Слайд 2
Из истории создания
Фонетическая ритмика является частью верботонального метода
реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации.
Этот метод в
1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе.
По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.
Слайд 3
Фонетическая ритмика в СССР
Как метод работы над произношением
слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов
под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре «Суваг» в Загребе.
Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».
Слайд 4
Определение фонетической ритмики
Фонетическая ритмика – это система двигательных
упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног)
сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата.
При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.
Слайд 5
Определение речедвигательной ритмики
А.Я.Мухина даёт такое определение: «Речедвигательная ритмика
– это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с
произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура».
Слайд 6
Направления фонетической ритмики
- нормализация речевого дыхания и связанной
с ним слитностью речи;
- формирование умений изменять силу и
высоту голоса;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
- правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Слайд 7
Основные звенья речедвигательной ритмики
Развитие неречевых процессов: слухового внимания
и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на
говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.
Развитие речи и коррекция речевых упражнений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодики речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.
Слайд 8
Принципы применения движений речедвигательной ритмики
А.Я.Мухина указывает следующие
принципы:
- движения и речевой материал предварительно не выучиваются; упражнения
проводятся по подражанию;
- «от простого к сложному», начинаем работу с изолированного произнесения гласных звуков;
- использование фонетической ритмики наряду с логопедическими методами.
Слайд 9
Фонетическая ритмика в работе логопеда
Работа над ритмом, темпом,
голосом, интонацией, а также над дыханием и слитностью речи
представлена в книге Г.А.Волковой «Логопедическая ритмика». Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над звукопроизношением, хотя во время выполнения движений и одновременного проговаривания речевого материала попутно «идёт» коррекция просодических элементов и дыхания.
Слайд 10
Практическое применение фонетической ритмики
Использование фонетической ритмики положительно влияет
на речь заикающихся детей.
Многим детям трудно воспроизводить слоги и
слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему.
Речедвигательная ритмика может применяться и на занятиях по формированию звукового анализа и синтеза. Школьникам фонетическая ритмика помогает уловить характер (гласный или согласный) и последовательность звуков.
Применение элементов фонетической ритмики возможно также на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Упражнения можно использовать в качестве организационного момента или физминутки.
Слайд 11
Тренинг по фонетической ритмике.
Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт, А.Я.Мухина рекомендуют
начинать работу с гласных звуков. Движения выполняются стоя.
Движения характеризуются
тремя основными элементами:
- напряжённостью;
- интенсивностью;
- временем.
Слайд 12
Гласные А, О, у.
А – развести руки вверх
в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое,
слабое, длительное.
О – развести руки в стороны давящим движением при одновременном произнесении О_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.
У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.
Слайд 13
гласные и, Э, Ы.
И – руки вверх
при одновременном произнесении И_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное.
Э –
руки вперёд в стороны при одновременном произнесении Э_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное.
Ы – указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слога ТЫ. Движение напряжённое, сильное, краткое.
Слайд 14
Йотированные гласные. Я.
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с
повторения сочетаний гласных ИА, ИЭ, ИО, ИУ, для чего
движение на звук И переходит в движение на звук А, затем следует движение на звук Я и т.д.
Йотированные гласные отрабатываются только в начале слогов и слов и после гласных 1 ряда.
Я – взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое.
Слайд 15
Звуки Е, Ё, Ю.
Е – пальцы рук
находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони
ото рта вперёд в стороны при одновременном произнесении Е. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое.
Ё – пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении Ё. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.
Ю – пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении Ю. Движение напряжённое, слабое, удлинённое.
Слайд 16
Согласные звуки.
Смычные глухие П, Т, К.
П –
резкие движения (как удары) в стороны то правой, то
левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов ПА, ПА. Движение напряжённое, сильное, краткое.
Т – резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов ТА, ТА. Движение напряжённое, сильное, краткое.
К – резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги КА, КА. Движение напряжённое, сильное, краткое.
Согласные звуки отрабатываются только с гласными первого ряда и звуком И.
Слайд 17
Смычные звонкие звуки
Б, д, г.
1 вариант
Б, Д
– наклониться вперёд и вниз, руки опустить вниз, расслабить
все мышцы тела и одновременно произнести слоги БА или ДА. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое.
2 вариант
Сесть на пол, наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов БА, ДА.
Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.
Слайд 18
Щелевые глухие звуки
С, Ш.
С – поднять пальцы ко рту и тут
же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении С_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.
Ш – поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом Ш_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. Звук Ш не отрабатывается со звуком И.
Слайд 19
Щелевые глухие звуки
Ф, Х.
Ф – поднять руки ко рту, сжатые в
кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперёд, одновременно произнося Ф_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое.
Х – положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперёд, одновременно произнести Х____а, Х_____а. движение напряжённое, сильное, удлинённое.
Слайд 20
Щелевые звонкие звуки з,
ж, в.
З – описать в воздухе кистями рук небольшие
круги при одновременном произнесении З_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое.
Ж – описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперёд при одновременном произнесении Ж_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое. Звук Ж не отрабатывается со звуком И.
В – поднять ко рту пальцы рук, затем поочерёдно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В_____. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.
Слайд 21
Аффрикаты ц, ч.
Ц – поднять ко ту пальцы
рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка
наклонить вперёд при одновременном произнесении Ц, подчёркивая фрикативный элемент (С____). Движение напряжённое, сильное, краткое.
Ч – поворачивать поочерёдно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении Ч.
Слайд 22
Сонорные носовые звуки
М, н.
М – поднять пальцы
рук к носу, развести руки вперёд в стороны мягким,
плавным движением при одновременном произнесении М_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.
Н – поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н_____. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.
Для произнесения носовых согласных характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжающие естественное направление воздуха.
Слайд 23
Сонорные звуки л, р.
Л – вращать руками перед
грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла… Движение
слегка напряжённое, слабое, краткое.
Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное, длительное.
Слайд 24
Примерный ход работы по автоматизации звука с.
После того,
как ребёнок научился правильно произносить звук С, начинается закрепление
в прямых (или обратных) слогах. Соединяем движение на звук С с движениями на А, О, У, Ы, Э.
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ или АС-ОС-УС-ЫС-ЭС
Затем автоматизируем звук С в
односложных словах. К слогам СА, СО, СУ, СЫ, СЭ присоединяем движения на соответствующие согласные:
САМ, СОК, СУП, СЫН, СЭМ.
Слайд 25
Потом звук С закрепляем в двусложных словах с
прямыми слогами:
САНИ, СОВЫ, СУПЫ, СЫНЫ.
Далее
звук С автоматизируется в середине слов:
ОСА, КУСОК, (вижу) КАССУ, КОСЫ.
...в конце слов:
НАС, НОС, ФОКУС, КУМЫС.
…в слогах и словах со стечениями:
СКА-СКО-СКУ-СКИ
СКАТЫ, СКОРО, СКУЛЫ.
Слайд 26
…в словах со стечениями в середине слов:
МАСКА,
КАПУСТА, МОСТЫ, КУСТЫ, АИСТЫ.
В чистоговорках:
СА-СА-СА – У СОНИ РУСАЯ
КОСА.
СО-СО-СО – ЭТО ЭЛИСО.
СУ-СУ-СУ – САМ Я СУМКУ НЕСУ; САМА СУМКУ НЕСУ.
СЫ-СЫ-СЫ – ПАПИНЫ УСЫ.
АС-АС-АС- НАМ КУПИЛИ АНАНАС.
ОС-ОС-ОС – САМИ КУПИМ КОКОС.
УС-УС-УС – К НАМ ИДЁТ ИНДУС.
Слайд 27
«угадайте слово»
(по движениям фонетичекой ритмики)
1. Руки поднимаются
вверх при одновременном произнесении звука …
2. Запрокинуть голову назад
при одновременном произнесении звука …
3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями имитировать вибрацию при одновременном произнесении звука …
4. Развести руки вверх в стороны при одновременном произнесении звука …