Слайд 2
Восприятие –
Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих
при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов
чувств.
Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений.
Слайд 3
Основное отличие восприятия от ощущения
Предметность осознания всего, что
воздействует на человека, т.е. отображение объекта реального мира в
совокупности всех его свойств (целостное отображение предмета).
Слайд 4
Физиологическая основа восприятия
Под действием раздражителей в окончаниях нервов,
имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по
проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Ощущения – это структурный элемент процесса восприятия.
Слайд 5
Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного
образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон
передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, называют перцептивными зонами.
Слайд 6
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что
оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями,
разнообразными мыслительными процессами.
Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.
Слайд 7
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть
двух видов:
образуемые в пределах одного анализатора;
межанализаторные.
В
основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
Слайд 8
Свойства, определяющие сущность восприятия
Предметность восприятия
Целостность восприятия
Структурность восприятия
Осмысленность восприятия
Избирательность
восприятия
Константность восприятия
Апперцепция
Слайд 9
Классификация основных видов восприятия
Слайд 10
Восприятие пространства
Все предметы находятся в пространстве.
К пространственным свойствам
предмета относятся:
величина
форма
положение в пространстве
Слайд 11
Восприятие величины предмета
В восприятии величины предмета ключевую роль
играет величина его изображения на сетчатке.
Чем больше изображение предмета
на сетчатке, тем большим нам кажется предмет.
Вероятно, что величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла.
Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза.
Слайд 12
Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения
предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором
человек находится от предмета.
Воспринимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние
Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них (знание о приблизительной величине предметов).
Как только человек узнает предмет, он сразу воспринимает его величину такой, какая она есть на самом деле.
Константность величины значительно повышается, когда человек видит знакомые предметы, и значительно уменьшается при восприятии отвлеченных геометрических форм.
Константность восприятия сохраняется только в известных пределах.
Слайд 13
Контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый предмет,
оказывает заметное влияние на его восприятие.
Слайд 14
На восприятие величины предмета оказывает влияние
то целое, в
котором находится предмет;
цвет предмета.
Слайд 15
Восприятие формы предмета
При восприятии формы предмета явление константности
сохраняется.
Основой постоянства является то, что учитывается поворот предмета
к человеку.
Восприятие формы предмета, находящегося на значительном удалении, может меняться. Так, мелкие детали контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма приобретает упрощенный вид. Может меняться и форма в целом.
Слайд 16
Сложен процесс восприятия объемной формы.
Человек воспринимает объем
благодаря тому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения.
Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами.
Суть бинокулярного эффекта: когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке левого и правового глаза будет различно.
Слайд 17
Но: бинокулярное зрение не является единственным условием объемного
восприятия предмета. Если посмотреть на предмет одним глазом, то
все равно воспримем его рельеф.
Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение света и тени на объемном предмете.
Слайд 18
Пространство трехмерно. Для его восприятия необходимо задействовать целый
ряд совместно работающих анализаторов
Задействованы функции специального вестибулярного аппарата,
расположенного во внутреннем ухе. Он имеет вид трех заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях.
Когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).
Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами. Каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз.
Слайд 19
Восприятие глубины главным образом связано с восприятием удаленности
предметов и расположением их относительно друг друга.
Бинокулярное зрение –
одно из условий восприятия удаленности предметов.
Важную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие точки сетчатки левого и правого глаза.
Слайд 20
Конвергенция глаз – сведение зрительных осей глаз за
счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.
Дивергенция глаз– поворот
глазных яблок в стороны, разведение зрительных осей.
Конвергенция и дивергенция вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц. Поэтому они сопровождаются определенными двигательными ощущениями.
Слайд 21
Аккомодация глаза – форма хрусталика при удалении и
приближении предметов меняется. Это достигается сокращением или расслаблением мышц
глаза, что влечет за собой определенные ощущения напряжения или расслабления, которых человек не замечает, но которые воспринимаются соответствующими проекционными полями коры головного мозга.
Слайд 22
Восприятие расположения предметов по отношению друг к другу.
При значительном удалении предмета конвергенция и дивергенция прекращаются, но
воспринимаемое пространство никогда не носит симметричного характера. Оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично, т.е. предметы расположены от человека вверху или внизу, справа или слева, дальше или ближе.
Поэтому об удаленности человек судит по косвенным признакам: один предмет закрывает другой, или контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого.
Слайд 23
Различное положение предметов в пространстве часто имеет первоочередное
значение для человека, даже больше, чем восприятие удаленности предмета
или глубины пространства, т.к. человек не просто воспринимает пространство или оценивает положение предметов, он ориентируется в пространстве, а для этого он должен получать определенную информацию о расположении предметов.
Слайд 24
Для обеспечения ориентации в пространстве нужны добавочные механизмы.
Ими являются понятия «правое» и «левое». С помощью этих
абстрактных понятий человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства.
Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки.
Слайд 25
Восприятие движения
Предположение: восприятие движения предметов обусловлено перемещением изображения
на сетчатке глаза. Но это не совсем так.
Пример: человек
идет по улице. Изображения предметов перемещаются по сетчатке, но человек не воспринимает предметы как движущиеся, - они находятся на месте (константность положения).
Слайд 26
Если предмет движется в пространстве, то человек воспринимает
его движение вследствие того, что он выходит из области
наилучшего видения и этим заставляет передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд.
При этом происходит:
Смещение объекта по отношению к положению тела человека указывает на его передвижение в пространстве.
Мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом.
Слайд 27
Восприятие движения не может быть объяснено только движением
глаз, – человек воспринимает одновременно движение в двух противоположных
направлениях, хотя глаз не может двигаться одновременно в противоположные стороны.
Большую роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения.
Механизм использования косвенных признаков: при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение о том, что предмет движется.
Слайд 28
Восприятие времени
Сложность изучения восприятия времени состоит в том,
что человек не воспринимает его как явление материального мира.
О течении времени человек судит по определенным признакам.
Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности явлений действительности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления – «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований.
Человек воспринимает время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения-торможения, человек получает определенную информацию о времени.
Слайд 29
Оценка длительности временного отрезка зависит от:
того, какими событиями
он был заполнен;
от эмоциональных переживаний.
Слайд 30
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой
сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса.
Восприятие
ритма – отражение равномерного чередования стимулов, их размеренность при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.
Слайд 31
Время – необратимо. Можно вернуться к тому месту
пространства, от которого человек ушел, но нельзя вернуть время,
которое прошло.
Человек воспринимает течение времени, устанавливая для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Этот порядок человек устанавливает на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.
Слайд 32
Временная локализация, т.е. человек знает , что такое-то
событие должно произойти в данное время.
Локализация времени возможна,
т.к. человек пользуется определенными величинами временных интервалов (день, неделя, месяц, год и т.п.).
Существование интервалов возможно, т.к. в них чередуется определенная смена событий.
Слайд 33
Время – направленная величина. Кроме системы единиц измерений,
есть постоянная отправная точка, от которой ведется счет.
Естественной
отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.
Настоящее имеет свое положение в череде опосредованных событий, т.е. существуют точки, от которых ведется исчисление времени.
Слайд 34
В восприятии времени человеком выделяются два аспекта:
Субъективный –
связан с личной оценкой проходящих событий, что зависит от
заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности (ощущение во времени).
Объективно-условный – связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени (ориентация во времени).
Слайд 36
Преднамеренное восприятие – в его основе лежит сознательно
поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.
Непреднамеренное –
восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Восприятие человека человеком (социальная перцепция) чрезвычайно сложное явление.
В нем выделяют 2 аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности; эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.