Слайд 2
Михаил Александрович Врубель
(1856-1910)
выдающийся русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер
универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах
и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.
Слайд 3
Ранние годы
Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске,
в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии
стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («Врубель» по-польски — воробей)
Слайд 4
С начала января 1864 года по апрель 1867года семья Врубелей жила в Саратове,
где отец Михаила был командиром Саратовского губернского батальона. В
эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в Саратове художника, выпускника Академии художеств А. С. Година. Предметы гимназического курса ему преподавал Н. А. Песков, исключенный из Казанского университета «за участие в студенческих беспорядках». В мае 1867 года семья Врубеля вновь переезжает в Петербург.
В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.
Слайд 5
Университет.
Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего,
успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил
на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за университетскими стенами. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова.
Слайд 6
В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет
с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив
чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении.
Слайд 7
Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств,
где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он
сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне»
Слайд 9
Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в
фанатика своей работы.
Врубель был одним из самых преданных
и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него он унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике
Слайд 10
Самостоятельные работы
В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации
Павла Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII
века.
Были выполнены эскизы росписи для Владимирского собора, однако их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности»
В 1886 году во время очередного приезда в Киев Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра»
Слайд 11
Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного
искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова
на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру «Маска льва».
Слайд 12
В 1895 году стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й
выставке объединения.
Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы
Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.
1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын. Его назвали Саввой, в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего художнику
Слайд 13
Годы болезни(1902-1910)
В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или
как говорили в то время, душевного расстройства.
11 марта знаменитый
психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию.
С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике В. П. Сербского при Московском университете.
9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров
Слайд 14
В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель
перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева При этом
продолжал работать над картинами.
В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать — портрет поэта В. Я. Брюсова (ГТГ). В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. После этого 6 марта из клиники Усольцева Врубеля перевели в Санкт-Петербург в клинику Конасевича и Оршанского
Слайд 15
В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари
на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни.
Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора Морозова.
1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель скончался.
3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Вдохновенную речь на похоронах произнес Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров»
Слайд 16
В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот
день была совершена панихида по скончавшемуся художнику.
В 1913 году рядом похоронили его
жену, Н.И. Забелу-Врубель.
В 1935-1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был осуществлен.
Примерно в 2000 году фотограф Валерий Плотников нашел заброшенную могилу Михаила Врубеля и стал ухаживать за ней, привел в порядок.
Слайд 17
Известные работы
Левая рука художника(1882-83)
Слайд 18
Богоматерь с
Младенцем (1884-85)
Слайд 21
Князь Гвидон и Царевна-Лебедь (1890-е)
Слайд 26
"Портрет артистки
Н. И. Забелы-Врубель
(1898)