Слайд 4
«Стойбищная жизнь – это цивилизация!»
Слайд 11
….Когда сходятся в одном пространстве люди разных национальностей,
профессий, возрастов, чтобы поразмышлять о жизни, когда есть кому
загадывать и отгадывать загадки, петь песни, слушать Слово стариков, выращивать оленей, строить дома….тогда, по мысли Ю.Вэллы, можно говорить о гармонии в наивысших формах ее проявления…..
Слайд 12
Вэлла Юрий (Юрий Кылевич Айваседа)
(12 марта 1948 г.) — поэт, публицист, общественный деятель.
Родился в д. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Окончил Литературный институт им А.М. Горького. Был охотником, рыбаком, приемщиком рыбы, печником, звероводом, заведующим Красным чумом, воспитателем в интернате, председателем сельского Совета. Член ассоциации «Спасение Югры», глубокий знаток и хранитель ненецкой и хантыйской культуры. Ю. Вэлла — автор книг «Вести из стойбища» (1991) и «Белые крики» (1996) «Поговори со мной»(2001). Воссоздает сгоревшую рукопись «Ветерок с озера»…. Его творчество представляет, по словам писателя, «ненецко-хантыйско-русский язык в ненецко-хантыйско-русской форме».
Слайд 19
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ С.ВАРЬЕГАН
Слайд 21
ЮРИЙ ВЭЛЛА - ПОЭТ
Его первый сборник вышел лишь
в 1991 году.
А.В. Головнев приводит одно из суждений
Ю. Вэллы об отличии ханты и ненцев, представляющих два стиля «измерения пространства»:
«Когда ханты выезжает на нарте из леса в открытую тундру, он ежится от ветра, ненец — распрямляется и поет песню.
Когда ханты, переехав низину, вновь въезжает в лес, он чувствует себя привольно, ненец — скованно.
В пути ненец следит за собой как бы с неба, представляя себя на карте точкой. Ханты примечает дерево и держит путь на него, затем примечает мыс и движется к нему, он помнит каждую точку своих угодий.
Если у ненца сломался лодочный мотор, он сидит перед ним и мысленно раскручивает гайки. Докрутив их в голове, он пускает в ход руки. Ханты сразу начинает раскручивать гайки руками, его руки сами помнят мотор».
Разность истоков сознания людей, живущих на одной территории и нередко объясняющихся на одном языке, стала ведущей темой творчества Ю. Вэллы
Сегодня ханты и ненцы живут вместе, мирно. Ещё бытуют воспоминания о давних распрях, но теперь эти народы связаны большим количеством браков. Две сестры Еремея Айпина вышли замуж за мужчин рода Айваседы. В семье Юрия Вэллы и его жены-хантыйки дети считают себя ханты или ненцами в зависимости от того, какой язык знают лучше. Иногда кажется, что ненцы говорят по-хантыйски несколько больше, чем ханты по-ненецки... Но языки живы, живы традиции.
.
Слайд 28
УРОКИ ЮРИЯ ВЭЛЛЫ
«Висит на стене бубен.
Хочется протянуть
руку, ударить в него,
но не решаюсь.
Сегодня многие бьют в бубен
не для укрепления души,
а для наполнения желудка.
…
А так хочется в него ударить!»
Слайд 29
МОЛЧАНИЕ
Вообще-то бабушка моя была разговорчивой. Но иногда,
идя вдоль берега, остановит меня, отпустит свою корявую, лёгкую,
иссушенную руку мне на голову, стоим и молчим перед спокойными водами реки. Но наши сердца не молчат. Они продолжают беседовать. Незримо-неслышно она передаёт мне свои ощущения, своё восприятие мира. Нет, она не передаёт мне своих мыслей. А я начинаю видеть её глазами нашу залитую солнце прохладную реку, я начинаю слышать её ушами дальнее курлыканье журавлей за болотом, я начинаю воспринимать её сердцем наше стойбище и каждый звук, каждый шорох, каждый вздох в нём.
Слайд 32
ЕСЛИ НЕ ВЕРНУЛСЯ...
Настоящий олень с первым снегом
возвращается туда,
где он родился.
Ненецкая пословица
Если по первому снегу
Олень не
вернулся в родное стадо,
Значит, его задрали
Волк или росомаха.
Если орлан-белохвост
Бросил гнездовье,
Значит, нашел где-то место безлюдное.
Если сестра моя лебедь
С весенней песней юности
Не покружилась над моим чумом,
Значит, погибла от выстрела... А если
Ты не зверь беззащитный
И не перелетная птица,
Если крылья твои целы,
Но дорогу не вспомнил
В стойбище матери,
Какую причину придумаешь ты себе?
Слайд 39
…МНЕ ЧАСТО ПРИХОДЯТ НА УМ СЛОВА ДЕДА, КОТОРЫМИ
ОДНАЖДЫ, ВО ВРЕМЯ ОТЁЛА ОЛЕНЕЙ, ОН ПРИВЕТСТВОВАЛ ПЕРЕЛЁТНУЮ СТАЮ:
«ВЕРНУЛИСЬ,
НАКОНЕЦ-ТО ВЕРНУЛИСЬ! СПАСИБО ВАМ!.. С ВАШИМ ДОМОМ ЛЮДИ ТАКОЕ СДЕЛАЛИ, ЧТО МНЕ ИНОГДА КАЖЕТСЯ, ВЫ НЕ ВЕРНЁТЕСЬ НАЗАД, — ОДНАЖДЫ УЛЕТИТЕ ОСЕНЬЮ К СОЛНЦУ, А ВЕСНОЙ НЕ ВОРОТИТЕСЬ. ТОГДА Я ОСИРОТЕЮ БЕЗ ВАС СОВСЕМ...».
Слайд 41
Мир гармоничен, убежден Ю.Вэлла, наивысшей ценностью которого является
способность любить.
Поэтому все его книги о Любви: к
Земле, к Дому, детям, предкам, о любви юноши и девушки, мужчины и женщины. Не столько высказанной, сколько «мысленной», а «мысленное Слово, произнесенное с уверенностью, как слово, произнесенное вслух» .
Слайд 42
Не принуждай детей и внуков заниматься оленями. Сделай
так, чтобы они сами для себя выбрали судьбу оленевода.
Тогда жить им будет легко”. Азбука для оленевода Ю.Вэлла.
Слайд 46
ЛЕСНЫЕ БОЛИ
Ворвался трактор в мой урман.
Он под
себя подмял осину.
Ей ноги
С хрустом обломал
И
белый ствол втоптал в трясину.
Он ликовал.
Он хохотал.
Он праздновал свою победу...
А в чуме
дед мой
Сквозь сон стонал
И в чем-то долго меня корил,
Не требуя ответа.
Слайд 51
МУДРОСТЬ ЮРИЯ ВЭЛЛЫ:
Выстрел короток. Эхо долгое.
Людей объединяет
молчание.
Есть правило: каждый свой облас (долблёнку) должен нести
сам.
Научи любить этот мир. Научи прощать.
Я хочу, чтобы люди научились говорить о Родине, не произнося этого слова.
…А личный, в душе маленького человека апокалипсис – разве это не Апокалипсис?
Слайд 53
Родина – это не только земля, где покоится
прах предков. Человек жив, пока счастлив. Человек жив, пока
чувствует на душе боль. Душевная боль передаётся по наследству. Наследственная боль – это и есть нить, которая связывает человека с родиной. Перестаёт болеть душа – значит, нет твоей Родины.