Слайд 2
Г. Свиридов. Вальс «Метель»
Слайд 3
Георгий Васильевич Свиридов
(1915 —1998)
— советский и российский
композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда
(1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).
Среди сочинений Свиридова — всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита (муз. произведение из неск. частей) «Время, вперёд!».
Слайд 4
Писатель Сергей Тимофеевич Аксаков посвятил многие свои произведения
теме взаимоотношений человека и природы. Рассказ «Буран» был написан
Аксаковым со слов очевидцев, переживших страшную бурю в оренбургской степи. Впервые его опубликовали в1834 году. В отрывке из повести очень точно передана снежная буря.
С. Т. Аксаков
Слайд 5
Литературный жанр «Бурана»
ОЧЕРК – прозаический документальный жанр, чаще
всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям. В
очерке точно изображаются события реальной жизни участники которых существовали в действительности.
Записать, подчеркнуть важные слова, выделить маркерами.
Слайд 6
Название очерка.
В чём разница между метелью, пургой и
снежной бурей?
Начнём с метели. Обратите внимание – это не
просто выпадение снежных осадков из облаков (подобное явление называют просто «снегопадом»). Метель – это перенос снега ветром.
При этом метель бывает разная. Различают позёмок, низовую метель и общую метель.
Позёмок (в просторечии – позёмка) и низовая метель представляют собой перенос ветром уже выпавшего на землю снега. Они возникают тогда, когда снег не идёт. При этом позёмок возникает при малой скорости ветра и не приводит к ухудшению видимости, так как снежинки поднимаются всего на несколько сантиметров от поверхности земли. Низовая метель возникает при сильном ветре, который поднимает сухой снег с поверхности земли на высоту 2 метров и более. Видимость при низовой метели ухудшается значительно.
А вот при общей метели наряду с сильным ветром наблюдается ещё и выпадение снега, скорость ветра в этом случае достигает 10 метров в секунду и более. Видимость при общей метели обычно очень плохая, выпадает много снега.
Пурга, вьюга, снежная буря – согласно научным словарям, всё это на самом деле синонимы слова «метель». При этом есть свои тонкости. Вьюгой обычно называют сильную низовую метель. В азиатских регионах сильная общая метель при низкой температуре называется бураном. На севере России, в Сибири и в Финляндии сильную метель называют пургой (purku – по-фински метель).
Кроме того, до или после метели может возникать такое атмосферное явление, как снежная мгла. При снежной мгле в воздухе во взвешенном состоянии находятся снежинки, при этом видимость не слишком хорошая, однако ветра практически нет.
Слайд 7
Словарная работа
Диалектные слова — это слова, употребляемые только
жителями той или иной местности.
Например, в русских народных
говорах существуют слова «барка» (льдина) , «зыбка» (колыбель) , «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём) . Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
Слайд 8
Словарная работа
Молодые деревья увЯзили гибкие вершины свои -
запутали
БерЕзник - то же, что: березнЯк (березовый лес)
Вещует урожай
- предсказывает
Калякать - разговаривать
Умёт - постоялый двор, хутор (малый населённый пункт) в степи.
Вожжи - ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи.
Воз - повозка с кладью.
Мочальные Оброти – конская узда.
Невзнузданный - не имеющий удил во рту.
Обоз - группа повозок, перевозящих грузы.
Рысью - о лошади и животных иногда и о человеке: бежать легонько.
Обелиск - памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.
Верста - русская мера длины, равная 1,06 км;
дорожный столб, отмечающий эту меру (устар.).
Слайд 9
Словарная работа
Перед сим – перед этим
Осьмнадцать подвод –
восемнадцать
Подвода - конная повозка.
Распутица - период, когда дороги
становятся непроходимыми или труднопроходимыми.
Яик – старое название реки Урал.
ГнедкО - гнедая лошадь (коричневого окраса)
Передовым поеду - движущийся или находящийся впереди.
Малахай рысий - широкий кафтан без пояса.
Кантонный – от кантон, т.е. округ.
СеркО – серой масти лошадь.
Пуд (двадцатипудовый воз) - русская мера веса, равная 16,3 килограмма.
Слайд 10
Словарная работа
Оглобли - одна из двух жердей, надетых
одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади
в корень.
Оболочем кошмами – обернем войлоком
Околевать – замерзать, погибать от холода.
Возвращался порожняком –
без груза, без седоков.
Полати - нары для спанья.
Слайд 11
Проверка домашней работы.
Художественный пересказ очерка «Буран».
Слайд 12
Ямская тройка,
застигнутая метелью. Сверчков Николай Егорович
1881 год
Слайд 13
В метель
Сверчков Николай Егорович. 1857 год
Слайд 14
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) – русский жанровый живописец.
Отец Н.
Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим
конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных
Слайд 15
Средства художественной выразительности
Беловатое облако, как голова огромного зверя,
выплывало на восточном горизонте неба
…можно было заметить, как всё
необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным!
…Нередко…не встретишь жилья человеческого!
Уже закипели степи снегов
Уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдалённый плач младенца, а иногда вой голодного волка.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт
Сравнение
Олицетворение
Эпитет
Риторическое восклицание
Метафора
Слайд 16
Средства художественной выразительности
Разыгрался пустынный ветер на приволье,
взрыл
снеговые степи, как пух лебяжий,
вскинул их до небес…
Всё
слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал ,вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека… Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.
Сравнение
Олицетворение
Эпитет
Риторическое восклицание
Метафора
Слайд 17
В Московской Государственной библиотеке хранится рукопись писателя, датированная
1815-1824 годами. В тетради лежат вкладыши из почтовой бумаги,
где записано рукой писателя стихотворение о снежном буране, которое считается первоначальной попыткой воплощения рассказа о пострадавшем обозе.
Слайд 18
Сияет солнце, воздух тих;
Недвижимы дерев вершины,
Спокойны снежные пучины;
Алмазный
блеск горит на них
И ослепляет взор прельщенный;
Здоровый холод всех
живит,
Тащась дорогой искривленной,
Обозный весело бежит.
Уж солнце полдень протекает
И зимний вечер недалек,
Как вдруг от севера взвывает
Порой прерывный ветерок.
Хоть солнце все еще сияет
И чист небес лазурный вид,
Но под ногами закипает,
И поле струйками бежит.
Знакомы с бедами обозы
Поспешно ускоряют бег,
Зимы свирепы зная грозы,
Спешат укрыться на ночлег.
И горе, горе запоздавшим
И ночь встречающим в полях,
Опасностей не испытавшим
В безлюдных и степных местах.
И вскоре туча снеговая
С заката кроет небосклон,
И ветер пустынный, завывая,
Взрывает степь со всех сторон.
Земля смешалась с небесами,
Бушует снежный океан,
Все белый мрак одел крылами,
Настигла ночь, настал буран!
Свистит, шипит, ревет, взвывает.
То вниз, то вверх вертит столбом,
Слепит глаза и удушает
Кипящий снежный прах кругом.
Слайд 19
В дореволюционной России стоило произнести имя Аксаковых —
и «не найдется грамотного человека на Руси, который не
отозвался бы: «Знаю — Аксаковы, — как же… Любили Русь, царей, веру русскую».
(Розанов)
Сергей Тимофеевич Аксаков
Слайд 20
Люди могли не читать «Семейную хронику», «Детские годы
Багрова-внука», не слышать сказки «Аленький цветочек», но они знали,
что старик Аксаков — отец великой семьи. И ключевым словом в оценке Аксаковых было слово «любили».
«Знаю — Аксаковы, — как же… Любили…».
И люди в большинстве своем отвечали Аксаковым добром. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Что-то загадочное было в этом. Ведь в жизни Аксаковых не происходило ничего героического. Многодетность сама по себе не почиталась за подвиг.
Слайд 21
Ольга Семеновна Аксакова, жена писателя.
В браке родились четыре
сына и семь дочерей
Константин (1817—60) — литератор, историк и
лингвист, идеолог славянофильства; холост.
Григорий (1820—91) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.
Иван (1823—86) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта)
Михаил (1824—41) — воспитанник Пажеского корпуса.
Вера (1819—64) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.
Ольга (1821—61), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету, состоявшую исключительно из винограда и мороженого[23].
Надежда (1829—69), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.
Любовь (1830—67), художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.
Мария (1831—1908), жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.
Анна (1831—?), умерла в детстве.
Софья (1834—1885[24])
Слайд 22
Люди могли не читать «Семейную хронику», «Детские годы
Багрова-внука», не слышать сказки «Аленький цветочек», но они знали,
что старик Аксаков — отец великой семьи. И ключевым словом в оценке Аксаковых было слово «любили».
«Знаю — Аксаковы, — как же… Любили…».
Любили друг друга и свой дом. Без пафоса любили свой народ, трезво понимая все его слабости. Любили, как Сергей Тимофеевич, — наивно и хлопотливо. Любили, как старший сын Константин, — слепо, горячо, по-детски. И как Иван — требовательно, без иллюзий. По-хозяйски — как Григорий. Жертвенно — как Вера, которая писала в дневнике: «Один миг любви, и все недоступное, все ужасное и несовместимое, все становится близко и доступно… все ясно, светло и блаженно…».
И люди в большинстве своем отвечали Аксаковым добром. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Что-то загадочное было в этом. Ведь в жизни Аксаковых не происходило ничего героического. Многодетность сама по себе не почиталась за подвиг.
Слайд 23
Сергей Тимофеевич Аксаков к шестидесяти годам совершенно ослеп,
и свои произведения он не писал, а рассказывал, диктовал
близким. И «Аленький цветочек», и «Семейная хроника», и «Детские годы Багрова-внука» созданы слепым человеком.
Чаще всего записывала отца старшая дочь Вера. Летом самой внимательной слушательницей была внучка Оля. Не случайно Сергей Тимофеевич именно ей и посвятил «Детские годы…».
Слайд 24
Потеряв зрение, Сергей Тимофеевич обрел какое-то особенно полное
и цельное видение мира. Он невольно доказал, что видеть
сердцем — не один лишь романтический образ глубокой духовной жизни, но это и есть истинное видение мира. Для сердца нет преград, и взгляд Аксакова-художника не упирается в вещи, а охватывает всю картину: от коврика в детской до самого горизонта, от земли до неба, от раннего утра до позднего вечера, от первых дней детства до глубокой старости.
Слайд 25
Один из первых читателей Аксакова так рассказывал о
своих впечатлениях от книги: «Обрадованное сердце, долго черствевшее в
холодном уединении, выходит будто из какого-то мрака на вольный свет, на Божий мир…».
Слайд 26
До новых встреч с творчеством
Сергея Тимофеевича Аксакова!
Слайд 27
Задание:
Подготовьте 5 – 6 вопросов по автобиографической
повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
Слайд 28
В презентации использованы:
Музыка Георгия Васильевича Свиридова к повести
Пушкина «Метель»
Картины Николая Егоровича Сверчкова
Иллюстрации к повести «Детские годы
Багрова-внука»