Слайд 2
ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856-1950), английский писатель,
один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884), крупнейший английский
драматург конца XIX - первой половины XX века, лауреат Нобелевской премии. В своих пьесах Шоу выступает как непревзойденный мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре.
Его перу принадлежат статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена как образец новой драмы). Является создателем драмы-дискуссии, в центре которой столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929). В основе художественного метода Шоу парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», 1913, «Пигмалион», 1913), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», 1901, пенталогия «Назад к Мафусаилу», 1918-20, «Святая Иоанна», 1923). Будучи сторонником социализма, приветствовал Октябрьскую революцию в России, достижения СССР, которые связывал с деятельностью И. В. Сталина, разделяя заблуждения части западной левой интеллигенции. Лауреат Нобелевской премии (1925).
Слайд 3
«Двухмерный гигант, передвигающийся в своем собственном двухмерном мире»
(Английский поэт и критик Стивен Спендер )
«Чужестранец, наблюдательный ирландец
в разладе с обществом, которое значило для него меньше, чем люди, которых он знал и любил».
(Литературовед Джон Мэтьюз)
«Продолжатель великий традиции , он пользовался всем, что есть в театральных кладовых и умах людей... Пьесы Шоу – это богатейшее драматургическое наследие».
(Американский критик Жак Берзен )
Слайд 4
«Писать о Шоу трудно. Так и слышишь
у себя над ухом насмешливый голос рыжебородого ирландского Мефистофеля:
"Когда вы читаете биографию, помните, что правда никогда не годится для опубликования"», – так обращается к читателю Эмрис Хьюз, написавший, тем не менее, жизнеописание драматурга. «Трудно и по другой причине, - продолжает Хьюз. - Шоу сам указывал на эту трудность, говоря, что с ним "никогда ничего не случалось", что с ним "не происходило никаких событий", вернее, он "сам бывал событием". События эти принимали форму книг, форму статей, политических памфлетов, речей, интервью, высказываний за обедом. Иногда даже форму писем. И потому рассказывать о Шоу лучше всего словами самого Шоу».
Слайд 5
Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу родился в Дублине
и был третьим ребенком в семье Джорджа Карра Шоу
и его жены Элизабет (урожденной Герли). Отец Ш., государственный служащий, впоследствии незадачливый торговец зерном, а мать была не лишенной таланта певицей и музыкантом-любителем. Несмотря на принадлежность к солидному англоирландскому протестантскому сословию, в социальном и финансовом отношении семья Шоу переживала нелегкие времена. Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости. Определенное влияние на подростка оказал модный учитель музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в доме Шоу. Воспитываясь в музыкальной среде, Бернард полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на фортепиано.
Слайд 6
Бернард решил стать литератором
и по заказу сочинял статьи на музыкальные темы.
Каждое утро он писал по пять страниц прозы, в полдень занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты. Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879 по 1883 г, напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки.
Слайд 7
С 1895 г. Ш. становится театральным
критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» ("Saturday Review")
В течение последующих шести лет Шоу пишет девять полнометражных пьес и одну одноактную. Ставить вторую его пьесу «Сердцеед» ("The Philanderer", 1893), грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен» ("Mrs Warren's Profession"), поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена.
Слайд 8
Отказавшись идти на уступки цензуре,
Ш. издает свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста,
а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 г. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» ("Plays Pleasant and Unpleasant") вышел в год их свадьбы.
Слайд 9
В «Пигмалионе» ("Pygmalion", 1912-1913) сатирическому осмеянию подвергается социальная
манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по мотивам этой
пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»)
Слайд 11
После канонизации Жанны д'Арк в 1920 г. Ш.
находит новую героиню и тему для своей единственной трагедии
«Святая Иоанна» ("Saint Joan", 1924) Иоанна, по Шоу, отличается остроумием, практичностью и энергией, которыми восхищается автор, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства.
Слайд 12
Нобелевская премия по литературе в 1925 г. не
присуждалась, а в 1926 г. была вручена Ш. «за
творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату деньги Шоу учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков.
Слайд 13
- Поверить в честь невозможно, если у
тебя ее нет.
- Лучше стараться быть чистым и светлым: ты - это окно, сквозь которое ты смотришт на мир.
- Моя единственная политика - прощать зло и творить добро.
- Самая трагичная вещь на свете - это гений без чести.
- Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив.
- Самое большое преступление – это безнаказанность.
- Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
АФОРИЗМЫ БЕРНАРДА ШОУ
Слайд 14
Интересен тот факт, что Бернард Шоу писал пьесу
«Пигмалион» для своей возлюбленной, английской актрисы Патрик Кемпбел, в
разгар их бурного романа.
Вот он прототип Элизы Дулитлл.
Слайд 15
Он писал: ”Удивительно, как мало пользы в мозгах!
Вот у меня прекрасные высококачественные мозги, но с их
помощью я узнал намного меньше, чем с помощью первой же глупой женщины, которой приспичило в меня влюбиться!”
Слайд 16
Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» многократно ставилась и
в Англии и даже в России в 1915. А
мюзикл «Моя прекрасная леди», снятый в 1957 году, стал безумно знаменит. Во многом благодаря потрясающей Одри Хепберн. Конечно, с такой Элизой Дулитл не сравнится никто.
Слайд 17
В СПЕКТАКЛЕ ДВА ВИЗУАЛЬНЫХ РЯДА, ДВА ПРОСТРАНСТВА, ДВА
МИРА. ОДИН — ЛОНДОНСКИЕ СЕРЫЕ УЛИЦЫ И ГРЯЗНЫЕ ПОДВОРОТНИ,
ГДЕ ОБИТАЕТ ЭЛИЗА, И РЯДОМ ДРУГОЙ МИР — ЯРКОГО ТЕПЛОГО СВЕТА, УЮТНЫХ СВЕТСКИХ ГОСТИНЫХ, ЛЕГКИХ РАЗГОВОРОВ И ИЗЯЩНЫХ НАРЯДОВ. ЭТО ДОМ ПРОФЕССОРА ХИГГИНСА И КОМНАТА ДЛЯ ПРИЕМА ГОСТЕЙ В ДОМЕ МИССИС ХИГГИНС. ТАМ, СРЕДИ МРАМОРНЫХ КОЛОНН, ГРАЦИОЗНЫХ КУШЕТОК И МЯГКИХ ПУФИКОВ ТЕЧЕТ НЕПРИНУЖДЕННАЯ БЕСЕДА О ПРИЧУДАХ ПОГОДЫ И СВЕРКАЮТ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. С ПЕРВЫХ МИНУТ СПЕКТАКЛЯ СО СЦЕНЫ КАК БУДТО ВЕЕТ ЛЕГКИМ ФИАЛКОВЫМ АРОМАТОМ, А ЛИЛОВАЯ ГАММА КОСТЮМОВ ПРЕВРАЩАЕТ ВСЕХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТЫ, ВЫРОСШИЕ НА ИСКУСНОЙ КЛУМБЕ В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ . СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА ЭЛИЗЫ И ХИГГИНСА НА УЛИЦЕ ПОД ПРОЛИВНЫМ ДОЖДЕМ ОБОРАЧИВАЕТСЯ ДЛЯ БЕДНОЙ ЦВЕТОЧНИЦЫ КЛЮЧОМ К ПРЕКРАСНОМУ БУДУЩЕМУ. ДЛЯ ХИГГИНСА ЭТА ВСТРЕЧА НЕ МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНА И ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СДЕЛАТЬ НЕ ОДИН ВАЖНЫЙ ВЫВОД. ЗАКЛЮЧИВ ПАРИ СО СВОИМ ДРУГОМ ПИКИРИНГОМ, ХИГГИНС, САМ ТОГО НЕ СОЗНАВАЯ, НАЧИНАЕТ ТРУДИТЬСЯ И НАД ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЭЛИЗЫ! ОБУЧАЯ ЕЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ И СВЕТСКИМ МАНЕРАМ, ОН ФОРМИРУЕТ ЗАНОВО ЕЕ ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР. ПОДОБНО СКУЛЬПТОРУ ПИГМАЛИОНУ, ХИГГИНС ЛЕПИТ ИЗ ЭЛИЗЫ СВОЮ ГАЛАТЕЮ. ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ, ПРОВЕДЕННЫХ ЗА ЗАНЯТИЯМИ, НЕ ПРОШЛИ ДАРОМ ДЛЯ ОБОИХ. ХИГГИНС ТАК ПРИВЫК К ПРИСУТСТВИЮ СВОЕЙ МАЛЕНЬКОЙ УЧЕНИЦЫ, ЧТО СТАЛ БЕЗ НЕЕ СОВЕРШЕННО БЕСПОМОЩНЫМ. ОН НЕ МОЖЕТ САМ НАЙТИ СВОИ ДОМАШНИЕ ТУФЛИ И АБСОЛЮТНО НЕ ПОМНИТ, ГДЕ И КОГДА У НЕГО ВАЖНЫЕ ВСТРЕЧИ. ЭЛИЗА ПРИВЫКЛА ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ВСПЫЛЬЧИВОМ И НЕУРАВНОВЕШЕННОМ УЧИТЕЛЕ, И ЕЙ СТРАШНО ВСТУПАТЬ В БОЛЬШОЙ МИР БЕЗ ЕГО НАСТАВЛЕНИЙ И ПОДСКАЗОК. СПЕКТАКЛЬ НАПОМИНАЕТ БОЛЬШУЮ И КРАСИВУЮ СКАЗКУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ СО ВЗРОСЛЫМИ НЕПРОСТЫМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ И СЛОЖНЫМИ ХАРАКТЕРАМИ. Б. ШОУ НАПИСАЛ БОЛЬШОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ К СВОЕЙ ПЬЕСЕ, ГДЕ ПОДРОБНО ОПИСАЛ ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО ВСЕМИ ГЕРОЯМИ.
Сюжет и конфликт «ПИГМАЛИОНА»
Слайд 22
В роли Элизы
Одри Хепберн.
Елена Яковлева
Алиса Фрейндлих
Слайд 23
Сюжет всем известен – профессор фонетики Хиггинс заключил
пари, что в 6-ти месячный срок превратит уличную цветочницу
в настоящую леди, способную присутствовать на приеме у королевы и быть неотличимой от герцогини. Пари он выиграл, и блестяще – цветочница стала истинной леди, и в финале творец сам влюбляется в свою Галатею.