Слайд 2
Айвазовский И.К.
Айвазовский прожил жизнь длиною почти в
век. Свой творческий путь он начал под влиянием немецкой
идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение эстетической доктрины в середине XIX столетия. К концу XIX века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев предвосхитить поиски художников-символистов.
Слайд 3
Русский псевдоним
Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец
будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда
в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.
Слайд 4
Айвазовский никогда не видел моря?
Это заблуждение ходит из
уст в уста вот уже два столетия. Но никто
не знает, откуда пошла эта легенда.
На самом деле, Айвазовский родился и вырос в Крыму и с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией. Более того, когда он учился в гимназии в столице, то очень скучал по дому. Скорее всего, прекрасная легенда появилась после того, как художник сказал, что невозможно нарисовать с натуры всё величие моря, передать его красоту, всплески волн. Поэтому Иван Константинович часто рисовал свои творения по памяти. Окна мастерской, где он работал, выходили во двор, а не на берег.
Слайд 5
Не только художник, но и музыкант
Рисование было не
единственным талантом Ивана Айвазовского. Среди его увлечений была и
музыка – художник с детства прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал Айвазовский, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.
Слайд 6
Сам себе дизайнер
Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая
предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы,
то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.
Слайд 7
«Хаос в Ватикане»
Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу.
Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в
том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.
Слайд 8
Картина "Хаос" Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную
экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой
медалью.
Слайд 9
Первый в Лувре
Именно Иван Айвазовский стал первым русским
художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре.
Чуть позже он был удостоен престижной награды - золотой медали французской Академии. Кстати, сейчас полотна мариниста ценятся во всём мире не меньше. 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.
Слайд 10
«Вид Константинополя и Босфорского залива»
Слайд 11
Усыновил своего же внука
Первая жена подарила художнику четырех
дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью
внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.
Слайд 12
Александр Лантри
Перед самой смертью Айвазовский написал прошение императору
Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня
дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.
Слайд 13
Ганзен Алексей Васильевич
Художник-маринист, профессор, коллекционер, Почетный член Одесского
городского, Шлиссельбургского уездного и Петроградского городского Попечительств детских приютов,
Надворный Советник со старшинством, художник Морского Министерства России, один из трех, ставших художниками, внуков И. К. Айвазовского, сын его второй дочери Марии Ивановны Айвазовской (в замужестве Ганзен).
Слайд 14
Последний морской пейзаж
Утром 19 апреля 1900 года художник
привычно устроился за мольбертом в своей мастерской в Феодосии.
На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он так и не успел. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте.