Слайд 2
«Скрытая музыка».
(символизм).
Цель: Выявить причины новых мироощущений;
охарактеризовать новые авангардные направления в живописи.
Задачи: 1.Разобраться в особенностях
художественных направлений.
2.Увидеть музыкальность в настроении художественных образов.
3. Увидеть в живописи моральный смысл.
4. Отметить особенность гуманистического направления в живописи русского авангарда.
Слайд 3
Символизм.
Символизм - это свидетельство перехода человечества на новый
уровень сознания, предтеча искусства новой эпохи, которая не исчерпывается
ни столетием, ни (возможно) даже тысячелетием.
Французский поэт Ш. Бодлером считал, что реальность в искусстве можно отразить только с помощью символов, в живописи (линии, краски), - всего лишь условные знаки, символы, отражающие состояние души художника и призванные отражать мир.
Русский поэт-символист Валерий Брюсов говорил: "Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Путь - интуиция, вдохновенное угадывание…"
Слайд 4
Игорь Северянин.
Всегда в лазори, всегда в мечтах,
Слагаю молитвы,
Я
– композитор: в моих стихах – Чаруйные ритмы.
связь между двумя мирами».
Николай Бердяев
«В красоте музыкальности ,
как в недвижной зеркальности, я нашёл очертания снов»,-
писал поэт- символист К. Бальмонт.
На грани веков необходима была связь реальной жизни и миром потусторонним,
миром чувствительным видимым и
миром воображаемым невидимым, нереальным
Слайд 6
Музыкальная сущность мироздания
Под музыкальностью понималось не только само
музыкальное искусство, но и музыка природы, музыка космических
далей, музыка человеческой души.
Поэты символисты:
Андрей Белый
Константин Бальмонт
Александр Блок
Фёдор Сологуб
Слайд 7
Музыка символистов в цвете.
Михаил Александрович Врубель(1856-1910)-
основоположник символистской живописи
«Своё
музыкальное чутьё он замечательно передавал в самом строе своих
произведений, и в особенности в их колорите, который можно назвать музыкальным».
Слайд 8
«Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать
её красоту»
М. Врубель.
Шестикрылый серафим
(Азраил). 1904
Слайд 11
Иллюстрация к поэме Лермонтова 'Демон' 1902
Демон сидящий.
1890
Слайд 15
Портрет Саввы Ильича
Мамонтова. 1897
Слайд 16
Скульптура Михаила Врубеля
Весна. 1899-1900
Мизгирь, 1899-1900
Лель, 1899-1900
Слайд 17
Борисов- Мусатов
(1870 -1905)
Лирический художник – мастер камерного жанра, плененный световоздушными
эффектами французских импрессионистов, запечатлевает сию минутное мгновение, впечатление.
Его образы оторваны от реальности, они вне времени, вне пространства. Полотна созданы для декоративного украшения интерьера.
Слайд 20
Реквием «художника
"Дворянских гнезд»
П.И. Чайковский
«Июнь»
Слайд 21
Дама в голубом платье.
Ф.Шопен
«Ноктюрн №2»
Слайд 22
«Водоем» 1870-1900
П.И. Чайковский
«Сладкая грёза»
Слайд 25
Изумрудное ожерелье.
Шопен (Рубинштейн)
Мазурка №13 а-moll
Павел
Кузнецов.
Был членом объединений «Мир искусства»
«Союз русских художников»,«Голубая роза».
Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра.
Эскиз декораций
к «Маскараду»
1907 - 1910 - единственное оформившееся объединение художников-символистов в
России. Ядро этой группы составляли художники, так называемой, "саратовской школы" участники выставки "Алая Роза", состоявшейся в Саратове в 1904 году - Кузнецов П., Уткин П., скульптор Матвеев А. Признанным вождем символистов-живописцев "второй волны", а также группы "Голубая роза" был Павел Кузнецов.
Слайд 28
Голубой фонтан
Равель «Игра воды»
Слайд 29
Утро (Рождение)
Стравинский
«Весна священная»
«Поцелуй Зимы»
Слайд 30
Гадание. 1912
К. Дебюсси
«Лунный свет
на террасе»
Слайд 33
Весна в степи
Г.Форе «Пробуждение».
Слайд 34
Сапунов
Николай Николаевич
Натюрморт с автопортретом. 1907
Мендельсон
«Песня без слов»
Слайд 35
Карусель. 1908
Стравинский
Балет «Петрушка»
3 фрагмент «Русская»