Слайд 3
17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви
города Феодосии сделал запись о том, что у Константина
(Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении) в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.
Слайд 5
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном
месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама
на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие как марево на горизонте. У берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами. Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни.
Слайд 6
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников.
Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не
пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талантмаринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.
Слайд 7
Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где
в 1833 году по представленным детским рисункам он был
зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева.
Слайд 8
Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году
за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена
серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: «Как I-ой ст. академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.
Слайд 9
И.К. Айвазовский за письменным столом.Автопортрет.1880
Слайд 10
А.С.Пушкин на берегу Чёрного моря 1897
Слайд 13
Варяжская сага - путь из варяг в греки
1876
Слайд 15
Венчание поэта в Древней Греции 1886
Слайд 16
Ветряные мельницы в украинской Степи при закате солнца