Слайд 2
Рисунок-проекция-метафора
Проекция – перенос внутреннего содержания на внешние объекты.
Проявляется при создание любого «внешнего творческого объекта».
Рисунок –
изображение на плоскости с помощью контурных линий и графических средств. ПР – это графически выраженная проекция внутреннего мира клиента, отображенная посредством метафоры.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов (художественный образ).
Слайд 3
Метафора рождается в процессе ассоциаций, т.е. в «спонтанном
потоке взаимосвязанных мыслей и образов, вращающихся вокруг специфической идеи,
определяемой бессознательными связями» (Юнг К. Человек и его символы. – СПб, 1996. с. 451)
Слайд 4
Метафора выступает как ключ к раскрытию проекции. Метафора
позволяет активизировать личностные ресурсы правого полушария (в том числе
и подавленные), которые хранятся в нем в виде зашифрованных образов и символов, и высвободить их из подсознания, что помогает перекинуть мост из бессознательного в сознание и установить связь между явлениями и событиями.
Слайд 5
«Как и язык снов, язык рисунков – это
голос бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не
хватает слов» (Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунков. Исцеление через искусство. – СПб., 2000. с.11).
Слайд 6
Рисунок служит терапевту дверью во внутренний мир клиента,
он дает возможность узнать о потребностях клиента.
Для клиента
– это способ самопознания, который позволяет лучше понять свои внутриличностные конфликты, вскрыть паттерны поведения, обнаружить отвергаемые части самого себя («дыры»), найти внутренние ресурсы для разрешения конфликта и творческой адаптации.
Слайд 7
Через рисунок клиент стремиться «выразить свои личные спонтанные
ощущения, избегая каких бы то ни было интеллектуальных интерпретаций»
(Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб, 1999, с. 223)
Однако существует опасность, на которую указывает Г. Ферс, - попытка клиента дать рациональное объяснение нарисованному, что имеет мало отношения к бессознательному содержанию послания (Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунков. Исцеление через искусство. – СПб., 2000. с. 55).
Слайд 8
Клиенту проще изменить что либо в рисунке, нежели
сразу в реальной жизни, осознать и, возможно, присвоить новый
опыт.
Рисунок позволяет в метафорической форме выделить из фона именно ту фигуру, которая наиболее соответствует актуальной ситуации и выйти через нее на актуальные потребности клиента.
Слайд 9
Что важно учитывать в рисунке
Детали и целое
Важно
соотношение между деталями рисунка и связь отдельных частей в
единый рассказ.
Формат рисунка и местоположение при его создании
«Большой формат, стоя перед доской, мобилизует правое полушарие, прямо связывая лимбические зоны эмоционального мозга
Сидя за столом, А4 – левое полушарие, вербальное и критическое
Лежа на полу – побуждает детские ситуации»
(Гингер С. Гештальтистский взгляд на супервизию. – СПб, 2006)
Слайд 10
Расположение рисунка на бумаге
Горизонтально расположенные рисунки несут в
себе элементы повествования, в то время горизонтальные можно рассматривать,
как декларацию» (Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунков. Исцеление через искусство. – СПб., 2000. с.11).
Слайд 11
Как использовать проективный рисунок в психотерапии
1. Диагностический подход
– сбор личностной информации, расширение зоны осознавания клиента и
приобретение им новых знаний о себе, отношениях с окружением и своих актуальных чувствах.
«..благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом» (Венгер А.Е. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М., 2006. с.5)
Ключевые вопросы: «Кем ты себя видишь», «Что это для тебя значит», «Что (кого) это тебе напоминает в реальной жизни», «Что ты чувствуешь»
Слайд 12
2. Терапевтический подход – определение клиентом своей потребности,
обнаружение объекта потребности, взаимодействие с этим объектом, присвоение полученного
опыта.
Ключевые вопросы: «Для чего тебе это нужно», «Чего хочешь на самом деле (в связи с этим)», «Когда еще ты поступаешь так же», «» Что ты можешь с этим сделать», «Как ты можешь это сделать». Возможны творческие эксперименты.
Слайд 13
Техники работы с ПР
Рассказ о фигуре, изображенной на
рисунке в настоящем времени от первого лица («Я –
лошадь» и пр.). Если их несколько то от каждой.
Вводить драматизацию от имени персонажа.
Устраивать диалоги между персонажами рисунка, в том числе со сменой ролей. Можно вести диалог между отдельными частями фигуры.
Челноки в реальность («что тебе это напоминает в реальной жизни», «на что (кого) это похоже в твоей жизни»).
Усиливать ключевую фразу
Вводить амплификацию действий («усиль»)
Слайд 14
Возврат очевидного
Предложение эксперимента
Работа над чувствами клиента
Отзеркаливание
Слайд 15
Работа в парах
Дж. Зинкер - главным видом сопротивления
в терапии пар и семей является проекция
«Проекция существует, когда
один человек, не задавая вопросов, воссоздает информацию о другом. Другой не сообщает ему информацию, но и не опровергает проецируемую» (Зинкер Д. В поисках хорошей формы: гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. – М., 2000, с. 125)
В таких парах отсутствует синхронность.
Ф. Перлз «трудности начинаются тогда, когда один человек не вписывается в жизненные сценарии другого» (Перлз Ф.Гештальт-подход и Свидетель Терапии.- М., 1996, с. 160)
Слайд 16
Проекция – форма защиты, состоящая в приписывании другому
собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем. Проекция: а) зеркальная –
я приписываю другим качества, которые я принимаю в себе; б) катарсиса – я приписываю другим то, что не признаю в себе; в) дополнительная - я приписываю другим качества, которыми можно оправдать свои действия.
Слайд 17
Цель: работа с проекцией как основным видом сопротивления
в отношениях пар и семей. Создание диалога между партнерами,
прояснение их взаимоотношений и озвучивание собственных потребностей в этих отношениях.
Задача терапевта – помочь клиенту осознать и присвоить свои проекции как собственные. После этого он начинает смотреть на мир более ясно, способен усомниться в «истинности» своего суждения о другом человеке.
Слайд 18
Проективно-графическая техника «Зеркала»
В основу техники проекция заложена изначально,
она предусмотрена в самом задании.
Инструкция:
Терапевт предлагает участникам пары расслабиться,
закрыть глаза и представить себя во взаимодействии со своим партнером в виде каких-нибудь животных, то как они видят это в данный момент (метафора актуализирует представления о роли партнера во взаимоотношениях в паре).
Слайд 19
2. Терапевт складывает два листа бумаги пополам и
предлагает обоим участникам нарисовать метафору в виде «увиденного» животного,
разделив его «на части до пояса». На одном листе верхнюю часть, на другом нижнюю.
Слайд 20
Ход работы
Терапевт ничего не интерпретирует, а анализирует рисунок
с Клиентами, задавая наводящие и проясняющие вопросы, обращаясь поочередно
к каждому члену семьи.
Возможные вопросы :
Терапевт задает вопросы сначала одному из членов пары (Маше).
Расскажи о том, что ты нарисовала (расскажи о своей части)?
Что для тебя значит это животное?
Расскажи это от первого лица (я дракон…)
Что ты чувствуешь, когда говоришь об этом?
Слайд 21
Зачем ему (крылья, хобот..)? Как он может их
использовать?
Как это похоже на твою реальную ситуацию в отношениях
с партнером?
Пока идет диалог, второй член пары слушает.
2. Терапевт обращается ко второму участнику (Саше):
Ты сейчас слушал то, что говорила ..(Маша)?
Ты согласен с этим?
Расскажи о том как ты видишь (Машу). То как ты ее нарисовал.
Что для тебя значит это животное?
Скажи это (Маше) на прямую (я считаю тебя….).
Слайд 22
3. Вопросы терапевта к первому участнику:
А ты согласна
с тем, что рассказал тебе Саша? Скажи ему об
этом
Что ты чувствовала когда он тебе это рассказывал?
А что ты чувствуешь к Саше сейчас? Скажи ему об этом на прямую.
Как эта история согласуется с вашими реальными отношениями?
Чего бы ты хотела сейчас, чтобы Саша сделал для тебя?
Слайд 23
4. Терапевт предлагает второму участнику побыть в той
роли «Маши», в которой он ее увидел, по сути
возвращая его к его же собственным проекциям.
Побудь сейчас той частью Маша, которую ты нарисовал.
Расскажи о себе от первого лица.
Что ты чувствуешь, когда говоришь это?
Что ты чувствуешь сейчас к Маше? Скажи ей об этом напрямую.
Слайд 24
Постепенно во время сеанса терапевт вовлекает участников пары
в диалог и просит говорить и задавать вопросы на
прямую.
5. Подобным образом разбирается и второй рисунок
6. В конце краткий шеринг:
Что нового вы узнали о себе и о своем партнере?
Что узнали о ваших взаимоотношениях?
В чем ценность и сильные стороны (дефициты и слабые стороны)?
Что хотелось бы и реально возможно изменить?
Слайд 27
Работа с полярностями
Полярности в личностной структуре – это
взаимодополняющие крайности человеческого поведения (активность – пассивность, замкнутость и
коммуникабельность). Для человека важно принятие всех своих состояний. Как правило, человек признает одну свою полярность и не признает другую, или считает ее «плохой» (отвергаемая часть).
Слайд 28
«Игнорируя часть самого себя, человек чувствует себя так,
словно обманывает маленького ребенка, задающего назойливые вопросы. Непризнаваемый «дьявол»
будет неожиданно возникать везде к большому неудобству «ангела». Важно работать на интеграцию положительных аспектов каждого из полюсов. Они станут не разобщенными сторонами. А союзниками на пути к лучшей жизни. Полярности не только компенсируют, но и стимулируют друг друга.
Слайд 29
Инструкция: « Нарисуйте круг, проставьте на окружности три
точки. Назовите ваши лучшие качества в общении с ребенком
(партнером). Сформулируйте для каждого, противоположные, на ваш взгляд, качества, без частицы «не». Выберите пару, с которой вам интересно работать в настоящее время».
Слайд 30
Этапы работы с полярностями
Нарисуйте принимаемое «сильное» качество в
метафоре животного.
- В каких ситуациях сильное качество проявляется ярче
всего? Что это значит для вас (ценность этого качества)?
Что вы чувствуете в связи с этим?
Как это влияет на отношения с близкими (ребенок, партнер)?
Слайд 31
2. Нарисуйте отвергаемое качество в метафоре животного.
В каких
ситуациях отвергаемое качество проявляется ярче всего? Что это значит
для вас?
Что вы чувствуете в связи с этим?
Как это влияет на отношения с близкими (ребенок, партнер)?
Чего вы действительно хотите (хотели бы), проявляя это качество?
Слайд 32
3. Нарисуйте новый образ животного, который интегрирует эти
качества.
Как это может изменить ваши отношения с
близкими (ребенком, партнером)?
4. Работа в парах клиент, терапевт.
Клиент рассказывает о содержании своих рисунков. Терапевт выслушивает, уточняет, дает обратную связь (что привлекает внимание). Ротация ролей.