Слайд 2
Мы знаем множество православных праздников. Многие из них
имеют свои особенные традиции. Освящение куличей и плодов, украшение
храмов березовыми веточками и вербой и множество других обрядов сопровождают разные праздники. Но любой православный праздник немыслим без соборной молитвы в храме, торжественного богослужения. Так сложилась древняя история нашего края, что празднование в честь иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная выливается в многолюдный крестный ход.
Слайд 3
Крестный ход –
это православный обряд, осуществляемый
в форме
благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого
с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. В этом году исполняется 400 лет с момента проведения первого крестного хода в Курской губернии
Слайд 4
На сегодняшнем занятии нам предстоит познакомиться не только
с историей древнего образа Божией Матери Курская Коренная Знамение
и крестного хода в честь этого образа, но и попробовать себя в роли:
Историков
Искусствоведов
Краеведов
Чтобы игра состоялась, классу необходимо поделиться на три команды и придумать им названия.
Слайд 5
Первое задание будет связано непосредственно со знанием традиций
проведения крестного хода. При поиске ответов на вопросы можно
воспользоваться Интернетом, статьей о истории крестного хода, выданными каждой команде.
Вопрос для первой команды
Вопрос для второй команды
Вопрос для третьей команды
Назовите расстояние, которое проходят участники крестного хода от города Курска до Коренной пустыни.
Сколько раз в год совершается Крестный ход с иконой Божией Матери Знамение Курская Коренная. Назовите даты.
Назовите дату первого крестного хода с иконой Божией Матери Знамение Курская Коренная.
Слайд 6
Правильные ответы
ответ на вопрос для первой команды
Расстояние, которое проходят участники крестного хода от города
Курска до Коренной пустыни составляет 27 километров.
Крестный ход с иконой Божией Матери Знамение Курская Коренная совершается два раза в год. Первый проводится на девятой неделе после Пасхи, в пятницу. Второй совершается в День города -25 сентября.
Впервые икона Божией Матери Знамение была перенесена в Коренную пустынь в 1618 году для освящения построенной после разорения татарскими набегами церкви во имя Рождества Богородицы.
ответ на вопрос для второй команды
ответ на вопрос для третьей команды
Слайд 7
Говоря о крестном ходе, нельзя не
обратиться к истории появления в Курском крае святыни-иконы Божией
Матери Знамение Курская Коренная.
Слайд 8
Широка ты, земля моя Курская,
На холмах, на полях
развернулася.
Со времен древних, край ты мой славишься,
Ратным подвигом, добрым
служением,
Так, что любят тебя твои детушки,
Верны жители города славного.
Только не было б славной истории,
Не будь самой Высокой Заступницы,
Пресвятой Богородицы- матушки.
Об иконе, что здесь была явлена,
Мы историю вам и поведаем.
Слайд 9
Раз охотник один в сень дремучую,
Тропой тихою, да
заповедною,
К берегам нашей реченьки Тускари,
Поохотится, было отправился.
Долго ль
шел он, нам это неведомо.
Слайд 10
Приустал и у корня древесного
Сел на отдых и
видит вдруг досточку.
В руки взял и в одно лишь
мгновение
Благодати небесной исполнился.
Светом все озарилось невиданным.
Понял он, что не просто то досточка,
А икона Пречистой Заступницы,
То помыслив, увидел он знаменье,-
Как родник воды чистой и сладостной,
Начал бить у корней того дерева.
.
Слайд 11
Вдохновившись сим чудом, часовенку
Вмиг срубил он, да образ
Владычицы
Там оставил. И стали стекатися
К тому месту, часовне и
образу
Люди верные, да богомольные.
Быстро слава о той скромной пустыньке
И об образе славной Владычицы
Разнеслась повсеместно, и в городе
Рыльском, что называется издревле,
Стали сказывать все его жители.
.
Слайд 12
Князь Василий Шемяка, что правил здесь
Приказал, чтоб икону
ту чудную,
Принесли поскорей, город княжеский.
Сам же встретить сей образ
Владычицы
Не хотел, не почел важным деланьем.
Но внесли богомольные жители
Образ в Рыльск и, в одно лишь мгновение
К очам князя легла черна пелена.
Ночь накрыла его беспробудная
Слеп он стал, и увечен, и немощен.
.
Да с молитвой горячей и трепетной
Он упал пред Небесной Заступницей
Покаянье принес свое слезное
Осознал он свой грех непочтения,
Тут же зренье к нему и вернулося.
Слайд 13
Воли Божьей не знал он, а образ сей
Перенесся
незримо по воздуху
В свою милую тихую пустыньку,
Где в реке
ярко солнышко искрится,
И поет родник песенку чудную.
.
В благодарность храм строить задумал он
Рождества в честь Святой Богородицы.
Пусть в сем храме покоится образ тот.
Будет граду спокойней, да благостней
При такой Неусыпной Заступнице.
Целебные источники в Коренной пустыни
Слайд 14
Вскоре рядом с тем местом, часовенкой
Поселился муж добрый
и праведный
Прозван был Боголюбом по праву он
За свой
нрав и к молитве усердие.
Но беда пришла вскоре, нагрянула
Набежали на место то вороги
Да сожгли ту часовню, а образ сей
На две части разбили и бросили
Боголюб же пленен был до времени.
Божьей волей был выкуплен праведник,
Но вернувшись на место то славное
Пепелище нашел видом страшное,
Но сложив части образа древнего,
Вдруг увидел он чудо – чудесное:
Словно слезки прозрачные капельки,
Как нарядна роса, что на листиках
Проступили в разломе по трещинке
И срослись части образа славного.
Славу Богу воспел тут же праведник.
Слайд 15
Ненадолго прервем рассказ.
В этой части викторины вам,
представители команд, предстоит стать искусствоведами- знатоками древнерусской церковной и
светской живописи.
Слайд 16
На слайде представлены иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы.
Рассмотрите их и определите,
Одигитрия
(Путеводительница)
Оранта
(Знамение)
Элеуса
(Умиление)
Агиосоритисса
(Заступница)
к
какому из них относится
Образ Пресвятой Богородицы
Курская Коренная?
«Искусствоведы» Задание для 1 команды
1
2
3
4
Слайд 17
На слайде представлены два образа Пресвятой Богородицы Новгородская
и Курская Коренная. Сравните два образа, найдите общее и
различия в изображения.
«Искусствоведы» Задание для 2 команды
Слайд 18
На слайде представлены картины с изображением крестного хода.
Какая из картин, рассказывает о крестном ходе в Курской
губернии ? Назовите автора картины.
«Искусствоведы» Задание для 3 команды
1
2
3
4
Слайд 19
«Искусствоведы» ответ на вопрос 1 команды
Оранта
(Знамение)
2
Оранта -
один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми
и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Правильные ответы
Слайд 20
«Искусствоведы» ответ на вопрос 2 команды
Общее:
Оба
образа относятся к иконографическому типу Знамение (Оранта)
В полях оклада
используется изображение святых, пророков.
Различия:
В образе Пресвятой Богородицы Знамение Новгородская младенец Христос держит в руках свиток, а в образе Пресвятой Богородицы Знамение Курская Коренная у младенца Христа руки сложены.
В полях оклада Курской Коренной иконы пророки в руках держат свитки и изображены не в полный рост. В Новгородской иконе ростовые изображения.
Иконы различаются по размеру.
Правильные ответы
Слайд 21
«Искусствоведы» ответ на вопрос 3 команды
Автором картины
является Илья Ефимович Репин. Сюжет картины родился в середине
1870-х годов, когда Репин находился в своём родном городе Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии. Картина была представлена на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок весной 1883 года.
Правильные ответы
Слайд 23
Чудотворной иконою гордитися
Стал наш край. Ну, а слава
великая
Пролетела все земли Российские,
Словно птица, что крылья раскинувши
Парит плавно
в просторы небесные.
Вид Коренной пустыни Фото Артем Мирный
Слайд 24
Да в Кремле града стольного, русского
Побывал образ сей
разновременно.
Два царя же ему покланялися
И с молитвой к Пречистой
Владычице
Обращались с надеждой и чаяньем.
Слайд 25
Первый царь был, и кроток, и набожен
Встретил образ
в Москве стольном городе
Со великим почтеньем, да радостью,
А
царица тот образ украсила
Золоченою ризой, каменьями.
Слайд 26
На том месте, где раньше часовенка
Возвышала главу свою
ясную
Возведен монастырь в честь иконы той:
Монастырь Рождество – Богородицкий,
Коренной
именованный пустынью.
Слайд 27
Другой царь был на царство невенчанный
Самозванец ту пустынь
разрушивший.
Самовольно из города вывез он
Славный образ Пречистой Заступницы
Началось время
страшное, смутное.
Как напали на Курск враги злобные,
Окружили наш град войска польские
И взмолились Пречистой Заступнице
Горожане обет дав до времени,
Коль спасет град Святая Владычица,
Монастырь ей поставить здесь Знаменский.
Слайд 28
Тьма ночная, враги же по-прежнему
Окружают наш город и
видят вдруг,
Как во свете небесное воинство
Во главе со Пречистою
Девою
Грозный вид свой являет над стенами.
Слайд 29
И видением этим напуганный
Враг бежал. А затем в
центре города
Зачиналось большое строительство:
Храм прекрасный, кресты колоколенка-
Главный храм в
честь иконы той Знаменье.
Слайд 30
Самодержец, Россиею правивший,
Да из древнего рода Романовых
Возвратил образ
славной Владычицы
В город наш, и народное празднество
Покатилось волною широкою.
Слайд 31
Появилась такая традиция:
После Пасхи девятая пятница-
В день чудесный,
когда собиралися
В храме жители нашего города
Да с хоругвями и
песнопеньями
Крестным ходом с иконой Владычицы
Шли на место обретенья чудного
В Коренную далекую пустыньку.
В сентябре же дорога обратная
Предстояла с молитвой соборною
Образ сей Пресвятой Богородицы
Возвращался обратно в центр города,
Где его монастырская братия
Принимала радушно и трепетно.
Слайд 32
Ненадолго прервем рассказ.
В этой части викторины вам,
представители команд, предстоит стать знатоками истории. В тексте мы
можем встретить рассказ о трех царях. Прочтите высказывания, и воспользовавшись поисковыми системами сети Интернет, определите о каких царях идет речь?
Слайд 33
Назовите царей, воспользовавшись подсказками.
«Историографы»
Задание для 3
команды
2
3
«Историографы»
Задание для 2 команды
«Историографы»
Задание для
1 команды
Самодержец, Россиею правивший,
Да из древнего рода Романовых
Возвратил образ славной Владычицы
В город наш, и народное празднество
Покатилось волною широкою.
Другой царь был на царство невенчанный
Самозванец ту пустынь разрушивший
Самовольно из города вывез он
Славный образ Пречистой Заступницы.
Началось время страшное, смутное.
Первый царь был, и кроток, и набожен
Встретил образ в Москве стольном городе
Со великим почтеньем, да радостью,
А царица тот образ украсила
Золоченою ризой, каменьями.
Последний представитель рода Рюриковичей на Российском престоле
Первый представитель рода Романовых на Российском престоле
Самозванец ,
выдававший себя за одного из представителей царского рода
1
Слайд 34
Фёдор I Иоа́ннович-
царь всея Руси и великий князь Московский,
третий сын Ивана IV Грозного и последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.
Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский».
«Историки»
ответ 3 команды
2
3
«Историки»
ответ 2 команды
«Историки»
ответ 1 команды
1
Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович.
по устоявшемуся в историографии мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия.
Михаи́л Фёдорович Рома́нов
— первый русский царь из династии Романовых был избран на царствование Земским собором 21 февраля 1613 года.
Слайд 36
Времена на Руси были разные
И не все тишь
да гладь-благоденствие
Приходила на Русь сила вражия.
Разоряла она земли русские
Горе,
плачь и беду она сеяла
.
Да во многих великих сражениях
Помогала войскам сила Божия
Ну а, списки с иконы той Знаменья
Посылали войскам и с молитвою
Поднимались на бой наши воины.
Слайд 37
Два фельдмаршала образ Владычицы
Принимали с великим почтением.
Первый после
сражений и подвигов,
Что с царем Петром I свершалися
В Коренной
обустроенной пустыньке
Возвел храм над чудесным источником.
А другой же фельдмаршал, которому
Предстояло в годинушку лютую
Гнать врага за пределы российские,
Приказал списком с образа нашего
Обносить полк и войско гвардейское.
Сам молился усердно пред образом,
Чтобы враг, супостат, что непрошенным
К нам явился, творя разорение,
Выгнан прочь был войсками российскими
За пределы родного Отечества.
Слайд 38
Ненадолго прервем рассказ.
В тексте мы можем встретить
рассказ о двух фельдмаршалах. Рассмотрите рельефы , посвященные описанным
событиям, и воспользовавшись текстом об истории иконы Курская Коренная Знамение, определите о каких фельдмаршалах идет речь?
Слайд 39
«Историографы»
Задание для всех команд
1
2
Слайд 40
«Историографы»
Задание для всех команд
1
Фельдмаршал Борис
Петрович Шереметьев
строительство в 1713 году церкви в честь иконы
Божией Матери «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу».
2
Фельдмаршал Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов
В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Ею обносили Гвардейские полки и сам фельдмаршал молился перед чудотворным образом о даровании победы.
Слайд 42
Но не помощью лишь в ратном подвиге
Нам известен
сей образ. Помощницей
При болезнях, недугах, страданиях
Выступала порой Богородица
Исцеленье, дарила
телесное.
Слайд 43
Юный отрок был болен и мать его
Все
молилась Пречистой Заступнице.
Горько плакала. Видит по улице
Крестный ход
со иконою движется.
Мать ребенка болящего вынесла,
И чудесное выздоровление
Даровала ему Матерь Божия.
С той поры отрок чтил Богородицу,
А как вырос, то постриг монашеский
Принял вскоре и стал он подвижником.
Людям бедным великим помощником,
Стал светильником церкви российския.
Слайд 44
Курская земля взрастила много святых людей. Фрагмент
из жития какого святого, был связан с крестным ходом
и чудесным исцелением от образа Божией Матери Знамение Курская Коренная ? Подсказками к ответу на этот вопрос станут фотографии памятников, посвященных этому святому.
Слайд 45
«Краеведы»
Задание для всех команд
1
2
Определите, какому
святому посвящены эти памятники?
Вспомните их месторасположение.
Фото Игоря Абрамова.
Слайд 46
«Историографы»
Задание для всех команд
Курская икона
«Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего
столь важную роль в дальнейших судьбах России- Серафима Саровского.
В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны, сын которой, 9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться.
Памятник Серафиму Саровскому в Коренной пустыни
Скульптор В. Клыков
Памятный знак на месте чудесного
спасения отрока Прохора ( будущего святого Серафима Саровского)
Слайд 48
Но не все были в городе праведны.
Были злобные
люди, неверные
Страшным взрывом и злостным деянием
Уничтожить святыню задумали.
Взрыв сотряс
стены храма старинного.
Среди копоти дыма и пламени
И осколков убранства церковного
Невредимым остался лишь образ тот,
Чудо Божие снова являющий,
Божий промысел всем указующий.
Слайд 49
Ну, а вскоре уже революция
Прокатилась волною кровавою.
Церкви русские
рушили, грабили,
Жгли иконы, но образ Заступницы
Увезли за пределы Российские,
Там
он стал, и оплотом, и помощью
Всем, кто был в это время в изгнании.
Слайд 50
Годы шли. Войны, ужас и бедствия
Претерпел наш народ,
но опомнился
К вере предков вернулся, и вот уже
Возвращается образ
Владычицы
Каждый год, чтоб с молитвой соборною
Вновь пройти по чудесному городу,
По его живописным окрестностям.
Укрепить в людях веру и здравие,
Стране нашей вернуть благоденствие.