Слайд 2
Исследование ощущений и восприятий в спорте преследует две
цели:
Диагностику спортивных способностей
Оценку функционального состояния спортсмена.
Различные
виды спорта предъявляют разные. требования к зрительной, кинестетической и другим видам чувствительности.
Одновременно интраиндивидуальные различия, например, динамика абсолютных и разностных порогов ощущений у одного и того же человека, могут служить характеристикой функционального состояния (утомления, предстартовой лихорадки и т. п.).
Слайд 3
Зрительное ощущение
(определение нижнего порога)
Используются плакаты с рисунками
кольца Ландольта. Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5
мм, разрыв линии 1,5 мм.
Слайд 5
Порог различения массы
Исследуется с помощью разновесов, в качестве
которых могут быть использованы 1-, 2-, 5-копеечные монеты. Испытуемому
надевают на глаза повязку, и он вытягивает руки вперед ладонями вверх. На ладонях листки бумаги размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2 и 2+2), спрашивая, какой груз тяжелее, затем добавляет 1, 2, 5 копейки и т. д., пока не определится различие в весе.
Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу берется средний результат различения в граммах.
Слайд 6
Оценка чувствительности в различении массы с помощью представленной
методики осуществляется по таблице.
Слайд 7
Абсолютный порог слухового ощущения
Для определения слуховой чувствительности требуется
специальный звуковой генератор с наушниками.
Экспериментатор сначала усиливает звук
от «0» до того момента, когда испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет восприниматься.
Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука, определенной при его усилении и ослаблении.
Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было услышать на расстоянии 5 м
Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет слышать).
Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки.
Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии речи.
Слайд 8
Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»
Исследование производится с помощью
плаката, на котором схематически изображено по 5 компасов в
каждой строчке.
Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.
Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки.
Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и № 3.
Задание дается на 10 мин.
Оценка выводится по таблице.
Слайд 11
Инструкция:
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе:
север – сверху, юг – внизу, восток – справа,
запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.)
На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление.
Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.)
Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть.
Время на работу 10 мин».
Слайд 12
Методика «часы»
Исследование производится или с помощью бланка с
изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу, около
любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов Необходимо определить, какое время показывают стрелки.