Слайд 2
Личность И.И.Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом,
получившим образование за границей, где под влиянием идей французских
просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой был внебрачным сыном князя И.Ю. Трубецкого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Его педагогические взгляды формировались под влиянием Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы.
Слайд 3
Вернувшись в Россию при Петре III, Бецкой, после
переворота 1762 г., занял прочное и видное место при
Екатерине II. Тесное общение с императрицей объяснялось не столько их давним знакомством, сколько близостью взглядов. Страстная поклонница Просвещения, Екатерина к этому времени была немало начитана в вопросах педагогики. При частных встречах Екатерины и Бецкого (совместных занятиях, беседах, чтении вслух) проблемы воспитания занимали особое место. Педагогическая система, созданная в ходе этого общения, есть результат их совместной работы. Неудивительно, что именно Бецкому Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.
Слайд 5
Педагогические взгляды И.И.Бецкого.
В документе «Генеральное учреждение о
воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление,
выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766), И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»;
Слайд 6
"Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества"
В 1764
г. он представил только что вступившей на престол императрице
"Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", в котором сформулировал ряд положений, отражающих педагогические настроения эпохи. Это сочинение было результатом совместной работы Екатерины и Бецкого, который подчеркивал, что «тщательно старался изобразить слово в слово» все данные ему «изустно повеления и высокие мысли» императрицы. В «Генеральном учреждении» зафиксированы характернейшие для XVIII века представления: человек невежественный, не озаренный лучами Просвещения —духовно мертв. Общая мысль ясна: если тем, кого послали учиться, и удалось на какое-то время подняться над своей средой, то потом, по возвращении, эта среда поглотила их снова. Значит, нужны решительные меры.
Слайд 7
Безграничное могущество воспитания
Этот документ пронизывает свойственная педагогической идеологии
Просвещения вера в практически безграничное могущество воспитания как фактора
преобразования людей и вытекающая из нее установка на "выращивание" новой человеческой породы, способной переустроить общество. Эти люди, получив необходимое образование и став взрослыми, должны были быть способными переустраивать общество в русле идеологии просвещенного абсолютизма, верности "царю и отечеству". В этом документе, как и в труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766) И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Слайд 8
Способы воспитания «новых отцов и матерей»
Оптимальной формой организации
воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть
закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Таким образом предполагалось воспитать «новых отцов и матерей», а те, в свою очередь, должны были воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности.