Слайд 2
Почерк – наша «визитная карточка».
Он может
рассказать о своём хозяине очень многое.
Связь между особенностями
почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем.
Слайд 3
Возможна и обратная связь — правильное, аккуратное письмо
способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение.
Слайд 4
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций:
небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности;
плохое, не аккуратное
письмо занимает много времени у проверяющего,
и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке.
Слайд 5
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком.
Количество
детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается
с каждым годом и составляет 25-30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения.
Слайд 6
Процесс письма связан с участием всех участков коры
головного мозга, хотя их роль в различных видах письма
не одинакова.
Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.
Слайд 7
Речедвигательный
(произношение)
Речеслуховой
(отбор нужной фонемы)
Зрительный
(отбор нужной графемы)
Двигательный
(перевод графемы в кинему)
В
процессе письма участвуют четыре
анализатора:
Слайд 8
К школьному возрасту у ребенка еще не все
участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно
лобные доли коры.
Для формирования навыка ПИСЬМА требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.
При этом любой навык имеет свои специфические сферы,
которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка.
Слайд 9
Овладение процессом письма часто осложняется тем, что
у
детей 6–7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти,
не
закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев,
несовершенна нервная регуляция движений,
низкая выносливость к статическим нагрузкам (непременной
составляющей письма).
Слайд 10
Кроме того, у многих детей не сформированы
механизмы
пространственного восприятия
зрительной памяти
зрительно-моторной координации
звукобуквенного анализа,
что создает дополнительные
трудности при овладении
письменной речью.
Слайд 11
Для овладения навыком письма необходимо соблюдать следующие правила:
Локоть
и кисть ведущей руки лежат на столе
Кисть повернута книзу
с опорой на мизинец
Пальцы располагаются близко к отточенному концу карандаша
Тетрадь лежит с наклоном, угол листа направлен в середину груди
Линии ведутся вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится
Движение руки строго ограничены.
Приемы письма:
1) умение сравнивать образец с результатом письма;
2)
приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
Слайд 13
5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение
одинаковой высоты букв на строке;
6) письмо букв между
линиями строки и на линии;
7) начало письма. Запоминание строки;
8) приемы правильного наклона письма.
Приемы письма:
Слайд 14
Существует несколько основных методов обучения письму: копировальный, линейный,
генетический, ритмический, аналитико-синтетический.
Каждый из перечисленных методов обучения имеет
свои достоинства и недостатки. Только применение их в комбинированном виде может дать оптимальные результаты.
Слайд 15
Копировальный (или стиграфический) способ заключается в обвединении
букв, напечатанных
в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами)
или написанных от
руки учителем карандашом.
Слайд 16
Линейный метод облегчает учащимся усвоение правильного написания букв
и развивает глазомер. На начальной стадии разлиновка помогает учащимся
выработать некий «канон» в соблюдении определённого наклона, размеров, пропорций букв и правильного соединения элементов.
Слайд 17
«Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана
на букву или элемент буквы, задаёт им пропорции, чёткость
начертаний и наклон. Её границы служат как бы подпорками, поддерживающими ещё неокрепшую руку ребёнка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера.
Слайд 18
Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет,
в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Этот метод удобен
для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.
Слайд 19
Учитель задаёт ритм « и- раз – и
– два – и…» При письме основных штрихов –
счёт «раз» и нажим, счёт «и» - соединительный штрих без нажима, расслабление .
Слайд 20
Остаётся вопрос последовательности изучения написания букв. Здесь противостоят
друг другу два метода: генетический и аналитико-синтетический.
Поскольку в современной школе обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, то после знакомства с правилами посадки и пользования инструментами письма, а так же научения писать некоторые элементы букв, детей учат писать строчные и заглавные буквы в том порядке, в котором они изучаются в букваре.
Слайд 21
Генетический способ заключается в изучении букв в порядке
от графически простой по форме буквы к графически более
сложной.
По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической
сложности.
Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером.
Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.
Слайд 22
Генетический метод характеризуется следующими особенностями:
1. Письмо букв обязательно
подготавливается предварительным изучением и освоением элементов.
2. Дети изучают написание
букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания.
3. Обучение письму строится на основе генезиса, т.е. образование каждой следующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве, предварительно усвоенного элемента, лежащего в основе новой группы букв, затем слога и слов.
Слайд 23
Буквы, при изучении их начертания, разбирались на составляющие
элементы и анализировались. Каждый элемент проговаривался, осмысливался, и в
конце концов, формулировался алгоритм письма, который закрепляет образ буквы в сознании учеников.
У каждой буквы алфавита есть своя формула, в которой чётко прописано,
куда мы ставим ручку,
куда ведём линию и
где заканчиваем.
Слайд 24
Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных
упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.
При применении
этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки.
Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.
Слайд 25
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных
методов в качестве единственного себя не оправдывает. Наилучшие результаты
всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.
Слайд 26
Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ
буквы.
Зрительно-двигательный образ буквы – это
представление о целостном, относительно
законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.
Слайд 27
Время движения
на начальном этапе практически равно времени паузы,
то есть на осознание действия, определение стратегии последующего действия
необходимо такое же
время, как и на выполнение самого движения.
Слайд 28
О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма.
При формировании навыков
письма, в широком смысле этого слова, процесс овладения техникой
письма практически невозможен без учёта требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).
Требование комплексного подхода к обучению письму обусловлено самой природой акта письма..
Слайд 29
Отсюда и неразрывная связь: прежде чем думать, как
написать ту или иную букву, как её рационально соединить
с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву нужно писать.
И чем меньше на это будет затрачено времени и усилий ученика, тем больше внимания будет уделено достижению четкости начертаний букв, правильности их соединений, ритмичности, связности письма, что особенно важно в первые годы обучения.
Слайд 30
Факторы, влияющие на качество почерка.
Отношения к обучению письму.
Обычно, как отмечают многие исследователи, в первые годы обучения
качество письма соотносится с успехами учащихся в учебе вообще. Общая старательность сказывается и на старательности по усвоению графических навыков письма.
2. На более поздних ступенях обучения эти зависимости не столь однозначны. Но и в младших классах иногда можно отметить расхождение между тем, как учится ученик по русскому языку, математике, и его успехами по чистописанию. Некоторые даже хорошо успевающие ученики не хотят писать лучше, спешат и пишут небрежно.
Слайд 31
Факторы, влияющие на качество почерка.
Некоторые дети пишут значительно
медленнее,
чем этого требует программа
по русскому языку.
В результате они спешат, нарушая правила каллиграфии.
Так, с самого начала обучения у этих учащихся начинается ломка почерка.
Слайд 32
4. Плохо успевая в чтении, в русском языке,
ученики с нормальной скоростью письма вместе с тем, задерживаются
при решении заданий по русскому языку, чтению и др., не успевают решать графические задания и пишут небрежно.
5. Отдельные учащиеся, даже старательные, не могут хорошо писать в силу каких – то заболеваний, нарушения зрения или моторики.
Слайд 33
Еще один вывод нужно сделать,– нельзя формировать темп,
скорость письма.
Психологами было установлено: у шестилетних детей в
течение всего первого года обучения при требовании «пиши быстрее» скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микропаузы, то есть то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирование навыка письма.
Слайд 34
Для автоматизации навыка письма большое
значение имеет соблюдение
принципа повторности, который осуществляется в основном
в упражнениях.
Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и
точность в процессе упражнения.
Слайд 35
Еще одним условием успешного обучения каллиграфии следует считать
формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом,
эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Слайд 36
Дети, владеющие искусством каллиграфии, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее,
увереннее в своих силах, развивается эстетический вкус.
Они и
учиться начинают лучше, поскольку помимо красивого почерка происходит развитие личности.
Слайд 37
Развитие межполушарного взаимодействия:
-Перекресные движения
( «Лезгинка», «Нос-ухо», «Цыганочка»..)
-рисование двумя
руками
- «Ленивая восьмёрка»
Слайд 38
Развитие зрительно-пространственного ориентирования
Схема собственного тела .
Определение направлений в
пространстве.
Линейная последовательность ряда.
Графическое воспроизведение направлений.
Слайд 39
Таки образом, для развития графо-моторных навыков необходимо
работать в нескольких направлениях:
Гимнастика пальцев и кистей рук;
Ориентировка на
листе бумаги;
Формирование и развитие элементарных графических навыков.
Слайд 40
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений
пальцев и кисти руки.
Развитие пальцев и кисти
достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.
Слайд 41
Хороший эффект даёт комплекс несложных упражнений для развития
мышц руки:
Разведение и сведение пальцев рук;
Одновременное и поочередное соприкосновение
пальцев обеих рук;
Круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу;
Отведение большого пальца левой и правой руки(одновременное и поочередное) и противопоставление его остальным пальцам;
Слайд 42
Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
Соединение пальцев обеих
рук подушечками и пружинящие движения ладонями.
Использование мелких эластичных игрушек,
эспандеров, пищалок для сжимания и тренировки пальцев, мячиков, шариков, палочек.
Слайд 48
Для закрепления зрительно-двигательного образа буквы:
Конструирование букв( из элементов)
Превращение
отдельных элементов в буквы
Рисование на песке, манке.
Слайд 49
Прописи А.Кушнира
серия «Педагогика здравого смысла»
1 выпуск «Сказки
А.С.Пушкина» послужил тому , чтобы дети научились понимать рукописный
текст.
2 выпуск «Школьные песни»- тексты песен отпечатаны прозрачными буквами –позволил освоиться с начертанием отдельных букв.
3 выпуск « Бабушкины песни» предназначен для работы с прозрачной бумагой(калькой) для освоения слитного написания.
4 выпуск « День Победы» предназначен для списывания с рукописного текста.