Слайд 2
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
В поэзии М.В. Ломоносова главное место занимали оды.
Ода (в переводе с греческого — «песнь») – родовое
понятие, обозначавшее лирическое произведение вообще.
переводы стихотворений Анакреона
оригинальная поэзия в духе Анакреона — «анакреонтика»
Слайд 3
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Древнегреческий лирический поэт Анакреонт (около 570 – 478
гг. до нашей эры) происходил родом из малоазиатского города
Теос. После захвата города персами в 545 г. до н.э. Анакреонт переселился во Фракию, где участвовал в основании колонии Абдера; затем в 536-522 до н.э. жил на острове Самос при дворе тирана Поликрата и в Афинах – у тирана Гиппарха. После падения Гиппарха Анакреонт жил в Фессалии и умер в возрасте 85 лет либо в Абдере, либо на родине.
Слайд 4
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
«Разговор с Анакреоном» – это произведение
М.В. Ломоносова,
которое было написано между 1756-1761 годами.
Форма – разговор
(диалог).
Изображены два главных героя.
Первый герой – это сам автор. Второй – Анакреон.
(Анакреоном называет его М. Ломоносов).
Слайд 5
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Произведение «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносов переделывал много
раз, начиная с 1750 г. и вплоть до 1762
года. Стихотворение построено в форме диалога, происходящего между современным поэтом и древнегреческим. Поскольку именно в споре рождается истина, поэт и выбрал такую форму для своего произведения. Проблема, которая поставлена в стихотворении Ломоносовым, – истинное предназначение поэзии.
Слайд 6
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Стихотворение «Разговор с Анакреоном» называют поэтическим
манифестом.
- Что такое манифест?
Манифест — выражение своего мнения, содержащее
программу и принципы деятельности, иногда призыв.
Действительно, М.В. Ломоносов в этом произведении раскрывает свои взгляды на предназначение искусства и обозначает свою творческую позицию.
Слайд 7
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона
и включил их в текст стихотворения. Автор становится «оппонентом»
древнегреческого поэта: каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом возникает диалог, непринужденный разговор, откровенное и свободное течение мыслей.
Слайд 8
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Тема первой оды (I) — предмет поэзии. Для
Анакреона главное - это частная жизнь человека, любовь. Анакреон
— певец «земных радостей», такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов — певец героев, он отдает поэтические силы служению отечеству.
Слайд 9
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Во второй оде (XXII) Анакреона говорится о том, что
жизнь человеческая коротка и потому не стоит заботиться о
накоплении сокровищ - ими не откупиться от смерти. Ломоносов соглашается с ним, он называет Анакреона «великим философом» за любовь к пению и пляскам, его ответ звучит иронически. Ломоносов видит смысл жизни в другом: в служении делу
Слайд 10
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Тема третьей оды (XI) — цель жизни. (Тема
старости человека, мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти).
Анакреон уверяет, что старость не помеха радостям жизни. Девушки напоминали поэту о его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но это его мало смущает. Мысль о близости смерти только
усиливает в нем жажду наслаждений. По преданию он умер, подавившись виноградиной.
Слайд 11
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Тема третьей оды (XI) — цель жизни честного
человека.
Беспечному Анакреону Ломоносов противопоставляет римского героя - республиканца
Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью доказать свою приверженность к республиканскому строю.
Ломоносов сравнивает Анакреона с Катоном.
Изнеженному старцу Ломоносов противопоставляет человека общественного долга, не идущего на сделку со своей совестью
Слайд 12
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
В четвертой оде (XXVIII) Анакреон создает образ своей
Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт
создает абстрактный образ женской красоты. В этом образе доминирует чувственность: уста привлекают «своим приятством»; яркое, платье притягивает взгляд.
Слайд 13
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
В четвертой оде (XXVIII) в ответе Анакреону Ломоносов
создает образ «возлюбленной Матери», которая становится у него символом
самой России. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу
Слайд 14
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg
Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми
переводами Анакреона, но и тем, что в нем нашло
отражение поэтическое кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.