Слайд 2
Урбанизация: ростки терпимости
к инаковыглядящим и инакомыслящим
В XIII столетии
инвалид оказывается в сфере внимания Церкви, короны и города.
Совпадение интересов столь влиятельных политических сил и объясняет переход европейцев в другой период отношения к людям с недостатками физического и умственного развития.
К XIII в. госпиталь получает в Европе широкое распространение, повсеместно укореняется особый тип светского учреждения — городской приют.
Слайд 3
Набирала силу урбанизация, развивались и крепли города, расширялись
контакты между Западом и Востоком — контакты с иноземцами
и иноверцами.
Расширение контактов с иноземцами и иноверцами порождает ростки терпимого отношения к людской инакости.
Слайд 4
ХАРТИЯ вольностей: борьба дворянства за личные свободы и
привилегии приводит к развитию гражданского права
Слайд 5
Активная борьба дворянства за личные свободы и привилегии
стала еще одним фактором, оказавшим влияние на обретение в
будущем частью инвалидов гражданских (прежде всего имущественных) прав. Приоритет в этой сфере принадлежит Англии, где начало XIII в. ознаменовалось противостоянием Иоанна Безземельного
папе и местным баронам.
Слайд 6
Принятие Хартии оказалось шагом на пути создания в
1265 г. английского парламента — института, ограничивающего власть монарха
и защищающего права привилегированных сословий
Слайд 7
Благодаря принятию Хартии, повлекшему за собой необходимость законодательно
оформить правовой статус крупных феодалов (баронов), английский суд много
раньше континентальных соседей задумался о юридическом разграничении понятий «сумасшествие» и «идиотия».
Слайд 8
Образование дает привилегии, бюргерство начинает осознавать его ценность
Города,
как проницательно замечает Ле Гофф, становятся местами «вращения людей,
нагруженных идеями, словно товарами, местами обмена, рынков и перекрестков интеллектуальной торговли». Европейцы все лучше начинают понимать, что «невежество — изгнание человека, его отечество — наука»
Слайд 9
Благодаря стараниям «интернациональной компании» из знаменитой школы переводчиков
Толедо (XII—XIII вв.) христианский мир знакомится и с забытым
наследием Античности, и с последними достижениями арабской науки, знания европейцев становятся все более обширными. Интерес к научному наследию Античности и арабских авторов все более обостряется, философские и медицинские трактаты классиков переводятся на латынь. Стремительно растет число университетов. Ведущими интеллектуальными центрами Европы становятся Толедо (Испания), Болонья (Северная Италия), Шартр и Париж (Франция).
Слайд 10
Влияние эпидемий и голода на отношение к инаким
Демографический
подъем, начавшийся в XII в., привел к тому, что
к XIV столетию Европа испытала некоторое перепроизводство населения, вследствие чего обострилась проблема продовольственных запасов. Нехватка еды в XIII
—XIV вв. нередко
принимала к
катастрофические
формы.
Слайд 11
В неурожайные 1328—1329 гг. из городов большей части
Италии «были изгнаны все, живущие подаянием, ибо стали чрезмерно
обременительными»
В XII— XIII столетиях континент накрыла волна проказы, численность больных достигла столь огромных размеров, что понадобилось создать несколько тысяч лепрозориев . Англия и Шотландия, население которых не превышало полутора миллионов, в XII в. располагали 220 лепрозориями, Франция (XIII в.) - более чем 2000.
Продолжительность жизни европейца колебалась от 22 до 35 лет. Для Средневековья характерна исключительно высокая смертность в младенческом и детском (до 14 лет) возрасте, составлявшая, по мнению демографов, 35—40%
Слайд 12
XIV столетие - мрачный период Великого мора. «Черная
смерть», начав свой путь из Центральной Азии, примерно к
1348 г. достигла Центральной Европы. Это была не первая, но самая смертоносная эпидемия чумы. По данным хроник, за четыре года (1347—1351) население Европы сократилось почти на треть.
Слайд 13
Отношение инквизиции к носителям психических и телесных недостатков
Церковь
начинает поиск еретиков и ведьм, а верующие по мере
сил помогают ей делить окружающих по заданному принципу на «своих» и «чужих», способствуя физическому уничтожению «чужих» как политических врагов. Многочисленные проповедники и моралисты XIII в. в своих проповедях и поучениях выделяли три ипостаси нехристей: еретики, иудеи, язычники.
Слайд 14
С момента благословения папой Иннокентием VIII «охоты на
ведьм» (1484) началось тотальное истребление еретиков, нередко жертвами оговоров
и судебных ошибок становились «ненормальные». Настольное руководство для инквизитора — «Malleus Maleficarum» («Молот ведьм», 1487) —инструкции по разоблачению ведьм, а также перечень примет, по которым те легко узнавались: это, в частности, бессвязная или невнятная речь, странное поведение, неадекватные поступки.
Слайд 15
Реформация и переход к Новому времени
« Великое реформационное
движение, которым открывается новая эра в истории Западной Европы
- выразился протест против средневекового порядка вещей и средневекового миросозерцания. К началу XVI в. идеи Реформации назрели почти везде. Возрождение классического мира, замечательные открытия в области географии и астрономии будили мысль, усыпленную и подавленную церковным авторитетом, указывали ей новые пути. Книгопечатание давало возможность широкого распространения новых знаний, новых идей »
Слайд 16
Великие идеологи Реформации Мартин Лютер (1483—1546) и Жан
Кальвин (1509—1564) отрицали необходимость Католической церкви с ее иерархией,
считая носителем истины Священное Писание, и выступали за упразднение института духовенства.
Слайд 17
Реформация быстро распространялась по Европе. Северяне — Пруссия,
Дания, Швеция и подвластные им Норвегия и Финляндия —
не замедлили высвободиться из-под папского ярма, правители этих стран приняли Реформацию, провозгласив новое вероучение государственной религией. Германские земли, Франция, Англия и Нидерланды погрузились в религиозную усобицу. Пережившая Возрождение Италия, равно как и вышедшие из Реконкисты Испания и Португалия, призывы реформаторов оставила без внимания, в этих государствах авторитет Рима остался незыблемым.
Слайд 18
В эпоху Реформации милостыня (подаяние) утрачивает на Западе
раннехристианскую дихотомию: унижение — спасение, бедность — милосердие. Теперь
и законодатель трактует нищенство, а значит, и поведение побирающихся калек и убогих в категориях виновности. «Бедняк, изгой, человек, неспособный сам отвечать за свое существование, — отмечет М. Фуко, — приобрел на протяжении XVI в. такой облик, какой был неведом Средневековью»
Слайд 19
Начиная с XVI в. государственная и общественная филантропия
формируется в контексте борьбы с нищенством. Акты 1598 и
1601 гг. позволяют частным лицам открывать любые богоугодные заведения, не испрашивая на то официального разрешения.
Слайд 20
Законодатель оформляет расширение прав бюргеров и уточняет права
наследников-инвалидов на собственность
К XV в. в государствах Западной Европы
уже выражено сословное структурирование общества. Каждое сословие — духовенство, дворянство, бюргерство, крестьянство — имеет особый набор личных прав и свобод.
Слайд 21
По понятным причинам лидером движения становится родина Хартии
вольностей — Англия, в XVI столетии тамошние юристы пересматривают
раздел о введении в права наследования тех, кто признавался идиотом или безумцем. Акт XVI в. заметно отличается от законов XIII и XIV столетий.
Слайд 22
К концу XVII столетия успешное индивидуальное обучение глухих
становится рядовым явлением городской жизни во многих странах Европы.
Слайд 23
Первые попытки индивидуального обучения глухонемых
Педро Понсе де
Леон и Хуан Пабло Боннет — во взглядах на
возможности глухого столь далеко опередили соотечественников, что те не признали гениев и вскоре забыли о них.
Пионером британской системы обучения глухих речи и стал уже упоминавшийся оксфордский профессор Дж. Уоллис, а первым его учеником — двадцатипятилетний Даниэль Уолли, утративший слух в раннем детстве.
Слайд 24
Первенство в деле индивидуального обучения глухих принадлежит Испании,
благодаря ее сынам сурдопедагогический опыт впоследствии распространится на подвластных
Испании территориях — во Фландрии, в Нидерландах, Италии. Чуть позже обучение глухих станет возможным в немецких землях, а затем в Англии.
К концу XVII в. еще не сложились социокультурные предпосылки для открытия специальных учебных заведений, хотя попытки индивидуального обучения глухонемых готовили и приближали это событие.
Слайд 25
В Вероне, находившейся в ту пору под властью
испанского короля, практиковал ученик Рамиреса де Карриона врач Пиет
ро де Кастро. Свою книгу о системе работы с глухими де Кастро опубликовал в 1642 г.
Франк ван Гельмонт долгое время проживавший в Баварии, публикует трактат «Естественный алфавит устной речи» (1667)
Слайд 26
Амман предлагает оригинальные принципы обучения человека, лишенного слуха,
произношению и излагает их в трактате «Говорящий глухой, или
Метода, через которую рожденный глухим может научиться говорить» (1692)
Во второй половине XVII в. пастор из Цюриха И. Лафатер попытается наладить индивидуальное обучение глухих в родном городе, но его порыв никого не заинтересует.(Швейцария)
Слайд 27
В середине XV столетия аббатиса Схоластика организует занятия
с глухими девушками, предпринимая, возможно, одну из первых попыток
педагогической помощи людям, лишенным слуха. К тому же времени относится упоминание Агриколы об обучении глухонемого юноши чтению. В середине XVI в. Кардано пробует обучать собственного глухого ребенка, для чего разрабатывает оригинальную методику, одновременно предлагая собственную классификацию глухоты.
К концу XVII столетия успешное индивидуальное обучение глухих становится рядовым явлением городской жизни во многих странах Европы.
Ни в одной из европейских стран конца XVII в. успешное индивидуальное обучение не привело к созданию специальных учебных заведений для глухих.
Слайд 28
Попытки индивидуального обучения слепых
В 1662 г. несколько незрячих
сицилийцев попытались создать в Палермо некое подобие музыкальной школы,
где их товарищи по несчастью могли бы совершенствоваться в исполнительском мастерстве. «Организаторы этой школы (сами слепые) выработали устав, согласно которому нищенство для слепого является позором и слепые могут и обязаны трудиться»
Слайд 29
В 1736 г. Н. Саундерсон становится членом Королевского
научного общества. «Тот, кто никогда не видел света, был
способен понять любую науку, даже такую, как оптика; он был способен совершать открытия в любой области философии; мог понять так же много, как любой другой человек, включая природу света, законы рефлексии и рефракции; он был способен понять и то, как эти законы природы обуславливают физические феномены.
Слайд 30
В Англии в конце XVII столетия существовала разветвленная
сеть
государственных, городских и частных учебных заведений,
где при условии оплаты
мог учиться любой желающий. В Европе этого времени перестают быть редкостью слепые музыканты, тогда же ослепшему в раннем возрасте человеку удается стать профессором математики, заслуги которого признаны обществом и королем.
Слайд 31
Первые мысли об обучении умственно отсталых людей
Лица
с физическими и умственными недостатками способны обрести независимость только
в государстве, где правит закон, только в либеральном обществе, признающем гражданский статус вчерашних «чужих».
В XVII же столетии европейское государство оставалось неготовым к организации обучения умственно отсталых детей, впрочем, до введения всеобуча никто и не подозревал об их существовании. Дети же со слабоумием, идиотией, грубыми нарушениями психики в силу их очевидной интеллектуальной несостоятельности объектом обучения никогда не мыслились.
Слайд 32
Движущие силы второго периода эволюции отношения государства и
общества к инвалидам
урбанизация
развитие гражданского и сословного права
реформация
и переход к культуре Нового времени
развитие науки, университетского и школьного образования , книгопечатания
расцвет светского вольнодумства
развитие науки, университетского и школьного образования