Слайд 2
???
Зачем ребенку учиться разговаривать с текстом?
Что это даёт
для его развития?
Какие приёмы существуют для развития
коммуникативных умений
и навыков?
Слайд 3
Ведущая метапредметная коммуникативная компетенция – способность взаимодействовать с
Другим, а также добывать и перерабатывать информацию, создавая в
ответ на чужой «текст» – свой авторский «текст».
Диалог с текстом – уникальное явление, «работающее»:
на реализацию учеником индивидуальной образовательной траектории,
на креативную модель диалога,
на формирование и отслеживание сформированности метапредметного и личностного результата.
Диалог с текстом очень удачно может быть использован как в современных технологиях (проект, портфолио…),
так и как самостоятельный процесс на уроке и дома.
Слайд 4
ОПЫТ РАБОТЫ свидетельствует о затруднениях, которые возникают у
учителей в процессе организации диалога с текстом.
Проблема №1
– подбор текста для организации диалога.
Не являются диалоговыми тексты:
учебные,
энциклопедические статьи,
тексты описательного характера…
Слайд 5
Диалоговые тексты должны отвечать следующим требованиям:
-по содержанию должен
быть открытым (дискуссионным, проблемным);
-должен быть «манковым» (от слова «манок»),
цеплять, не оставлять равнодушным читателя;
-по форме должен приглашать к дискуссии: ставить, а не решать проблемы,
если давать решение проблемы, то не одно.
В любом случае, текст следует воспринимать, как повод поговорить «о высоком», т.е. обсудить мировоззренческие проблемы.
Слайд 6
Проблема №2 – постановка вопросов к тексту.
70%
успеха в организации диалога принадлежит «правильно» сформулированным вопросам.
Например,
исторический источник – это, как правило, описательный текст (следовательно, «не диалоговый»), однако, вдумчиво сформулированные вопросы будут способствовать рождению диалога с текстом.
Слайд 7
Требования к вопросам:
?? должны быть открытыми, создавать простор
для отвечания. (Каково значение?)
?? не должны предполагать (подразумевать)
некоего «правильного» ответа. (Какие условия необходимы?)
?? должны быть проблемными, дискуссионными. (Какова закономерность?...)
?? должны быть интересными и актуальными для учеников.
?? должны быть независимыми друг от друга. Нельзя составлять ?? так, чтобы ответ на один можно было найти в другом.
в ?? не рекомендуется использовать обобщающие слова (все, всегда, никто, никогда), а также неопределенные слова (обыкновенно, часто, иногда).
?? должны выходить на метауровень.
Слайд 8
Этот уровень предполагает следующее:
осмысление;
размышление;
выражение собственной позиции;
привлечение собственного
опыта;
раскрытие личностно значимых смыслов;
выход за пределы узко предметного
знания;
диалог с автором, с другой позицией, с самим собой.
Таким образом, вопросы метауровня и являются, по сути, диалоговыми вопросами.
Слайд 10
Диалогичность – заключается:
в способности уч-ся сопоставлять
и анализировать разные точки зрения, подходы к проблеме;
в способности вступать в диалог с автором;
в возможности представлять, что мир противоречив («сложно устроен»).
Слайд 11
Коммуникативность
(коммуникативная компетенция)
Работа с чужим текстом может
быть оценена по следующим параметрам:
– поняли вопрос
– не
поняли вопрос
– не поняли сути проблемы
– поиск информации
– интерпретация текста
(Показателем является умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, делать выводы, выводить заключение о главной мысли текста).
– рефлексия содержания текста
(Показателем является умение, выполняя задания, связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, находить доводы в защиту своей точки зрения).
Слайд 12
Создание собственного текста может быть оценено по следующим
параметрам:
– связанность, логичность;
– аргументированность, обоснованность;
–
терминологическая грамотность;
– терминологическая неграмотность;
- интерактивность – способность задать вопрос читателю.
Слайд 14
Что мы знаем по теме?
Диалог с ТЕКСТОМ –
это всегда ЗНАКОМСТВО
с новым материалом.
А поскольку ТЕКСТ –есть
ВЫСКАЗЫВАНИЕ,
обладающее целостностью,
то за ним всегда стоит АВТОР.
АВТОРУ принадлежит ЗАМЫСЕЛ,
по которому создан задуманный ТЕКСТ.
Слайд 15
Текст всегда коммуникативен:
Направлен на АДРЕСАТА-ЧИТАТЕЛЯ,
который становится воспринимающим
звеном,
вступающим в ДИАЛОГ с АВТОРОМ.
АДРЕСАТОВ у ТЕКСТА может
быть несколько, а это значит, что он может быть понят по-разному.
ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ!
Слайд 16
ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ:
Как включить детей в ДИАЛОГ с АВТОРОМ?
ЗАДАЧА
УЧИТЕЛЯ:
Создать условия
для терпеливого, медленного чтения!
Слайд 17
Деятельность учителя и класса
Исследование
внутреннего мира ТЕКСТА
и
его структуры.
Это сознательно организованный процесс, который строится вокруг замысла
АВТОРА.
Слайд 18
Мастерство учителя –
открытие смысла ТЕКСТА!
АВТОР
читатель
читатель
читатель
читатель
читатель
читатель
учитель
читатель
Слайд 19
С чего учитель начинает движение класса к замыслу
АВТОРА?
Учитель ставит ??? по ТЕКСТУ сам или
Вызывает детей на
вопрошание
(- задайте ?? по непонятным местам ТЕКСТА)
Эти ?? фиксировать на доске!
Они и есть зачатки диалога
между Автором и читателями.
Слайд 20
Читатели, задавая ??,
самостоятельно
учатся искать ответы на
них,
а искать ответ на ?
они будут именно в
ТЕКСТЕ!
Что сказал Автор?
Как он это сделал?
Работая над ТЕКСТОМ по вопросам, читатели вступают в диалог:
друг с другом, с учителем и с Автором.
Слайд 21
В споре рождается истина!
В диалоге читатели чувствуют себя
комфортно.
В диалоге рождаются гипотезы смысла текста.
В диалоге каждый читатель
учится чувствовать «чужое» понимание,
сопоставлять его с собственным видением замысла автора,
а, главное - приближаться к авторскому пониманию.
Диалог – это всегда дискуссия, а, значит, коллективная деятельность читателей. Один ученик ставит ?, а другие могут подсказать ответ на него, опираясь на ТЕКСТ или на индивидуальную точку зрения.
Слайд 22
Задача учителя
в такой форме организации детского пространства
велика с самой первой встречи с классом!
Учите диалоговому режиму
с 1-ого сентября 1-ого класса!
Слайд 23
Что должен уметь учитель для организации дискуссии в
классе?
-формировать у учащихся мыслительные и коммуникативные навыки;
-владеть навыками групповой
работы и организации групповой коммуникации;
-уметь делать выбор и учить этому своих учеников;
-обладать структурным мышлением;
-обладать коммуникационной и ситуативной рефлексией (т.е. осмысление своих действий и их законов или деятельность самопознания)
Слайд 24
Правила дискуссии.
Все люди — разные, но это не
мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается,
что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.
Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?
Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Слайд 25
Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это
процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием
новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет («Начали за здравие — кончили за упокой»).
В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.
Слайд 26
Всегда помните о цели дискуссии — найти истину,
решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному
вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
Слайд 27
Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия
отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему
он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.
Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.
Слайд 28
Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени
или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш
оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.
Слайд 29
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт
для другой точки зрения и терпим к иному мнению.
Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.
Слайд 30
УУД.
-коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в
учебном диалоге и строить монологические высказывания:
Оформлять диалогическое высказывание в
соответствии с требованиями речевого этикета;
Различать особенности диалогической и монологической речи;
Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
Слайд 31
6) Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в
соответствии с поставленной целью;
7) Составлять небольшие устные монологические высказывания,
«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
8) Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Все эти действия знакомы и хорошо известны каждому педагогу.
Рассмотрим 7)-ой пункт - что значит «удерживать» логику повествования?
Какие приемы помогут детям при работе с текстом «удерживать» логику?
Слайд 32
У современного ребенка развито фрагментарное, клиповое сознание, т.е.
визуальная картинка работает на всё восприятие жизни.
Используем это
сознание в его пользу!
На уроках русского языка: коллективный вывод текста правила в схему или алгоритм.
Например, правило «Правописание Ъ знака»:
Ъ разделительный знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный и перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.
Ъ
СОГЛ.
Е,Ё,Ю,Я
Слайд 33
Таблицы склонений имен существительных, имен
прилагательных, таблицы спряжений глаголов, граф - схемы правил, модели,
алгоритмы – все эти приёмы работают на перестроение текста, а ,значит, и его осмысление.
Слайд 34
На уроках окружающего мира:
чтение карты;
-работа с таблицами;
-схемы питания;
чтение
научно-познавательных текстов с пометами:
V – информация была известна
+
- новое для меня
! – очень интересно
? – мне непонятно
Слайд 35
На уроках литературного чтения:
-пересказ по словесному плану;
пересказ по
картинному плану;
диафильм;
работа с деформированным текстом;
пересказ текста по плану по
группам; по парам; по цепочке;
словесное рисование;
создание своего текста на основе авторского (интерпретация).
-антиципация (лат. aticipatio, от aticipo предвосхищаю) - предвосхищение, заранее составленное представление о чём-либо ...
Виды антиципаций:
-по обложке;
-по автору;
-по иллюстрации;
-по заголовку.
Слайд 36
Интерпретация – истолкование смысла текста.
На творческом уровне интерпретация
может иметь такие воплощения:
Выразительное чтение текста;
Устное выступление перед слушателями
по поводу прочитанного произведения; (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей или групповой)
Создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного; на свободную тему;
«Раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету текста;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения;
Иллюстрирование произведения, прочитанного на уроке или самостоятельно.
Слайд 37
Главная наша задача- помочь каждому ученику научиться самостоятельно
вступать в диалог с текстом, т.е. Автором!
«… удивление перед
тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания…»
К. Ясперс, немецкий философ