Слайд 2
Осетины— народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное
население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная
Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое)
Слайд 3
К древнейшим обычаям, порожденным родовым строем, относится гостеприимство
и куначество осетин. Эти обычаи бытовали и у других
горских народов Северного Кавказа и имели много сходных черт.
Слайд 4
Прием гостя на Кавказе - вообще явление важное,
официозное и очень ответственное. А у осетинского народа гостеприимству
отведена особая роль в системе традиционного общения.
Слайд 5
Гостеприимство - особенность осетинского народа, важнейшая народная традиция,
уходящая корнями соблюдением правил и порядка в глубь веков.
Слайд 6
Наряду с гостеприимством у осетин существовал обычай куначества,
именовавшийся хъунахъ (кунак), лыман (друг), хион уазаг (свой гость).
Куначество, передававшееся из поколения в поколение, издавна имело широкое распространение у осетин и ближайших их соседей — грузин, ингушей, балкарцев, кабардинцев.
Слайд 7
Некоторые правила осетинского застолья.
- Всё то, что
считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и
за осетинским столом.
- Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить.
- За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Нарушая этот обычай, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.
- Курение за столом – проявление неуважения к окружающим.
Слайд 8
Традиционная кухня осетинского народа складывалась в течении долгого
времени. Главный ее образующий фактор — кочевой образ жизни
первоначальных жителей данного региона, предков осетин — алан.
Слайд 9
Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем
святым, которым поклоняются осетины, и освящает три пирога. Только
после первого бокала можно начинать трапезу.
Характерной чертой осетинского стола до сих пор является торжественное преподношение почетного бокала определенному, лицу или группе людей. В этом обычае отражен быт предков осетин.
Слайд 10
В основе системы питания местных жителей лежат блюда
из мяса, которое чаще всего готовится в походном казане
и приправляется острым соусом на основе сметаны. Широко распространено в самой Осетии приготовление сыра и местного пива, эти продукты пользуются большой популярностью и за пределами края.
Слайд 11
На праздники в Осетии и сегодня для вознесения
первой молитвы Богу и освящения трёх ритуальных пирогов старшему
часто наливают осетинское пиво в специальный резной деревянный сосуд - «баганыйы къус»
До сих пор при передаче почетного бокала за столом осетины строго придерживаются определенных правил. Получивший нуазан имеет право передавать его другому лицу только с разрешения старшего. В старину у равнинных осетин гость не имел права уехать, пока хозяин дома не преподнесет ему свой (бокал для гостя).
Слайд 12
В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура.
Есть несколько видов танцев: массовый танец /симд/, парные танцы
(тым-был кафт и др.), медленный танец (хонгæкафт), мужской сольный танец на носках (рог кафт). Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони (фæндыр), используются и струнные музыкальные инструменты.
Слайд 13
Танцевали всегда с древних времён и до нашего
поколения.
Слайд 14
На языке танца выражали любовь и ненависть, добро
и зло, радость и горе.
Застолье по хорошему поводу
всегда сопровождается весельем, песнями, шутками.
Слайд 15
В различных ущельях Осетии, а зачастую и в
различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг
от друга содержанием и формами проведения. Всех их описать в данном проекте нет возможности. Поэтому ниже перечисляются праздники, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.
Слайд 16
Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в
Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через
три недели после Пасхи в воскресенье. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.
Куадзан(пасха) - один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния.
Нобгон - новый год по старому стилю - один из любимых осетинами праздников — приходится на 12-14 января.
Доныскафан ( праздник черпания воды) -справляли через 6 дней после Нового года. Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше