Слайд 2
Анализ ситуации
Нормативно – правовой и документальной основой Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон РФ «Об
образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Серьезная проблема современности состоит, в том числе, в забвении золотого правила нравственности, в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей.
Причины этого могут быть устранены в процессе образования, способствующего «возращению блага в лоно морали» (А. Разин).
Слайд 3
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
ЦЕЛЬ образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной
личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
ЗАДАЧА образовательного процесса – присвоение каждой ценности из общей системы.
Таким образом, перечень задач мы соотносим с перечнем основных ценностей: общекультурных, регулирующих поведение людей, и личностных, образующих духовный мир конкретного человека.
Слайд 4
Уровни ценностей
Общечеловеческие ценности
Ценность семьи. Семья служит моделью этих
отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя
познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых.
Ценность труда и творчества. Одно из основных правил воспитания трудолюбия – стимулирование и поощрение труда ребенка. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. В процессе учебной деятельности у ребенка развиваются такие качества, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность.
Слайд 5
Ценность свободы и прав человека
Основывается на понимании
цели воспитания свободы. У человека есть свобода выбора, свобода
действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути – свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.
Прав и свободы человека, зафиксированные в Конституции России, являются предметом целенаправленного правового воспитания в школе.
Ценность гражданственности есть осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны и отстаивание прав, предоставляемых Конституцией. Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой гуманитарных учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.
Слайд 6
Ценность патриотизма
Патриотизм как любовь к Родине является
стержнем гражданского воспитания. Любовь к Родине – это активная
гражданская позиция. Любовь к Родине означает неравнодушное отношение к ее истории, готовность защищать Родину от любых посягательств, служить ей.
«Чтобы подросток или юноша любил свою Родину, эта любовь должна быть взаимной. Чтобы он активно участвовал в общественной жизни, он должен чувствовать заинтересованность общества и государства в его судьбе, внимание к его мнению, его потребностям и интересам».
(Из Образовательной программы «Школа 2100»)
Ценность человечества. Патриотизм не противоречит осознанию того, что человек – не только гражданин России, но и часть мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов, уважение к многообразию их культур.
Слайд 7
Личностные ценности
Ценности жизни означает отношение человека к мирозданию,
Земле, природе, другим людям как носителям бытия, признание человеческой
жизни как величайшей ценности. Ценность лежит также в основе подлинного экологического сознания.
Ценность добра означает направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Призыв «Спешите делать добро» становится определенным жизненным правилом организации социальных отношений, которое противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения.
Слайд 8
Ценность истины - это ценность научного познания, разума,
понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений,
понимания закономерностей, лежащих в основе природных и социальных явлений. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установления истины является одной из важных задач образования.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, привидения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «Красота спасет мир».
Слайд 9
Существуют две противоположные трактовки воспитания.
Слайд 10
Первая трактовка
Согласно первой из них, типичной, например, для
отечественной педагогики советского времени, воспитание есть воздействие государства и
его образовательных институтов (школы и т.д.) на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества
В этом случае воспитание превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося, навязывания ему тех или иных ценностей и направлений развития «сверху»
В то же время учащиеся лишены персональной социальной, этической и пр. ответственности за принимаемые ими решения; их мировоззрение, поведение и поступки оцениваются лишь по степени их навязанному обществом эталону.
Слайд 11
Вторая трактовка
Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в
демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное
принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию.
Слайд 12
Принципы и подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания
1. Принцип
социальной активности.
Целью воспитания, и критерием воспитания является не
пассивное усвоение тех или иных норм ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку (А.С.Макаренко, «коммунарская педагогика» И.П.Иванова).
Уровни социальной активности
Уровень социальной установки
Уровень убеждения
Уровень социально значимого поступка
Литература наряду с историей и обществоведением наиболее значима в этом плане.
Слайд 13
2. Принцип социального творчества.
Действие, которое совершает ребенок, поступок,
который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным и
не «прожитым» школьником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления. Этот поступок он должен совершить сам, не под давлением, в том числе не под давлением коллектива.
3. Принцип взаимодействия личности и коллектива.
Начнем с того, что под коллективом мы понимаем совсем не то, что было принято понимать в педагогике советского времени. Коллектив и его школа, есть определенная ступень развития социальной группы, а именно «группа, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности». (А.В.Петровский)
Именно по этому наша система воспитания так быстро отмерла, как только резко изменилась социальная и социально-психологическая атмосфера в обществе. Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. Мы все время сбиваем их на игры.
Слайд 14
4. Принцип развивающего воспитания.
«Зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский)
есть не только в обучении, но и в воспитании.
Сегодня школьник сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке товарищей, учителя, родителей – естественно, если он осознает эту позицию и примет ее как свою, иначе это будет простейшим конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок – а в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания не получится.
5. Принцип мотивированности.
Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл. А для этого следует прежде всего отдать себе отчет в том, что «воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным…».
Пока же воспитание начинается с готовых ответов на незаданные и вообще не существующие для ребенка вопросы.
Слайд 15
6. Принцип индивидуализации.
Нельзя воспитывать всех
одинаково. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и
усредненное, а следовательно, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
7. Принцип целостности воспитательного процесса.
Удобные педагогические абстракции («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание» и т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование – не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам: на одной – трудовое воспитание, на другой – этическое, на третьей – эстетическое… У ребенка не только голова одна, у него и сердце одно!
Слайд 16
8. Принцип единства образовательной системы.
Процесс воспитания – не
дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное
развитие личности ребенка просто не в состоянии. Особая и очень важная воспитательная проблема, связанная с единством образовательной среды – это создание единой системы внутришкольного и внешкольного воспитания и образования вообще, т.е. системы, включающей общее среднее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.
9. Принцип опоры на ведущую деятельность.
Такой деятельностью для подростков, например, является деятельность общения. У них постоянный дефицит этого общения, и воспитание в этом возрасте должно входить в первую очередь именно в эту нишу. Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью. Нравственное в психологическом смысле всегда свободно. Воспитание – это не внушение учащимся каких-то принципов жизни и деятельности, не навязывание им системы отношений, но поддержка и выращивание естественной человечности в детях.
Слайд 17
10. Принцип опоры на традиции.
Многонациональный характер нашей страны
предполагает, что при наличии общих для всех россиян ценностей
имеет место разница менталитетов, обычаев и традиций. Поэтому построение системы воспитания невозможно без учета национальных традиций народа, к которому принадлежит ученик.