по значению, а out — по ссылке
[=, &out1, &out2] // захват всех переменных по значению, кроме out1 и out2,
// которые захватываются по ссылке
[&, x, &y] // захват всех переменных по ссылке, кроме x…
Слайд 18
Генерация лямбда-выражений
CPP_Examples29
Начиная со стандарта C++11 шаблонный класс std::function
является полиморфной оберткой функций для общего использования. Объекты класса
std::function могут хранить, копировать и вызывать произвольные вызываемые объекты - функции, лямбда-выражения, выражения связывания и другие функциональный объекты. Говоря в общем, в любом месте, где необходимо использовать указатель на функцию для её отложенного вызова, или для создания функции обратного вызова, вместо него может быть использован std::function, который предоставляет пользователю большую гибкость в реализации.
Впервые данный класс появился в библиотеке Function в версии Boost 1.23.0[7]. После его дальнейшей разработки, он был включен в стандарт расширения C++ TR1 и окончательно утвержден в С++11.
Определение класса
template class function; // undefined
template class function;
Слайд 19
Атомарные операции
Атомарность означает неделимость операции. Это значит, что
ни один поток не может увидеть промежуточное состояние операции,
она либо выполняется, либо нет.
Например операция «++» не является атомарной:
int x = 0;
++x;
Транслируется в ассемблерный код, примерно так:
013C5595 mov eax,dword ptr [x]
013C5598 add eax,1
013C559B mov dword ptr [x],eax
Слайд 20
Атомарные типы C++
#include
std::atomic_bool //bool
std::atomic_char //char
std::atomic_schar //signed
char
std::atomic_uchar //unsigned char
std::atomic_int //int
std::atomic_uint //unsigned int
std::atomic_short //short
std::atomic_ushort //unsigned short
std::atomic_long //long
std::atomic_ulong //unsigned long
std::atomic_llong //long long
std::atomic_ullong //unsigned long long
std::atomic_char16_t //char16_t
std::atomic_char32_t //char32_t
std::atomic_wchar_t //wchar_t
std::atomic_address //void*
Слайд 21
Основные операции
load() //Прочитать текущее значение
store() //Установить новое значение
exchange()
//Установить новое значение и вернуть предыдущее
compare_exchange_weak() // см. следующий
слайд
compare_exchange_strong() // compare_exchange_weak в цикле
fetch_add() //Аналог оператора ++
fetch_or() //Аналог оператора --
is_lock_free() //Возвращает true, если операции на данном типе неблокирующие
Слайд 22
Метод atomic::compare_exchange_weak
bool compare_exchange_weak( Ty& Exp, Ty Value)
Сравнивает значения
которые хранится в *this с Exp.
Если значения
равны то операция заменяет значение, которая хранится в *this на Val (*this=val) , с помощью операции read-modify-write.
Если значения не равны, то операция использует значение, которая хранится в *this, чтобы заменить Exp (exp=this).
Слайд 23
Потокобезопасный Stack
CPP_Examples30
void push(const T& data)
{
node* new_node = new
node(data, head.load());
while (!head.compare_exchange_weak(
new_node->next,
new_node));
}