Слайд 2
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие
Слайд 3
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные
жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.
Находят применение и
современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр.
Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
Слайд 4
Вачков И.В. считает главным средством психологического воздействия в
сказкотерапии метафору, как основу любой сказки.
Именно точность подобранной
метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.
Слайд 5
Типологии сказок
Художественные сказки
Народные сказки
-Сказки о преобразовании, трансформации.
-Страшные сказки
-Волшебные
сказки
Авторские художественные сказки
Дидактические сказки
Психокоррекционные сказки
Психотерапевтические сказки
Слайд 6
По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы
со сказкой:
-Рассказывание сказки.
-Рисование сказки.
-Сказкотерапевтическая
диагностика.
-Сочинение сказки.
-Изготовление кукол.
-Постановка сказки.
Слайд 7
Достоинства сказки
- Метафоричность (наиболее доступно для восприятия).
- Отсутствие
дидактичности (не вызывает сопротивления).
- Глубинный смысл сказки (закодированный опыт
человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе).
- Архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации).
- Полная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»).
Слайд 8
Экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и
испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и
времени, «ненаходимость» по Бахтину).
- Магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке»-отсутствие ментальных ограничений, иррациональность).Родословная сказки.
- Соотношение и исторические корни мифа – легенды –саги –былины – сказки –притчи…
Слайд 9
Схема волшебной сказки
Место и время действия
(ненаходимость), происхождение героя и социальный статус, нанесение ущерба или
вреда или желание иметь что-то, отправка из дома, встреча с дарителем или с помощником, встреча с антагонистом (поединок), победа, возвращение, погоня, испытание, награждение.
Слайд 10
Архетипическая схема сказки
1. Указание на время
(давным-давно) и место (в тридевятом царстве).
2. Происхождение героя, жизнь
в отчем доме (наследственность, статус, базовое отношение к Миру).
3. Уход из родительского дома (сепарация с родителями).
4. Выбор пути (самоопределение, начало инициации, взросление).
5. Искушения (проверка на «доброе сердце», ответственность за выбор пути, преодоление соблазнов и сомнений, принятие самого себя и своего пути).
6. Награда (нахождение помощников).
Слайд 11
7. Испытание (борьба с антагонистом, преодоление,
смерть и возрождение, индивидуация, поиск Самости).
8. Награда (метаморфоза, трансформация,
духовный рост).
9. Возвращение домой, трудности в пути (проверка истинности трансформации).
10. Прибытие в отчий дом (принятие своего раннего детского опыта, воссоединение со своими корнями, окончательная трансформация героя, нахождение Самости).
11. Награда (свадьба – воссоединение мужского и женского начала, восстановление целостности, идентификация с Самостью; коронование – завершение индивидуации, осуществление своего предназначения.
Слайд 12
Анализ сказки из детства
- Какие были
искажения в сюжете сказки.
- Какие переживания вызывает герой.
- Урок
сказки («Теперь я знаю, что…»).
- Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»).
- Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).
- Как герой относится к миру.
- Что получает герой в награду.
Слайд 13
Метод «Сочинение сказки»
Придумать свою сказку - отличное упражнение,
когда «следствие зашло в тупик». Если не получается найти
причину странного поведения ребенка, его переживаний или беспокойства, а также не удается установить высокую степень доверия, то можно предложить ребёнку придумать сказку.
Слайд 14
В упражнении «Придумай сказку» действуют основные принципы проективных
методов: неопределенность стимульного материала, закрытая инструкция, запрет на оценку
работы.
Проще говоря, вы даете очень короткое задание «Придумай свою сказку. Любую, какую хочешь.» и больше никаких уточнений («любую, какую хочешь»), никак не оцениваете работу «сказочника» (комментарии типа «что за глупости ты придумываешь», «ты что, не можешь сочинить нормальную сказку?» или «опять ты про своих динозавров», равно как и «это самая лучшая сказка в мире», ЗАПРЕЩЕНЫ)
Слайд 15
Примеры архетипических (инициация) смыслов
Таинственный лес –
место посвящения, через него идет дорога в иной мир
(Данте, Овидий: вход в Аид «сумерком леса хранимый» и пр.).
Слайд 16
Избушка на курьих ножках – вход в царство
смерти, герой знает «слова», чтобы войти, т.е.он знает, зачем
идет в иной мир. За это он бывает награжден волшебными дарами.
Баба Яга – охраняет границу мира живых и мира мертвых, яви и нави, повелительница животных, смерть (инициация смерти).
Слайд 17
Запретный чулан – детское (родительское) табуирование
и преодоление его (как индивидуация).
Мнимое умирание (сжигание – очищение,
чистилище, заглатывание, разрубание на части, живая и мертвая вода ) – отработка страха смерти, инициация взросления.
Слайд 18
Дракон – внутренняя сила.
Птица – внутренняя
свобода, способность мечтать, «взлетать» над обыденностью, быть свободным от
правил, норм, границ и т.п.
Конь – внутренняя гармония, чувство прекрасного внутри каждого человека, умение видеть красоту в окружающем мире.
Слайд 19
Кощей Бессмертный – страх смерти (поэтому
он бессмертен).
Превращение – метаморфоза, трансформация личности как переход на
более высокий уровень развития, не имеющий возможности возвращения назад, необратимое изменение.
Слайд 20
Оборотничество – возможность использовать свои сильные
(добрые) или слабые (злые) качества в сложных жизненных ситуациях,
пример того, как способность может стать дезадаптивным, разрушающим личность паттерном.
Змея – мудрость, причем изначальная, древняя, непостижимая разумом, архетипический уровень решения проблем, внутренняя гибкость, пластичность, способность к изменению и трансформации.
Слайд 21
Сказка про даму Анастасию (Владислав, 9 лет)
Этот памятник
даме Анастасии стоит в центре большого города. Его поставил
её муж. Анастасия жила в годы Великой отечественной войны. Она жила с мужем Алексеем и 3 детьми (2 девочки пели в хоре, а мальчик занимался дзюдо) в заброшенном городе, который находился рядом с большим городом, в котором жило очень много людей и процветала ночная жизнь.
Заброшенный город, в котором жила Анастасия с семьёй, считался проклятым, так как там один злодей искал сокровища, и его убили. С тех пор там никто не жил, по развалинам бродили фашисты, только семья Анастасии там жила. Так они пытались доказать, что там можно жить как нормальная семья. Нужно набраться храбрости и не давать своим страхам одолеть себя.
Слайд 22
Памятник даме Анастасии из пластилина (Владислав, 9 лет)
Слайд 23
Анастасия вышивала картины, а также покупала в большом
городе продукты и готовила для своей семьи. Муж работал
в саду и в огороде. Анастасия готовила еду для ресторана, где бесплатно кормила свою семью. Потом ее блюда стали хорошо продаваться в ресторане, и она стала много зарабатывать. Ресторан стал очень популярным. У Анастасии появились фанаты – человек двадцать, которые хотели попробовать хотя бы ложечку её блюд. Остальные рестораны в большом городе скоро закрылись, потому что их сотрудники сами стали ходить в тот ресторан, для которого готовила Анастасия.
Однажды к ней в дом забрался грабитель – фанат ее блюд. Он съел блюда, приготовленные для ресторана и, когда неожиданно вошла Анастасия, он резко повернулся, вилка вылетела из его руки и воткнулась даме прямо в глаз и убила ее. Перед смертью Анастасия успела рассказать мужу, где лежат рецепты ее блюд. Муж стал готовить для ресторана сам, а дети ему помогали, но после убийства популярность ресторана упала, а потом его и совсем закрыли. Открылись прежние рестораны.
Слайд 24
Дальше они жили спокойной жизнью, но скучали без
мамы. В их заброшенном городе снова стали жить люди.
Если жить тихо и не выделяься, то жить в нем было вполне безопасно.
Девочки (дочки) любили рисовать картины, а мальчик (сын) мечтал полетать на воздушном шаре. Мальчик женился на Аманде, девочки вышли замуж за Сашу и Мишу. Они нашли тот клад, который искал злодей, а полученные деньги тратили на еду очень экономно. Покупали замороженные продукты, так как зима была длинная, и на своем огороде почти ничего не росло. Денег очень не хватало.
Мораль: нужно быть осторожней (с вилками и ножами). Если ты популярен – ходи с охраной. А вообще популярным быть опасно, лучше жить тихо и незаметно.
Слайд 25
Интерпретация сказки про даму Анастасию
Примерно в возрасте 8
лет Владислав стал свидетелем драки между родителями, в процессе
которой его отец с ножом гонялся за маминой сестрой по улице. После этого мальчик стал сильно бояться отца, замкнулся в себе, отстранился от друзей и одноклассников.
Главная героиня сказки Анастасия символизирует его маму, на это напрямую указывает вышивание картин, которым они обе увлекаются. Сам Владислав - это ее сын, увлекающийся дзюдо. Мама доминирует в семье, а также обеспечивает ее существование. Все члены семьи находятся в состоянии страха и опасности, но пытаются изображать "нормальную семью". Мама гибнет от домашнего насилия, фактически в той самой реальной ситуации, описанной выше. Владислав настолько запуган поведением отца, что даже роль убийцы отдает случайному персонажу, хотя на самом деле это фигура отца (мужчина, который ест еду, приготовленную мамой).
В итоге жизнь мальчика все-таки продолжается, он даже создает свою семью, но выбирает жизнь тихую, экономичную и незаметную. Ему кажется, что так будет безопаснее.
Вывод: у мальчика катастрофически неудовлетворена потребность в безопасности. Он всерьез опасается за мамину и за свою жизнь.
Слайд 26
Работа с придуманной сказкой
Как можно поработать с этой
сказкой? Удовлетворить ту самую потребность в безопасности. К примеру,
придумать защиту для семьи и для дома. Подумать, как можно еще было заработать деньги для семьи. Представить, что мама была ранена, но не умерла. Расспросить побольше о мальчике из сказки - что он делал, как себя вел и чего хотел? Таким образом можно наметить другие сценарии развития событий и жизненные стратегии.