Слайд 2
Японские сады – уникальные образцы не только ландшафтного
искусства, он также японской этике и эстетике. Их концепции
и символике посвящены многочисленные трактаты с предписанием строгих ритуалов. И всё это в угоду совершенству. Такой подход не случаен, так как любование природой – национальная традиция японцев.
Слайд 3
Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и
эстетических канонов садового искусства, была "Тайная книга садов" (Сакутэй-ки,
XII век). В XV веке ее дополнили "Планы ландшафтов и загородных домов", сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.
Слайд 4
Искусство садов дзэн. Искусство японских садов издавна связано
как с буддизмом, так и с культом синто (от
синтоизм - древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками - невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного
Слайд 5
Самый старый тип сада - "сад мхов" (Кокэдэра),
или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем
было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления.
В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: "Семь растений весны", "Семь цветов осени" и др.
Слайд 6
Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом
искусстве других стран, - сухие ландшафты, состоящие из гальки,
песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма - путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению.
Слайд 7
сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, "расчесанным"
граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью
воды (вода - важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня).
Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след - даже от дуновения ветра - не нарушил правильность линий.
В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом. Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней
Слайд 8
Сад для чайной церемонии. На краю японской усадьбы
в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для
уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон.
В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.
Слайд 9
Символизм сада. Японские сады - воплощение великого в
малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а
значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству.
В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень - гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней - водопад или конкретный живой образ - переправу тигра с тигрятами через бурный поток.
Слайд 10
Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных
началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых -
основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское - водой).
Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное - заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений
- сосна - символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных - сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими.
Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи.
Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.
Слайд 11
Среди разнообразия японских садов наиболее популярным и распространенным
является тсубонива - сад малых размеров, ограниченный небольшой территорией
приусадебного двора. Самые маленькие сады размещаются даже в узких проемах внутри зданий, в пространствах между внутренними и внешними перегородками (при условии достаточной освещенности и вентиляции). Для создания тсубонива необходимо лишь небольшое количество элементов: основных, которые привлекают внимание, и подчиненных.
Слайд 12
Лаконичный набор немногочисленных элементов малого сада требует гармонии
между вертикалью и горизонталью. В основном, самом большом камне
устраивают чашу (углубление) для воды, которая вытекает по бамбуковой трости. Иногда вода поступает в чашу через вертикальный канал, непосредственно устроенный внутри камня. Ритуальная чаша для омовения рук цуку - бай имеет японское происхождение. В древности камни с естественными углублениями посередине использовали для хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище.
Слайд 13
В XII веке для мастеров сада и создателей
композиций из камней было составлено руководство по садовому искусству
Сакутэ-ки, приведенное в "Тайной книге японских садов". Вот некоторые выдержки из него.
"При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов.
Слайд 14
Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с
природным ландшафтом, непринужденно и естественно передают многообразие живой природы.
В саду преобладают спокойные зеленые, серые и коричневые тона.
Легкие цветовые контрасты образуют лишь чередующиеся цветы и плоды, которые знаменуют смену времен года и вносят ощущение цикличности и быстротечности времени. Мужской мажорной природе ян соответствуют более яркие и теплые оттенки растений с доминирующей вертикалью. Таковыми являются клены (японский и веерный клены, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской), высокорослый бамбук, сформированные осью некоторые виды сосен.