Слайд 2
Алан Александр Милн
(1882-1956)
прозаик, поэт
и драматург, классик литературы ХХ столетия,
автор
знаменитого «Винни-Пуха».
Слайд 3
В 1920 году родился сын Кристофер Робин. И
он станет главным героем и первым читателем историй о
себе самом и своих друзьях-игрушках.
Когда сыну исполнилось 3 года, Милн начал писать про него и для него стихи, лишенные сентиментальности и точно воспроизводящие детские эгоцентризм, фантазии и упрямство.
Слайд 4
Официальная дата рождения Винни-Пуха — 21 августа 1921,
то есть день, когда Кристоферу Робину Милну исполнился 1
год.
В этот день Милн подарил сыну
плюшевого медведя (который, правда,
получил имя Пуха только
через четыре года).
Слайд 5
Игрушки Кристофера Робина, ставшие прототипами героев книги
(за
исключением Кролика,Совы, Крошки Ру)
С 1947 находятся в
США (отданы туда Милном-отцом на выставку), а в настоящее время выставлены в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Слайд 6
Поначалу сказка прерывается «реальными» отступлениями.
Так, в действительности
Кристофер Робин спускается по лестнице и тащит за ногу
плюшевого медведя, и тот «бумкает» головой по ступенькам: это бумканье мешает медведю как следует сосредоточиться.
Слайд 7
В папиной сказке мальчик попадает
из помпового ружья в Винни-Пуха,
повисшего
под воздушным шариком,
а после второго выстрела Пух
наконец падает, считая головой
ветки дерева и при этом на ходу
стараясь думать.
Слайд 8
Лес – психологическое пространство детской игры и фантазии.
Писатель
поселил мальчика и его медведя вместе с другими героями
в сказочном Лесу.
Все, что совершается там, есть миф, рожденный воображением Милна-старшего, детским осознанием и... логикой героев-игрушек.
Слайд 9
В лесу есть своя топография:
Пуховая опушка
Дремучий лес
Шесть Сосен
Унылое
место
Зачарованное место (где
растет то ли 63, то ли 64
дерева)
Лес пересекает Река и течет во Внешний Мир; она – скрытый от понимания маленького читателя символ времени, жизненного пути, стержня Вселенной.
Слайд 10
Время в Лесу психологично и мифологично:
Оно движется только
в пределах отдельных историй, ничего
не меняя в
целом.
«Давным-давно – кажется, в прошлую пятницу…» - так
начинается одна из историй.
Герои знают дни недели, часы определяют по солнцу. Это цикличное, замкнутое время раннего детства.
Слайд 11
Герои не взрослеют, но возраст определен – по
хронологии появления рядом с мальчиком.
Кристоферу Робину – 6 лет
Самому
старому другу медвежонку – 5 лет
Пятачку кажется, что ему «ужасно много лет:
может быть 3 года,
а может – даже 4!»
Слайд 12
Система героев строится по принципу психологических отражений «я»
мальчика
Герой сказок Кристофер Робин – самый умный и храбрый;
Он
объект всеобщего уважения и трепетного восторга.
Его лучшие друзья – медведь и поросенок.
Слайд 13
Поросенок воплощает
в себе вчерашнее,
почти младенческое «я»
мальчика –
его былые страхи и сомнения:
главный страх
– быть съеденным, а
главное сомнение –
любят ли его близкие?
Слайд 14
«Ах ты, глупенький мишка!» ласково произносит
Кристофер Робин.
Винни-Пух же – воплощение «я» нынешнего, на которое мальчик
может переносить свое неумение сосредоточенно думать.
Слайд 15
Сова, Кролик, Иа-Иа – это
варианты взрослого «я» ребенка, в них отражаются и какие-то
реальные взрослые.
Для них Кристофер Робин является кумиром, а в его отсутствие они всячески пытаются укрепить свой интеллектуальный авторитет.
Слайд 16
Сова говорит длинные слова и делает вид, что
умеет писать.
Кролик подчеркивает свой ум и воспитанность, однако он
не умён, а просто хитёр.
Ослик Иа-Иа – его ум занят только «душераздирающим» зрелищем мировых несовершенств. Его взрослой мудрости не хватает на детскую веру в счастье.
Слайд 17
Время от времени в лесу появляются чужаки:
Реальные (Кенга
с малышом Ру, Тигра)
Выдуманные (Бука, Слонопотам)
Чужаки воспринимаются болезненно,
со страхом:
такова психология
раннего детства.
Реальные – поселяются в Лесу навсегда.
Слайд 18
Традиционный сказочный конфликт добра и зла отсутствует.
Его
заменяют противоречия между знанием и незнанием,
воспитанностью и
невоспитанностью.
Слайд 19
Кенга – единственная настоящая взрослая среди всех, потому
что она – мама.
Крошка Ру отличается от маленького Пятачка
тем, что ему нечего бояться и не в чем сомневаться, так как мама и
ее карман всегда рядом.
Слайд 20
Тигра – воплощение абсолютного незнания:
Он даже не видел
раньше своего отражения в зеркале…
Тигра учится по ходу, чаще
всего на ошибках, доставляя другим хлопоты.
Тигра появляется в Лесу, когда Кристофер Робин начинает своё систематическое образование.
Слайд 21
Винни-Пух, который помнит, что у него в голове
опилки, и потому скромно оценивает свои возможности. Делает что-либо
лишь после серьезных размышлений.
Тигра же вовсе не думает, предпочитая сразу действовать, и ни на миг не сомневается в себе.
Слайд 22
Все герои лишены чувства юмора – они с
крайней серьёзностью подходят к любому вопросу.
Они добры
Им важно чувствовать
себя любимыми
Они ждут сочувствия и похвалы
Слайд 23
Главный мотив всех историй – освоение мира играющим
ребёнком.
Сказочные герои никогда не играют,
а между тем их жизнь – это большая игра мальчика.
Слайд 24
Стихия детской игры невозможна без детской же поэзии.
Винни-Пух
сочиняет Шумелки, Кричалки, Ворчалки, Пыхтелки, Сопелки, Хвалебные песни и даже теоретизирует:
«Кричалки – это не такие вещи, которые вы находите,
когда хотите, это вещи,
которые находят вас».
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем,
ура!
Побежу...
(Нет, победю!)
Победю я и жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
Победю...
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
Ура, Винни-Пух!
Ура, Винни-Пух!
Час-друтой пролетит, словно птица,
И настанет пора подкрепиться!
Слайд 26
Песенка – пыхтелка:
Если
б мишки были пчелами,
То они бы
нипочем
Никогда и не подумали
Так высоко строить дом;
И тогда (конечно, если бы
Пчелы-- это были мишки!)
Нам бы, мишкам, было незачем
Лазить на такие вышки!
Слайд 27
В 1969—1972 в СССР на киностудии «Союзмультфильм» были
выпущены
3 мультфильма режиссера
Федора Хитрука:
«Винни-Пух»,
«Винни-Пух идет в
гости» и
«Винни-Пух и день забот»,
завоевавшие любовь детской аудитории.
Слайд 28
«Винни-Пух» признан во всем мире как один из
лучших образцов книги для семейного чтения.
В книге
есть всё то, что привлекает детей, но есть и то, что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей.
Книги были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.