Слайд 2
исторические сведения
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – называют
то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать
ничего, кроме телесного.
В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур).
В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций.
В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.
Слайд 3
На современном этапе развития философии, психологии, педагогики восстанавливается
целостность понимания человека
ДУХ
ДУША
ТЕЛО
Триада
Слайд 4
Современные философы о духовности человека
Спиркин Александр Георгиевич (24.01.1919 -
28.06.2004) - философ и психолог
«Человек есть воплощенный дух и
одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения»
Влади́мир Петро́вич Зи́нченко (1931-2014) — советский и российский психолог.
«Психологическая педагогика признает реальность души и тела. Душа и дух- реальность. Они не
менее объективны, чем так называемое объективное,
например, материя» (в философском смысле).
Слайд 5
Западная психология.
Три основных направления
Психоаналитическое направление, «первая волна» (З.
Фрейд, Э. Эрисон, К. Хорни), изучающее зависимость бессознательных реакций
психики на сознательную деятельность личности человека.
Бихевиористическое направление, «вторая волна» (основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. Уотсон предложил в качестве предмета изучения поведение. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.)
Гуманистическое направление, «третья волна», (Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. Маслоу .) признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему.
Слайд 6
Основные положения гуманистической психологии
Холический (целостный) подход к человеческому
существованию.
Подчеркивает фундаментальное убеждение в том, что все люди
от природы добродетельны.
Ориентирован на потенциал каждого человека.
Подчеркивает важность самопознания и самосовершенствования.
Утверждает существование Сверхсознания или высшего надличностного Я человека
Слайд 7
Иерархия потребностей по
А. Маслоу
Слайд 8
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Чем больше мы себя отдаем, тем
больше
мы себя узнаем
Что необходимо изменить в человеке,
так
это изменить осознание самого себя
К. Роджерс (1902-1987)
Чем глубже мы познаем свою
особенность и свою уникальность, тем
ярче в нас проступает общечеловеческое.
Обратный процесс, чем больше мы познаем общечеловеческое в нас и осознаем сущностное присутствие общечеловеческого в других , тем ярче переживаем свою индивидуальность, уникальность.
Слайд 9
Духовный уровень
Интуиция. Совесть. Вдохновение
Уровень различения (Разум, знания)
Ментальный уровень (Ум, впечатления)
Эмоциональный уровень. Подсознание
пять органов чувств
Физический уровень
Индивидуальное
сознание
Слайд 10
Пример с каретой
Тело –карета
Чувства – лошади
Ум – поводья
Разум
– возничий
Высшее я - хозяин
Слайд 11
Абай (1845-1904)
Слово Седьмое: невежды и кликуши
Ребенок рождается
на свет, наследуя два начала. Первое из них требует
еды, питья и сна. Это — потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое — тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звуки дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?”- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться.
Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иной твари.
Притча о волках
Слайд 12
Три типа педагогики
Педагогика формирования
Педагогика развития способности
Педагогика совершенствования
Смысл Гуманной
Педагогики – это ведение ученика по пути совершенствования своего
духовного мира и понимания своего предначертания, понимания суровости долга по пути умножения Добра и Любви на земле. Задача учителя помочь ребенку найти в себе возвышенную душу и служить ей преданно.
ПРИНЦИПЫ
Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.
(Из Манифеста гуманной педагогики)
Для гуманной педагогики принципы любви, созидательного терпения, доверия, свободного выбора, радости познания и общения, сотрудничества и т.д. являются исходными; они есть существенные компоненты педагогического процесса.
(Шалва Амонашвили)
Слайд 13
три постулата гуманной педагогики
В своём трактате «Школа
Жизни» Ш.А. Амонашвили выделяет три постулата веры
учителя в Ребёнка:
– Ребёнок – есть явление, «веление духа» в нашей земной жизни, а не случайность.
– Ребёнок несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.
– Ребёнок несёт в себе первозданную энергию духа – неограниченную возможность духовного совершенствования.