Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Школа молодого педагога Развитие креативности. Теоретический аспект.

Содержание

Притча о слепомОднажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».  По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна
???Школа молодого педагога «Развитие креативности. Теоретический аспект.»27.01.2015г.МОУ «Лицей№50» г. СаратовПедагог-психолог Горбунова И.В.«Эйнштейна Притча о слепомОднажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала Притча о слепомЧерез несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, Варианты сотворчества учителя с учащимисяучитель не согласовывает творческий процесс с деятельностью учащихся, Янусово мышлениеВ процессе янусова мышления противоположные аспекты, два и более, рассматриваются одновременно: Куда летит самолет? 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей:1. раннее физическое развитие.2. создание Педагогическая технологияПед технология (от др.-греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение) — Мотивация творчестваИзвестно, что любая система, в том числе и человек, начинает видоизменяться, Внутренние мотивы творческой деятельности человека:1. Реализация генетически заложенной в человеке поисковой потребности. Внутренние мотивы творческой деятельности человека:4. Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, Внешние мотивы творческой деятельности человека:1. Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества в своем И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так: В мире есть дети, Этапы развития творческого потенциалаОпределение уровня творческого потенциалаМотивацияОрганизация процесса творческой деятельностиКонтроль качества выполнения проектаАнализ ошибок прошлого Технологии развития творческого потенциала личности Диагностика уровня развития творческих способностей человека. Мотивация личности. Структура творческого потенциала личности КоммуникативныйАксиологический (Человек – высшая ценность общества и самоцель)общественного развитияГносеологический Как развить творческий потенциал?Для того, чтобы развить свой потенциал, вам необходимо развивать Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической Вариации творческого процесса. Концепция творчества по Гетцельсу Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:совокупность реальных возможностей, умений и Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Первый фактор – отсутствие достаточного количества сенсорного опыта Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Второй фактор – ближайшее окружение. В период раннего Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Третий фактор – коллективное воспитание. С поступлением в Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Четвертый фактор – обучение. Особое место в блокаде Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Пятый фактор – профессиональное обучение. Таким же блокирующим Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала.Расширение сенсорного опыта. Оно идет за счет игрушек, Факторы, способствующие актуализации творческого потенциалаОжидания взрослых. Взрослые обычно создают себе некий образ ЗадачиРасширять сенсорный опыт детей.Ориентировать при воспитании (а затем и при самовоспитании) не Десять заповедей творческой личности (профессор П. Вайнцвайг)  Будь хозяином своей Компоненты творческих способностейБеглостьГибкостьОригинальностьРазработанностьЛюбознательностьВоображениеСложностьСклонность к риску Беглость ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;ребенок рисует несколько картин, Гибкостьребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;ребенок может перенести Оригинальностьребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, Разработанностьребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;ребенок понимает, в Любознательность ребенок спрашивает всех и обо всем;ребенку нравится изучать устройства механических вещей;ребенок Воображениеребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;ребенок представляет, как Сложностьребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;ребенок любит ставить перед собой Склонность к рискуребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию Теория интеллектуального порогаПри IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) - Теория интеллектуального порогаЧеловек с IQ150 единиц может быть менее творческим, чем человек В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; Концепция М. Воллаха и Н. Когана. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности  (Концепция М. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативностичасто попадают в позицию Дети с низким уровнем и интеллекта и творческих способностей  (Концепция Особенности интеллектуально одаренных детей Концепция М. Воллаха и Н. Когана.умственное развитие опережает «Теория инвестирования» Р. Стернберга. Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:1) интеллектом как способностью; 2) Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:1) синтетическая способность — новое видение Творческим людям присущи следующие личностные черты:1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов В психологии развития существуют 3 подхода к объяснению развития творческих способностей:1) генетический, Рассмотрим понятие “творческие способности”, его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют Черты, присущие творческой личностинезависимость — личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса Конвергентное мышление – это Критерии, позволяющие определить способности к дивергентному мышлению:Беглость – означает количество идей, возникающих Исследования показывают, что по мере взросления человека его творческие способности постоянно снижаются.В Ложное представление о творчествеПервое ложное представление: творчеству нельзя научиться. Творцами либо рождаются, ТРЕНИРУЕМ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ А, теперь правильный ответ) Упражнение «Расскажи историю»Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.Название любого предмета, Притча о золотом кафтанеКак-то один знатный человек обратился к мудрецу:- Скажи, уважаемый, Притча о золотом кафтанеНа что мудрец, обратившись к его кафтану, расшитому золотом, Притча о золотом кафтанеИСТИННОЕ БОГАТСТВО – ЭТО НАШИ СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ НАС, Притча о золотом кафтанеБогач, изумленный тем, что мудрец говорит с его кафтаном, Творческого самовыражения
Слайды презентации

Слайд 2 Притча о слепом
Однажды один человек проходил мимо слепого.

Притча о слепомОднажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого

У ног слепого лежала табличка, на которой было написано:

«Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».  По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна монета.
Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем.

Слайд 3 Притча о слепом
Через несколько часов он возвращался обратно

Притча о слепомЧерез несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо

и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна

монет.
Табличка с новой надписью стояла на том же месте. На ней было написано: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».


Слайд 4 Варианты сотворчества учителя с учащимися
учитель не согласовывает творческий

Варианты сотворчества учителя с учащимисяучитель не согласовывает творческий процесс с деятельностью

процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от

себя («педагог-премьер»);
учитель соотносит творческий процесс с деятельностью класса, управляет общей творческой работой («педагог-дирижёр»);
учитель учитывает нюансы деятельности от- дельных учащихся («педагог-зеркало»);
учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество («педагог- режиссёр»). Именно этот вариант соответствует личностно-ориентированному подходу, на который равняется современное образование.

Слайд 5 Янусово мышление
В процессе янусова мышления противоположные аспекты, два

Янусово мышлениеВ процессе янусова мышления противоположные аспекты, два и более, рассматриваются

и более, рассматриваются одновременно: либо как существующие бок о

бок, либо как равнодействительные, истинные, правомочные. Доктор Розенберг рассмотрел признаки янусова мышления в работах Эйнштейна, Моцарта, Пикассо, Конрада. К янусову мышлению можно прийти с помощью вопроса: «Какова обратная сторона этого явления?» — и затем попытаться представить себе обе противоположные стороны существующими одновременно.

Эдгар Рубин 1915 год

Доктор Альберт Розенберг, известный исследователь процессов творчества, идентифицировал процесс, который сам он обозначил термином «янусово мышление» —в честь древнеримского божества Януса, изображаемого с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны.


Слайд 6 Куда летит самолет?

Куда летит самолет?

Слайд 7 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей:
1.

6 основных условий успешного развития творческих способностей детей:1. раннее физическое развитие.2.

раннее физическое развитие.
2. создание обстановки, опережающей развитие.
3. Максимальное напряжение

сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
4. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
5. помощь взрослых , не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку
6. комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени.


Слайд 8 Педагогическая технология
Пед технология (от др.-греч. искусство, мастерство, умение

Педагогическая технологияПед технология (от др.-греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение)

и слово, учение) — совокупность, спец набор форм, методов,

способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Структура пед технологии. технология в макс степени связана с уч процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. В структуру пед технологии входят:
а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные;
содержание уч материала; в) процессуальная часть - технологич процесс: организация уч процесса;
методы и формы уч деятелности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика уч процесса.


Слайд 9 Мотивация творчества
Известно, что любая система, в том числе

Мотивация творчестваИзвестно, что любая система, в том числе и человек, начинает

и человек, начинает видоизменяться, т.е. развиваться, под воздействием внутренних

(личных) потребностей и внешних требований окружающей среды. Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Слайд 10 Внутренние мотивы творческой деятельности человека:
1. Реализация генетически заложенной

Внутренние мотивы творческой деятельности человека:1. Реализация генетически заложенной в человеке поисковой

в человеке поисковой потребности. Каждое живое существо, а тем более

человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он попал, и пытается ее приспособить для своего существования. Реализация естественной поисковой потребности (любопытство) заставляет анализировать ситуацию, делать выводы, принимать творческие решения.
2. Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания. Действительно, в экстремальных условиях наблюдается всплеск творческих действий и поступков, направленных на сохранение жизни и ее продолжения. История знает массу таких примеров.
3. Удовлетворение первичных материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.) Значительная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение именно этих потребностей человека, начиная от изобретения молотка, дамских колготок, быстрорастворимого кофе и кончая космическими поселениями.

Слайд 11 Внутренние мотивы творческой деятельности человека:
4. Удовлетворение первичных духовно-социальных

Внутренние мотивы творческой деятельности человека:4. Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание,

потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация и саморазвитие). При удовлетворении первичных

материальных потребностей, проявляются духовные потребности, основанные на желании осознать свою роль и свою значимость в этой жизни. Человек начинает самоутверждаться, т.е. оценивать себя, вырабатывать чувство самоуважения и ожидает такого же признания его личности вначале ближайшего окружения, а затем все более отдаленного. Эта нескончаемая и постоянно растущая потребность является одним из мощных мотивов проявления творчества.
5. Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм. Стремление быть богатым и властительным, для некоторых является достаточно сильным мотивом развития своих творческих способностей. Вероятно, это связано с удовлетворением личной потребности в безопасности и выживании.
6. Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм. Многие считают, что лень и желание человека паразитировать на окружающей среде, является одной из движущих сил развития человечества, особенно на его ранних стадиях. Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся земледелием, лень ему было гоняться за мамонтом - изобрел ловчую яму, неохота стало ходить пешком - появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так почти во всем.

Слайд 12 Внешние мотивы творческой деятельности человека:
1. Удовлетворение потребности семьи,

Внешние мотивы творческой деятельности человека:1. Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества в

страны, человечества в своем сохранении и развитии. Здесь можно привести

обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности - от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи, системы Internet. У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо. 2.Следование идеологии, культуре и мифам общества. Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе (сообществе) идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится. 3. Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других. Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие "потерять лицо" или "быть не таким как все" означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать не признание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек стремится развить свои способности. Как правило, перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но один из них, все же является доминирующим. Это определяется историческими и социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением. 3. Процессуальные характеристики творчества. Процессуальные характеристики — творчество осуществляется в обстановке публичности и регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер.

Слайд 13 И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так:

И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так: В мире есть

В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной

области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Слайд 14 Этапы развития творческого потенциала
Определение уровня творческого потенциала
Мотивация
Организация процесса

Этапы развития творческого потенциалаОпределение уровня творческого потенциалаМотивацияОрганизация процесса творческой деятельностиКонтроль качества выполнения проектаАнализ ошибок прошлого

творческой деятельности
Контроль качества выполнения проекта
Анализ ошибок прошлого


Слайд 15 Технологии развития творческого потенциала личности 
Диагностика уровня развития творческих

Технологии развития творческого потенциала личности Диагностика уровня развития творческих способностей человека. Мотивация

способностей человека.
Мотивация личности.
Создание условий для удачного развития

и дальнейшей реализации личностного потенциала.
Контроль за качеством выполнения данной деятельности.
Проверка результатов совпадения запланированных и полученных. Рассмотрение и анализ полученных проблем

Слайд 16 Структура творческого потенциала личности 
Коммуникативный
Аксиологический (Человек – высшая ценность

Структура творческого потенциала личности КоммуникативныйАксиологический (Человек – высшая ценность общества и самоцель)общественного

общества и самоцель)общественного развития
Гносеологический (подход с точки зрения теории

познания)
Творческий
Художественный потенциал


Слайд 17 Как развить творческий потенциал?
Для того, чтобы развить свой

Как развить творческий потенциал?Для того, чтобы развить свой потенциал, вам необходимо

потенциал, вам необходимо развивать такие качества как:
 Инициативность.
Способность двигаться вперед.
Уверенность

в себе.
Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.
Доводить начатое дело до финального конца.

Слайд 18 Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и

неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творческий потенциал – совокупность качеств человека,

определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.


Слайд 19 Вариации творческого процесса. Концепция творчества по Гетцельсу

Вариации творческого процесса. Концепция творчества по Гетцельсу

Слайд 20 Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:
совокупность

Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:совокупность реальных возможностей, умений

реальных возможностей, умений и навыков, определяющих их развитие (Л.Г.Пихтовников,

Л.Н. Москвичева);
синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников;
социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности ( Е.В. Колесникова);
специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества ( С.Р. Евинзов);
характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации ( М.В. Копосова);
развитое чувство нового, открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже);
интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Слайд 21 Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.
Первый фактор – отсутствие

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Первый фактор – отсутствие достаточного количества сенсорного

достаточного количества сенсорного опыта в раннем детстве. Ребенок, ограниченный

в общении с взрослыми, в зрительных, слуховых, тактильных ощущениях до года (особенно в домах ребенка) имеет задержку психического развития. Это же касается дальнейшего развития. Ни книги, ни мультфильмы при ограниченном сенсорном опыте не могут заменить живого контакта со средой. Поэтому типичный стереотип жизни малышей – дом, двор, игра с постоянными сверстниками – то есть ограниченность сенсорного опыта также является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.

Слайд 22 Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.
Второй фактор – ближайшее

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Второй фактор – ближайшее окружение. В период

окружение. В период раннего детства, когда ребенок начинает самостоятельно

ориентироваться в мире и у него спонтанно проявляется потребность в познании и творчестве, с одной стороны, и вместе с тем достаточно активно происходит адаптация к внешней среде, с другой. В первую очередь это касается общей родительской направленности на формирование определенных черт характера через одобряемое и неодобряемое взрослыми поведение ребенка.


Слайд 23 Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.
Третий фактор – коллективное

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Третий фактор – коллективное воспитание. С поступлением

воспитание. С поступлением в детский сад появляется еще одна

форма влияния на детей – нормативные стандарты идеальных качеств человека. Воспитатели, исходящие из необходимости организовать жизнь коллектива детей по определенным нормативам, вызывают свою специфическую форму блокады развития творческой индивидуальности.

Слайд 24 Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.
Четвертый фактор – обучение.

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Четвертый фактор – обучение. Особое место в

Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная

форма обучения, направленная на получение предусмотренных программой знаний, умений и навыков. В отличие от других видов деятельности (игровой, профессиональной) учебный процесс не имеет для ребенка индивидуальной значимости и ясной конечной цели после получения элементарных конкретных навыков – чтения, письма, счета. Знания, которые дети могут получить при определенном старании, безлики и лишены возможности для проявления их индивидуального своеобразия.

Слайд 25 Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.
Пятый фактор – профессиональное

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.Пятый фактор – профессиональное обучение. Таким же

обучение. Таким же блокирующим творчество является и специальное высшее

образование. Как показали эксперименты, творческие способности проявляются в активном сопротивлении навязанному стилю деятельности, как на уровне сознания, так и бессознательном.


Слайд 26 Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала.
Расширение сенсорного опыта. Оно

Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала.Расширение сенсорного опыта. Оно идет за счет

идет за счет игрушек, организации внешней среды, но главным

образом за счет контактов с взрослыми. Так, уровень развития интеллекта и творчества прямо и высоко коррелирует с количеством взрослых, которые окружали ребенка и контактировали с ним до года. Дифференциация лиц, голосов, форм общения с взрослыми, являющимися главным источником информации для детей, способствовали развитию у него дифференцировочной чувствительности.
К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят также наличие образца для подражания в среде взрослых.

Слайд 27 Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
Ожидания взрослых. Взрослые обычно

Факторы, способствующие актуализации творческого потенциалаОжидания взрослых. Взрослые обычно создают себе некий

создают себе некий образ ребенка, ученика, который существует в

реальности и который они хотели бы сформировать. Психологами был проведен очень интересный опыт. Обследовав уровень психического и интеллектуального развития детей в классе, они выбрали наиболее слабо развитых из них и сказали педагогам, что по их данным эти ученики через год должны проявить в чем-нибудь выдающиеся успехи. Конкретной области для проявления ученикам просили не сообщать. Через год эти ученики действительно показали успехи в разных областях. Просто педагоги стали ожидать от них проявления успехов и фиксировали своеобразное, индивидуальное отличие от других, от стандартов.

Слайд 28 Задачи
Расширять сенсорный опыт детей.
Ориентировать при воспитании (а затем

ЗадачиРасширять сенсорный опыт детей.Ориентировать при воспитании (а затем и при самовоспитании)

и при самовоспитании) не на стандарт, а на специфику

индивидуальных особенностей.
Научить распределять функции в коллективе, а при самовоспитании стремиться находить свое место, свое назначение в социуме.
Включать в обучение самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.
Способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента для творчества до автоматизма и совершенства.

Слайд 29 Десять заповедей творческой личности (профессор П. Вайнцвайг)
Будь

Десять заповедей творческой личности (профессор П. Вайнцвайг) Будь хозяином своей

хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси

свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.


Слайд 30 Компоненты творческих способностей
Беглость
Гибкость
Оригинальность
Разработанность
Любознательность
Воображение
Сложность
Склонность к риску

Компоненты творческих способностейБеглостьГибкостьОригинальностьРазработанностьЛюбознательностьВоображениеСложностьСклонность к риску

Слайд 31 Беглость
ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;
ребенок

Беглость ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;ребенок рисует несколько

рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну;
ребенок задает много

вопросов;
у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной;
ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли;
ребенок работает быстро и продуктивно.

Слайд 32 Гибкость
ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от

Гибкостьребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;ребенок может

обычного способа;
ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на

другой объект;
ребенок выдвигает множество идей и исследует их;
ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой;
ребенок думает о различных путях решения проблемы.


Слайд 33 Оригинальность
ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены

Оригинальностьребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной

не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки

и изображения;
ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы;
ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно);
ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы;
после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения;
ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Слайд 34 Разработанность
ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в

Разработанностьребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;ребенок понимает,

свой рисунок;
ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл

ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение;
ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом;
ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей;
ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их;
ребенок изменяет правила игры.


Слайд 35 Любознательность
ребенок спрашивает всех и обо всем;
ребенку нравится изучать

Любознательность ребенок спрашивает всех и обо всем;ребенку нравится изучать устройства механических

устройства механических вещей;
ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления;
ребенок

любит изучать новые вещи и идеи;
ребенок ищет разные возможности решения задачи;
ребенок изучает книги, игры, картины, и т.д., чтобы познать как можно больше.

Слайд 36 Воображение
ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда

Воображениеребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;ребенок представляет,

не видел;
ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую

он решает сам;
ребенок мечтает о различных местах и вещах;
ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался;
ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие;
ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Слайд 37 Сложность
ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;
ребенок

Сложностьребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;ребенок любит ставить перед

любит ставить перед собой трудные задачи;
ребенок любит изучать что-то

без чьей-либо помощи;
ребенку нравятся сложные задания;
ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели;
ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.


Слайд 38 Склонность к риску
ребенок будет отстаивать свои идеи, не

Склонность к рискуребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на

обращая внимания на реакцию других;
ребенок ставит перед собой очень

высокие цели, и будет пытаться их осуществить;
ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов;
ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию;
ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение;
ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Слайд 39 Теория интеллектуального порога
При IQ ниже 115-120 баллов (среднее

Теория интеллектуального порогаПри IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение)

плюс стандартное отклонение) - интеллект и креативность неразличимы и

образуют единый фактор
При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами

Слайд 40 Теория интеллектуального порога
Человек с IQ150 единиц может быть

Теория интеллектуального порогаЧеловек с IQ150 единиц может быть менее творческим, чем

менее творческим, чем человек с IQ 125 единиц. Однако,

при очень высоком IQ (170–180 единиц), как и в случае недостаточного развития, создается препятствие над нормальным развитием творческого потенциала. Высоколобые интеллектуалы редко бывают творческими людьми, так как они нацелены на обучение и усвоение.


Слайд 41 В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная

В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня

корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем

больше вероятность того, что у ис­пытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высоко­развитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктив­ность.
Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога.
Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор.
При коэффициенте интел­лекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми фак­торами.


Слайд 42 Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к

Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке

обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого

числа идей; 3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Слайд 43 Концепция М. Воллаха и Н. Когана. Дети, обладающие

Концепция М. Воллаха и Н. Когана. Дети, обладающие высоким уровнем

высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью
уверены в своих

способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они характеризуются внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Как видим, такие дети дают картину поведения, фактически соответствующую тому, что в обыденной жизни принято считать ОДАРЕННОСТЬЮ.

Слайд 44 Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности (Концепция М.

креативности (Концепция М. Воллаха и Н. Когана)
стремятся к школьным

успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки, то есть в учебе у них доминирует соревновательная мотивация. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей, то есть мотивация избегания доминирует над мотивацией достижения. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности. Можно сказать, что эти дети имеют дисциплинированный и исполнительный, но недостаточно инициативный и открытый когнитивный стиль (недостаточно открытый новому опыту).

Слайд 45 Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативностичасто попадают в

креативности
часто попадают в позицию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются

к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (занятия в кружках, хобби и т. д.), где они в свободной обстановке могут проявить свой творческий потенциал. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Можно сказать, что высокий инновационный потенциал, инициативный когнитивный стиль здесь вступают в противоречие с низкой дисциплинированностью ума, низким самоконтролем.

Слайд 46 Дети с низким уровнем и интеллекта и творческих

Дети с низким уровнем и интеллекта и творческих способностей (Концепция

способностей (Концепция М. Воллаха и Н. Когана)
внешне хорошо адаптируются,

держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

Слайд 47 Особенности интеллектуально одаренных детей Концепция М. Воллаха и

Особенности интеллектуально одаренных детей Концепция М. Воллаха и Н. Когана.умственное развитие

Н. Когана.
умственное развитие опережает коммуникативное и физическое, которое обычно

соответствует норме для возраста, хотя среди интеллектуалов встречаются и больные, и здоровые дети.
ставят перед собой задачи, которые еще не способны разрешить.
большой когнитивный ресурс: они могут одновременно следить за несколькими рядами событий (хорошее распределение внимания); как правило, у них отличная память; они имеют большой словарный запас, отличаются неуемной страстью к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно и отвергают навязанный ответ, причем часто погружаются в задачу так, что не замечают окружающих.
Поскольку дети в возрасте 3-6 лет имеют наивные убеждения, что их взгляд на мир такой же, как и у всех людей (тогда как на самом деле положение обратное!), одаренным очень трудно общаться со сверстниками: они любят прерывать собеседника, поправлять и критиковать взрослых и считать себя всегда правыми. Однако они предпочитают общаться со взрослыми, у которых находят интеллектуальное понимание, а не со сверстниками.
От конфликтов с ровесниками их спасает развитое чувство справедливости и не по-детски широкие взгляды на жизнь, а также чувство юмора.
Пожалуй, развитое чувство юмора и так называемый перфекционизм (стремление доводить любое дело до совершенства) являются самыми главными личностными чертами - спутниками ранней интеллектуальной одаренности.

Слайд 48 «Теория инвестирования» Р. Стернберга. 
Одной из последних по времени

«Теория инвестирования» Р. Стернберга. Одной из последних по времени возникновения концепций креативности

возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестиро­вания», предложенная

Р. Стернбергом и Д. Лавертом (1985). Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». «Покупать по низкой цене» — значит заниматься неизвестными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся.


Слайд 49 Стернберг считает, что человек может не реализовать свой

Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в

творческий потенциал в двух случаях:
если он высказывает идеи

преждевременно;
если он не выносит их на обсуждение слишком долго и тогда они становятся очевидными, «устаревают».
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Про­явление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.


Слайд 50 По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:
1)

По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:1) интеллектом как способностью;

интеллектом как способностью;
2) знанием;
3) стилем мышления;
4)

индивидуальными чертами;
5) мотивацией;
6) внешней средой.

Слайд 51 Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:
1) синтетическая

Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:1) синтетическая способность — новое

способность — новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;


2) аналитическая способность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки;
3) практические способности — умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).

Слайд 52 Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) независимость -

Творческим людям присущи следующие личностные черты:1) независимость - личностные стандарты важнее

личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений;
2)

открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Слайд 53 В психологии развития существуют 3 подхода к объяснению

В психологии развития существуют 3 подхода к объяснению развития творческих способностей:1)

развития творческих способностей:
1) генетический, отводящий основную роль в детерминации

психических свойств наследственности;
2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;
3) генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Слайд 54 Рассмотрим понятие “творческие способности”, его место в структуре способностей.

Рассмотрим понятие “творческие способности”, его место в структуре способностей. Общие умственные способности

Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности.

В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них – творческая), а с другой - к поискам общей ее структуры.

Слайд 55 Черты, присущие творческой личности
независимость — личностные стандарты важнее

Черты, присущие творческой личностинезависимость — личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность

стандартов группы; неконформность оценок и суждений;
открытость ума — готовность

поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
особенности «Я-концепции», которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера;
смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не только психоаналитики, но и генетики);
??? противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности.

Слайд 56 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса Конвергентное мышление –


Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на

поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам . Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным».
Дивергентное мышление - идущее в различных направлениях». Допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам


Слайд 57 Критерии, позволяющие определить способности к дивергентному мышлению:
Беглость –

Критерии, позволяющие определить способности к дивергентному мышлению:Беглость – означает количество идей,

означает количество идей, возникающих за единицу времени.
Оригинальность – умение

мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Слайд 58 Исследования показывают, что по мере взросления человека его

Исследования показывают, что по мере взросления человека его творческие способности постоянно

творческие способности постоянно снижаются.
В результате одного из исследований, в

котором оценивалась способность генерировать оригинальные идеи (примерно так же, как в тесте Торренса), но учитывались как оригинальные, так и стандартные ответы, получилось следующее:
дети до 5 лет – 90 % оригинальных ответов;
дети 7 лет – 20 % оригинальных ответов;
взрослые – 2 % оригинальных ответов.
Снижение творческого уровня прямо поражает – с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в 40 раз!

Слайд 59 Ложное представление о творчестве
Первое ложное представление: творчеству нельзя

Ложное представление о творчествеПервое ложное представление: творчеству нельзя научиться. Творцами либо

научиться. Творцами либо рождаются, либо нет.
Второе ложное представление: у

меня мышление логического типа. А, логика и творчество не совместимы.
Третье ложное представление: я никогда не создавал никаких «шедевров», а потому я неспособен к творчеству.

Слайд 60 ТРЕНИРУЕМ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ТРЕНИРУЕМ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Слайд 61 А, теперь правильный ответ)

А, теперь правильный ответ)

Слайд 62 Упражнение «Расскажи историю»
Название любого предмета, который можно увидеть

Упражнение «Расскажи историю»Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.Название любого

в магазине.
Название любого предмета, который можно подарить  на день

рожденье маме.
Любой вид спорта.
Любую еду.
Имя любой знаменитости.
Любое преступление.
Любую профессию.

Слайд 63 Притча о золотом кафтане
Как-то один знатный человек обратился

Притча о золотом кафтанеКак-то один знатный человек обратился к мудрецу:- Скажи,

к мудрецу:

- Скажи, уважаемый, ты такой умный, так почему

же ты не богат?


Слайд 64 Притча о золотом кафтане
На что мудрец, обратившись к

Притча о золотом кафтанеНа что мудрец, обратившись к его кафтану, расшитому

его кафтану, расшитому золотом, ответил:


- Видишь ли, уважаемый кафтан,

мое богатство внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берет с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото. И если ему приснится бегущий за ним тигр, то ему придется в страхе убегать от тигра, а не звать на помощь слуг. Во сне его спасет от тигра лишь умение быстро бегать. Если же ему приснится, что он замерзает в лютый мороз, он будет трястись от холода и не сможет взять и укрыться тобою – теплым кафтаном. Его спасет от холода лишь умение разжигать огонь.


Слайд 65 Притча о золотом кафтане
ИСТИННОЕ БОГАТСТВО – ЭТО НАШИ

Притча о золотом кафтанеИСТИННОЕ БОГАТСТВО – ЭТО НАШИ СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ

СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ НАС, А СНАРУЖИ ТОЛЬКО ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ.


Слайд 66 Притча о золотом кафтане
Богач, изумленный тем, что мудрец

Притча о золотом кафтанеБогач, изумленный тем, что мудрец говорит с его

говорит с его кафтаном, а не с ним, воскликнул:
-

Да ты безумен! Как можно говорить с моим кафтаном и не видеть меня – его хозяина!

На что мудрец, улыбнувшись, сказал:
- Вот так и большинство людей. Они говорят с телами и не видят тех, кто является их хозяевами.


  • Имя файла: shkola-molodogo-pedagoga-razvitie-kreativnosti-teoreticheskiy-aspekt.pptx
  • Количество просмотров: 130
  • Количество скачиваний: 1