Слайд 2
В 1990 году
Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна
Львовна Шишова разработали метод , который назвали
драматической психоэлевацией.
Слайд 3
Т.Л.Шишова и И.Я.Медведева – авторы множества книг и
публикаций по острым вопросам взросления детей в современном мире
(« Дети, Куклы и мы» «Лекарство кукольный театр», «Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Чтобы ребенок не был трудным» и др.).
Слайд 4
Метод драматической психоэлевации— это оригинальный метод психотерапии детей,
страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение,
повышенная застенчивость, избирательный мутизм, легкая степень аутизма, логоневроз, энурез и астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение, в том числе воровство и т.д.).
«Уместно вспомнить один из основополагающих принципов классической психодрамы. Ее создатель Якоб Морено призывал «выгнать демонов из укрытий». Мы же, помня о том, что демон — это падший ангел, стремимся как бы снова поднять его, возвысить, элевировать . Если не до ангельского лика, то хотя бы до человеческого лица. Оттого и назвали этот метод методом драматической психоэлевации («elevare» no лат. «поднимать», «восходить»).»
И.Медведева, Т.Шишова
Слайд 5
Под психоэлевацией понимается «возвышение души»
(преодоление недостатков).
Проигрывая
куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети
незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства : упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым.
Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства. Или, пользуясь терминологией, элевировать.
В этом суть методики.
Слайд 6
.
Начальный этап драматической психоэлевации – диагностический
Работа с
куклами .
Перед ребёнком раскладывают куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик,
мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами.
Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму.
Слайд 7
Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать.
Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи,
особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные демонстративные дети.
Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог.
Слайд 8
Атрибуты кукольного театра являются идеальными инструментами психокоррекции детских
неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку, а ведь невротик
часто как раз застенчив!) или закрывшись маской (то есть замаскировавшись), говоря от лица куклы и потому не страшась уличения, ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического ущерба для своей и без того хрупкой психики.
Слайд 9
Определение доминанты
Патологическая доминанта (внутренняя «поломка»
) - основной нервнообразующий психологический изъян.
(Конечно, нервный ребенок
— это, как правило, «букет» поведенческих изъянов. И чем сложнее случай, тем этот букет пышнее.
Выделить патологическую доминанту возможно и целесообразно. При определении патологической доминанты невозможно пользоваться готовыми рецептами. Каждый случай стоит рассматривать как уникальный. Однако определить доминанту — это еще полдела. Дальше с ней надо работать.
Слайд 10
Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи
психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого
в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Слайд 11
Занятия проводятся с небольшой группой детей
(6-8 человек). Начиная со второго занятия, каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание.
Проводится индивидуальная работа с родителями.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа в условиях группы.
Слайд 12
Занятия обычно проходят очень весело, дидактика (которую, между
прочим, дети, вопреки устоявшемуся мнению, обожают) облечена в интересную
сюжетную форму, театрализована, и примерно к третьему занятию даже те ребята, которые ни в чем не желали участвовать, с нетерпением ждут своего «выхода».
Юмор — одно из самых необходимых лекарств для детей-невротиков, которые от природы часто бывают склонны к пессимизму, меланхолии. Однако нельзя забывать и о повышенной ранимости таких детей, поэтому к шуткам следует относиться очень серьезно, обдуманно, с большой осторожностью, все время заботясь о том, чтобы они каким-то боком не могли задеть, оскорбить.
Слайд 13
Продолжительность — почти два месяца ( восемь занятий
по одному в неделю). Театральные сценки разыгрывают как руководители,
так и дети вместе с родителями. Частично, в большей степени, это делается по заранее написанным нами сценариям, частично, в гораздо меньшей степени, является импровизацией на заданную тему. Каждое из восьми занятий проходит под знаком той или иной ведущей темы (злоба, обидчивость, страх, лень, застенчивость и т.д.). Кроме того, дети участвуют в специальной театрализованной игре, которая начинается на первом занятии, каждый раз обрывается на самом интересном месте и, наконец, на последнем занятии завершается, вызывая у детей яркие переживания в финале.
Первый этап —лечебные этюды.
Слайд 14
На первом занятии взрослые сами делают перчаточных
кукол для своих детей. Психолог показывает, как можно сшить
куклу-собаку из 2 перчаток. После этого родителям с детьми предлагается дома самим придумать историю ее жизни и того, как она попала к ребенку, а также дать ей имя.
Слайд 15
На данном этапе наряду с психокоррекцией нередко происходит
и уточнение диагноза. Таким образом, метод драматической психоэлевации одновременно
можно рассматривать и как метод дифференциальной диагностики. Например, в таких случаях, как шизофрения, умственная отсталость, задержка развития, органическая травма и т.д.
Нередко первого этапа оказывается вполне достаточно для «приведения в порядок», однако для закрепления достигнутых результатов, а также для более глубокого воздействия в особо сложных случаях мы считаем весьма желательным через некоторое время пройти второй этап.
Слайд 16
Зная, как сильно художественный образ влияет на психику
ребенка, мы облекли эти девять невротических типажей в метафорическую,
сказочную форму и сделали их героями своих лечебных пьес.
Второй этап - лечебный спектакль.
Слайд 17
Набирается группа в 7-12 человек (зависит от пьесы)
разного возраста и соответственно из разных групп первого этапа.
Те же два руководителя ведут репетиции, иногда приглашая в помощники профессионального режиссера, и продолжая задавать на дом (под предлогом работы над ролью) индивидуальные лечебные этюды, давая детям уже больший простор для импровизации.
Слайд 18
На втором этапе продолжается, уже на более глубинном
уровне, работа с патологической доминантой. К концу второго этапа
сквозь типаж проступает доминирующая личность. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превратиться в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку - кокон. То же самой происходит с окрепшей, окрылённой душой.
Слайд 19
В репетициях участвуют в качестве «артистов» и некоторые
родители.
«Готовый» спектакль показывается родственникам и друзьям участников. Устраивается
два-три представления с небольшими временными промежутками. Спектакль, который играется после всего-навсего десяти или двенадцати репетиций, конечно же, сильнейший стресс для детей-невротиков, но они по нашему замыслу должны его пережить.
Слайд 20
Важно, чтобы это переживание было вознаграждено «убедительной победой».
Поэтому заранее необходимо готовить зрителей (их, кстати, не должно
быть больше 30-40 человек) к правильной реакции: бурным аплодисментам сначала всем артистам, а потом каждому в отдельности, крикам «браво!», преподнесению цветов участникам...
Слайд 21
Психодрама в большей степени фиксирована на событии как
на главном травмирующем факторе, а метод драматической психоэлевации уделяет
основное внимание особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.
В классической психодраме во главу угла ставится импровизация, спонтанность. При применении метода психоэлевации, отводится импровизации весьма незначительное место .Необходимо чтобы при показе этюдов дети и их родители соблюдали заданные им сюжетно-смысловые рамки.
В отличие от психодрамы, где на сцене вновь переживаются нанесшие травму впечатления, на занятиях по нашему методу травмирующие ситуации и эпизоды не показываются, и вообще реальная жизнь минимально фигурирует в лечебных театральных этюдах. Мы придаем исключительное значение метафорической форме не только как наименее травматичной, но и как наиболее эффективной.
отличия драматической психоэлевации от психодрамы.
Слайд 22
Ведущий психодрамы занимает позицию, по формулировке Якоба Морено,
«незаметного наблюдателя». Позиция педагогов-психологов при использовании психоэлевации по меньшей
мере активная, точнее - главенствующая.
В психодраме исключительно важен принцип «здесь и теперь». В методике психоэлевации этому принципу такого значения не уделяется и, напротив, огромное значение придается домашней работе детей с родителями по индивидуальным заданиям.
В отличие от психодрамы этот метод не относится в чистом виде к разряду групповых, скорее его можно определить как индивидуально-групповой.
Слайд 23
Работа в течение нескольких лет по методу
драматической психоэлевации показала, что за короткий срок без психотропных
препаратов и лечебного стационара можно активизировать, усилить личность неуравновешенного ребенка настолько, что он сам в состоянии будет справиться с патологическими «перекосами» характера.
1990-1995г.Метод был опробован более чем на 500 детях с самыми разными невротическими и прочими пограничными отклонениями психики. Практически не было за все это время случая, — при посещении без регулярных пропусков и до конца цикла, — чтобы ребенок не сдвинулся с места.
Слайд 26
Лечат не куклы, а люди.
Они же и
«выписывают лекарство». И исход лечения зависит не от антуража,
а от желания и умения этих людей решить» главную задачу: встретиться со сложным душевным миром ребенка и не упрощая этот мир, сделать его более гармоничным.
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Слайд 27
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. Роли и
характеры. М.: «Линка-пресс», 2002.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые
вороны М., Семья и школа, 1996.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. М., 2011г.
ЛИТЕРАТУРА