Слайд 2
Понятие
связной речи
и ее значение для развития
ребенка
Слайд 3
Речь – это деятельность, в процессе которой люди
общаются друг с другом посредством родного языка.
Связная речь
– это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Слайд 4
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется
в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая
из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Слайд 5
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной
функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового
общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Слайд 6
Для диалога характерны:
разговорная лексика и фразеология;
краткость,
недоговоренность, обрывистость;
простые и сложные бессоюзные предложения;
кратковременное предварительное
обдумывание.
Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.
Слайд 7
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее
относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию
слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Слайд 8
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая
речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые
средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).
Слайд 9
Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать
в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки
и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Слайд 10
Особенности развития связной речи
в дошкольном детстве
Слайд 11
В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют
основные задачи:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание
звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной речи в диалоге.
5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Слайд 12
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями
и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление
очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Слайд 13
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень
сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно
излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Слайд 14
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из
таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М.
Леушиной, Л. В. Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Слайд 15
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами
общения с окружающими людьми.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Слайд 16
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в
диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание
своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Слайд 17
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
Собственно речевые умения;
умения
речевого этикета;
умение общаться в паре, группе из 3 –
5 человек, в коллективе;
умение общаться для планирования совместных действий;
неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Слайд 18
Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и
знать, когда и как можно начать разговор со знакомым
и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Слайд 19
Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания,
приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение,
поздравление, благодарность, прощание и др.
Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н. И. Формановская).
Слайд 20
В арсенале воспитателей существует множество классических методов и
приемов развития связной речи дошкольников.
• Наглядные: наблюдение во время
прогулок, экскурсий; рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов; организация наблюдения; демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.; просмотров видеофильмов.
• Словесные: заучивание наизусть; пересказ; составление различных видов рассказов; беседы; речевой образец; повтор; вопрос.
• Игровые: дидактические игры-упражнения; театрализованные игры; сюжетно-ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием.
• Косвенные: подсказка; совет; исправление; реплика; замечание.
Слайд 21
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать
о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками
можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы.
Такие как, мнемотехника (наглядное моделирование), элементы ТРИЗ, постановка проблемного вопроса, прием «ИЗОсказка». Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.
Слайд 22
Нетрадиционный прием развития речи
ИЗОСКАЗКА
Слайд 23
Можно рассадить детей в кружок за столом, раздать
несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми
движениями способом вытягивания воспитатель лепит и предлагает детям лепить вместе сказочных героев. Дети сосредоточены на лепке, при этом у них активно разминаются пальчики рук. А звучащая сказка, является естественным продолжением их действий.
Вот как это выглядит со стороны…
Например: читаем сказку «Репка».
Слайд 24
В: Посадил дед (быстрыми движениями лепит репку) показывает
ее детям. Что посадил дед? Покажите свою репку (дети
точно копировали движения рук воспитателя)…
В: Выросла репка большая-пребольшая (вытягивает пластилиновую репку). Какая выросла репка? Покажи свою репку…
Воспитатель катает большой пластилиновый шарик. Ставлю его около репки. (дети тоже раскатывают шарик)
В: Стал тянуть дед репку. Тянет-потянет. Вытянуть не может... Что стал делать дед? и т.д.
Слайд 25
Так рождается «пластилиновая сказка». Дети быстро в процессе
лепки запоминают ее.
Во-первых потому, что в данном случае
взаимодействуют сразу три вида памяти: тактильная, слуховая и зрительная.
Во-вторых, у детей повышается интерес к сказке слепленной своими руками.
Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (вторая половина года) то я прием ИЗОСКАЗКА начала использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема ИЗОСКАЗКА я не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.
Слайд 26
Таким образом, прием ИЗОсказка:
активизирует связную речь детей, формирует
творческие способности воспитанников;
способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной,
слуховой и зрительной;
повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;
развивает мелкую моторику.
Слайд 27
Нетрадиционный прием
развития речи
МНЕМОТЕХНИКА
Слайд 28
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Слайд 29
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина
Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна –
предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Слайд 30
Из истории мнемотехники:
Мнемотехника насчитывает как минимум две тысячи
лет.
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в
6 веке до н. э.
Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.
Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Слайд 31
Мнемотаблицы – это дидактический материал, который можно использовать
для:
обогащения словарного запаса;
обучения составлению рассказа;
пересказов художественной литературы;
отгадывания и загадывания
загадок;
заучивания стихов.
Слайд 33
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная
информация.
Слайд 34
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает
детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими,
связными и последовательными.
Слайд 36
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают
детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось
бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Слайд 37
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении
составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем
по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.
Слайд 38
Если на начальном этапе работы даю готовые схемы,
то на следующем – коллективно выдвигаем и обсуждаем различные
версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Слайд 39
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности,
так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто
первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Всё перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Слайд 40
Мнемотехника многофункциональна
На основе их можно создать разнообразные дидактические
игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться
следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Слайд 41
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем
мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд 42
Тематические мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде,
одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
Данные схемы
помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Слайд 43
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо
давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в
памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Слайд 44
Суть работы с мнемотаблицами заключается
в следующих этапах:
1.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.
Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме, то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах).
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Слайд 45
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной
речи у детей. Это – прежде всего как начальная,
«пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Слайд 46
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к
сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить
к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Слайд 47
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы –
очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей
чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.
Слайд 48
Этапы работы со схемой-моделью:
учить детей заменять ключевые слова
в предложениях значками-символами;
учить зарисовывать предметы и явления природы
не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать и писать;
самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель;
использовать схему-модель как план пересказа;
закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Слайд 49
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или
в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить
с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Слайд 50
Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это
стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение
стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Слайд 51
Правила при работе с мнемотехникой
Занятия проводить по принципу
– от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и
постепенно переходить к мнемоцепочкам.
Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.
Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, крайне важно чтобы родители принимали активное участи в обучении ребенка.
Слайд 52
Виды работ с мнемотаблицей
1. Работа с готовой мнемотаблицей.
2.
Составление мнемотаблицы.
3. Восстановление мнемотаблицы.
Слайд 53
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника
многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Слайд 54
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать,
используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе,
так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Слайд 55
Использование приёмов ТРИЗ
в развитии связной речи
у
дошкольников
Слайд 56
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие,
творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное
детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Слайд 57
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной
речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной,
исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Придание занятиям комплексного характера.
Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
Слайд 58
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа:
1. Принцип
объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена
поколений систем подчиняется объективным законам.
2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами
Слайд 59
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских
задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по
четким логическим этапам:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
– демонстрация деятельности в целом и по элементам;
– организация отработки умений в упрощенных условиях;
– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;
– обязательный анализ своей деятельности
Слайд 60
Алгоритм решения изобретательских задач
Слайд 61
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним
истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Слайд 62
При решении триз-задач используются следующие приемы:
– графическая
аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или
несколько образов, выделив из них общие признаки;
– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;
Слайд 63
При решении триз-задач используются следующие приемы:
– каталог
– умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных
героев и их действия;
– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
Слайд 64
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним
истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Рассмотрим этапы работы.
Слайд 65
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом
в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в
окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры:
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”. Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.
Слайд 66
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика,
и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку
с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся ... и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать выход - вход,...)
Слайд 67
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги
Золушке”. Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его,
то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем–нибудь тяжелым прижимать.
Слайд 68
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями,
которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: “Учеными выведена новая
порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: На черного зайца легче охотиться лисе... Особенно его хорошо видно на снегу... Теперь ему только под землей надо жить... Или там, где вообще нет снега, а только черная земля... А гулять ему теперь надо только ночью... Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его...
Слайд 69
Пример: Идёт дождь. Назовите положительные и отрицательные стороны
этого явления.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит
противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Слайд 70
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного
объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся,
летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки...
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева...
Слайд 71
Метод “Системный анализ” (игра "Волшебный телевизор") помогает рассмотреть
мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным
образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?”
Дети предлагают варианты своих ответов, суждений.
В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Слайд 72
Особый этап работы педагога – тризовца – это
работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых
сказок с помощью специальных методик.
Метод “Каталог”. Данный метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).
Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Слайд 73
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию
случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по
модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Слайд 74
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был...
Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто
помог друзьям спастись?
Слайд 75
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются
примерно следующие вопросы:
- Жил-был... Кто? Какой он был? Какое
добро умел делать?
- Пошел гулять, путешествовать, смотреть... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).
Слайд 76
Правила поиска ответа на вопрос:
- Задается вопрос детям.
Например: ”Жил-был кто?”
- Ведущий открывает книгу на любой странице
и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
- Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.
- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Слайд 77
Во время работы с книгой дети могут терять
интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
- «Собирать»
сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.
Слайд 78
По мере использования данного метода следует стремиться к
тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов”
и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Слайд 79
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки
на основе уже известных детям сказок. “Вот что приключилось
с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание...” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций.
Слайд 80
Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, в
которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе
отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У каждого в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
Слайд 81
Приведем еще один возможный пример коллажа сказок.
Буратино, Красную
Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали
они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя.
А следующая картинка необычная. Только хвосты разных животных помогут придумать новый, смешанный вариант сказки.
Слайд 82
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,
создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Если взять сказку “Гуси – лебеди”, то можно предложить новую ситуацию: на пути девочки встречается серый волк.
Слайд 83
Метод «Сказка от смешного стишка»
Смешные стишки, как правило,
короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают
развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы с улыбкой читаем стишок и предлагаем завязку сказки.
Сказка от стишка (Э. Стефановича)
Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой…
Слайд 84
Например, удачные для перехода к сказкам стишки Э.Стефановича:
Зачем
шнурки Ботинку?
Если напрямик,
Чтоб он не очень
Распускал
язык.
Возможное начало «Однажды ночью, когда шнурки отдыхали, язык пропутешествовал…»
Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
Возможное начало «Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.
Слайд 85
Метод «Сказка от считалка»
Считалка лаконична, как правило, рифма
ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям
дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же – мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:
Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Возможное начало Один раз бабушка, покормив чижика, за была закрыть клетку…
Слайд 86
Считалка
Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо
града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
Возможное начало Но яблоко
было волшебное, добрых людей оно превращало в… . а злых в…
Слайд 87
Метод «Спасательные ситуации в сказках»
Взрослые, используя этот метод,
специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений.
Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у». Тогда…
Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.
Слайд 88
Сказки от “живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные).
Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Слайд 89
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить
дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например,
показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой…)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Слайд 90
Главная задача взрослого – создать такую эмоциональную обстановку
принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях
делать не так, «как положено».
Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой – своей сказке. А есть – творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор – и взрослый, и ребенок – использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они – АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!
Слайд 91
Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми
на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает
о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.
Данную работу можно проводить и в совместной деятельности, напр. на прогулках.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.
Слайд 92
Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево:
кто его мама? Кто его друзья? О чем оно
спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?”
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Слайд 93
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений
типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На
что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.
Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.
Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.
Слайд 94
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи
помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что
потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”
Игры: “Логический поезд”, “Большое Лу – Лу”.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи:
на общее развитие;
на проверку инерции мышления;
на использование приемов фантазирования.
Слайд 95
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется
игровой прием "Пришел в гости волшебник… ".
Приглашаются волшебники:
1. Волшебник
Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
Слайд 96
4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо
ограничивается в своих свойствах).
5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется
какое-либо свойство и меняется на противоположное).
6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).
Слайд 97
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта
и ответить на вопросы:
• Что происходит с этим объектом?
•
Какие ощущения он испытывает?
• Как он теперь воспринимает окружающий мир?
• Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
• Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?
• Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
• Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
• Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
Пример: Картина "Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок "Клубок, который научился летать"
Слайд 98
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет
отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но
у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Слайд 99
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной
речи у детей дошкольного возраста являются:
– повышение концентрации внимания,
которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
Слайд 100
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной
речи у детей дошкольного возраста являются:
– положительная динамика в
развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант);
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Слайд 101
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать
свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным
запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».