Слайд 2
Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри
общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных
ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.
Слайд 3
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи
— досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать
решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Слайд 5
С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается
от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить
его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Слайд 6
Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и
нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг половых отношений, "тусовок",
музыки и наркотиков. Однако этаже среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы".
Слайд 8
Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных
ценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной
причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая кон-тркулътурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.
Слайд 9
С одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против
общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой
стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.