Слайд 2
ТРИЗ - теория развития творческой личности
Т- теория
Р
- решения
И - изобретательских
З – задач
Компоненты ТРИЗ
РТМ -
развитие творческого мышления
РТВ – развитие творческого воображения
Слайд 3
Значение технологии
Развитие логического и творческого мышления
Формирование целостной картины
мира
Формирование представлений о взаимосвязи различных явлений в окружающем мире
Формирование
представлений о причинно-следственных связей и зависимостей
Развитие умений прогнозировать
Развитие фантазии, творчества, воображения, смекалки, изобретательности
Учит системно мыслить – всестороннее восприятие, понимание происходящего
Снятие инерции мышления
Расшатывание стереотипов
КАК ИГРАТЬ В ИГРЫ ?
Интересно, таинственно, весело, эмоционально, в быстром темпе, без повторов, все идеи правильные
Слайд 4
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Развитие обоих полушариев мозга
Логика
Левое полушарие
Эмоции
Правое
полушарие
Слайд 5
АНАЛИЗАТОРЫ - помощники
«Я ПОЗНАЮ МИР»
УМНАЯ ГОЛОВА
РУКИ
тактильный анализатор
ГЛАЗА
зрительный анализатор
УШИ
слуховой
анализатор
ЯЗЫК
вкусовой анализатор
СЕРДЦЕ
наши эмоции
Слайд 6
ЭТАПЫ работы
Знакомимся с анализаторами ( какие свойства
познают)
Выделяем признаки предметов
Преобразовываем признаки
Когда хорошо освоили признаки – играем
в игры
с 3-х лет используется
Слайд 7
Моделирование свойств
Классификация предметов
Слайд 8
Игры «Да – нет»
- с числовым рядом
(«волшебный поясок» с цифрами
С буквами
С картинками
С
геометрическими фигурами
В пространстве ( «Робот») задания
Усвоение предлогов ( между, за , перед…)
Слайд 9
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Классификация предметов
Усложнение: меняется хозяин теремка
Игра
“Теремок”
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара.
А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Игра. “Маша-Растеряша”
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
Слайд 10
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Берем любой
объект – как можно по другому использовать
«Линейка»
«У
Золушки нет скалки , чем тесто»
«Маша –растеряша потеряла кастрюлю, не в чем сварить суп»
Слайд 11
Сравнение предметов по признаку, многообразие признаков
Словами или картинкой
мы
НЕ сравниваем объекты из одной классификационной группы
«Блин такой же
формы , как тарелка»
=
Слайд 12
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Составление загадок
Но не
Как
Этот объект по
признаку рельефа мягкий как подушка, но не подушка
И этот
объект по признаку цвета коричневый, но это не волосы
(объект 2 сочетает 2 признака)
Слайд 13
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Составление загадок
Но не
Как
Этот объект по
признаку цвета зеленый как капуста
А по форме круглый, как
мяч, но не мяч
Слайд 14
Игры «Хорошо-плохо» противоречия
Съели конфету – хорошо? плохо?
Зубы заболели
– хорошо? плохо?
Огонь - …
Листопад …
Дождь …
Прием: «плохо» –
черный домик
«хорошо»- белый домик
По командам - кто больше
Слайд 15
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ: волшебная дорожка –
предмет
начинает путешествовать , беря признаки от разных предметов признаки
Признаки
части размер запах
Слайд 16
Сенсорная дорожка
с мл. гр. «Петушка забыли
раскрасить»
Идет по дорожке меняет цвет - на что
похож красный петушок? И т.д.
Когда петушок желтый
Аналогично : дорожка формы , величины - путешествует колобок, меняется , лиса съест – малюсенький, огромный … кислый
РЕЧЕВАЯ РАБОТА!
Слайд 17
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ: работа с волшебниками
Волшебник «Уменьшение-увеличение»
Слайд 18
Приемы фантазирования
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ: работа с волшебниками
Волшебник «Наоборот»
Игра "Наоборот”
или "перевертыши” (проводится с мячом).
Водящий бросает мяч ребенку и
называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...).
Слайд 19
Работа со сказками
«Красная шапочка» – бабушка
превратилась в другой объект ( стакан) , а почему
ты такая звонкая, хрупкая, прозрачная…) - Как бабушку спасти от волка?
Увеличение – уменьшение ( силу, размер, скорость героя)
Фантастические сложения - разных героев- «коллаж из сказок»
Прием фантазии - соединяем 2 слова в одну историю: снегопад и бабочка, бабочка из снегопада
Придумывание другого конца сказки
Другие характеры героев, особенности ( колобок быстро катится, репка – очень маленькая, Хаврошечка злая и ленивая)
Составление сказок по опорным схемам, моделям,
Знакомые герои в новых обстоятельствах
Слайд 20
Работа с картинами
Игра «Дели –давай» на части
Объединяй
– давай
Вхождение в картину ( слышу, ощущаю, нюхаю, на
вкус)
Составление загадок об объектах
Оживление картнины
Что было до и после ( волшебники времени)
Слайд 21
Метод Шерлока Холмса
- кто спрятался за кустом?
На
что похоже ? ( модели)
Найти объект по части (
с 5ти)
Есть лапка с присосками , чешуя
У кого есть мяу? – у кого есть мотор?
Слайд 22
Предварительная работа к системному оператору
Игры на выявление
функций объекта ( с 3х)
Сам объект , функции объекта
( Да , нет)
Что может делать мяч, как может помочь колобку?
ДРАЗНИЛКИ ( с 5ти)
Мяукает - мяукалка, царапалка, пылесос – шумелка
Игра «Мои друзья» ( с 4х) - я ковер - самолет , кто мои друзья? Кто умеет летать, Я - солнце , мои друзья ( картинки ищет)
Игра « Что взаимодействует между собой?» ( картинки)
Мои друзья те, кто умеет
Смешиваться ( вода, сахар , краска)
Отталкиваться ( резиновые сапоги, лужа)
Взаимодействовать ( ручка, стол)
Мои друзья те, кто живет в лесу и быстро бегает
Слайд 23
Игры на определение линии развития объекта ( с
4х)
Чем был? Чем стал?
Головастик – лягушонок, дождь –
лужа,
дерево – дом
«Паровозик» - сложи по- порядку - икра ………лягушонок
«Раньше – позже» мы были на прогулке, что было до этого после этого. ( с 3х)
Игры на выявление надсистемных связей
Младшие - неживые объекты из ближайшего окружения
Старшие - любые объекты
Где живет медведь ? - где живет гвоздь? - где живут вежливые слова
Слайд 24
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Работа с системным оператором
природный мир
Надсистема
(место обитания)
Линия жизни (объект)
Подсистема (части объекта)
прошлое
настоящее
будущее
Слайд 25
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Работа с системным оператором
природный мир
Надсистема
(место обитания)
Линия жизни (объект)
Подсистема (части объекта)
прошлое
настоящее
будущее
Слайд 26
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач
Работа с системным оператором
Рукотворный мир
- «сапоги»
Слайд 27
Морфологический ящик – животное, одежда, портрет, фантастический
транспорт, строим дом, новый стол – активизация творческого процесса
Слайд 28
Метод эмпатиии
Развитие личностных качеств, умения переживать, входить
в образ другого объекта, учение чувствовать.
Например: «Ты - сломанная
веточка, расскажи о себе». «Ты - сломанный стул», цветок ?- о чем мечтаешь?, кого боишься? Кого любишь?
Слайд 29
Метод маленьких человечков ММЧ
Игра « Мои друзья» -
мои друзья могут превращаться ..
Туман – роса ,
лед – вода, чайник кипит - КУБИК с ЧЕЛОВЕЧКАМИ – моделирование предметов и явлений
Слайд 30
МФО - метод фокальных объектов
Придумывание объекта
Картинки –
качества
Свойства одних объектов переносятся на другие , помогает
снять психол. инерцию
Стрекоза - летает, зависает, маленькая
Чебурашка – добрый, глазастый, тихий
Придумываем машину – характеристики, усовершенствуем объект
Придумать елочные игрушки, новая коляска, новый чайник, «ЛЕВООБЕЗЬЯН» - какой он
Слайд 31
Мозговой штурм
Ситуация « Летим в космос»
Нам надо молоко
взять, все обсуждаем, кидаем идеи, корову, почему?
Карлсон прислал
банку с морсом , а у нас одна чашка на всех - что делать?