Слайд 2
Проблема тождества личности
Был ли я той же личностью,
когда родился? Десять лет назад? Вчера? За 20 минут
рождения?
Что объединяет то, что называют Сергеем Левиным на разных этапах его жизни?
Какого рода события могут произойти со мной без утраты моей личности? Психологическая драма? Амнезия? Раздвоение личности? Клиническая смерть? Рассечения мозолитого тела мозга? Телепортация?
Слайд 3
Худ. фильмы по теме
Престиж (2006) "The Prestige" (original title)
Бойцовский клуб (1999) "Fight
Club" (original title)
Тёмный город (1998) "Dark City" (original title)
Вспомнить всё (1990) Total Recall (original title)
Луна
2112 (2009) "Moon" (original title)
Обливион (I) (2013) "Oblivion" (original title)
Помни (2000) "Memento" (original title)
тысячи их.
Слайд 4
Качественное и нумерическое тождество
Нумерическое
тождество
Качественное тождество
t
Слайд 5
Щепотка античной мудрости
Платон: «Гераклит говорит, что всё движется
и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки,
прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно».
Слайд 6
Tabula rasa (лат. «чистая доска»)
Джон Локк (1632-1704)
«…личность есть
разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и
может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах только благодаря тому сознанию, которое неотделимо от мышления …». Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении. М.: Мысль, 1985. C. 387.
Слайд 7
Психологический критерий
А это Б, если А может вспомнить
опыт Б.
Я могу вспомнить себя в 9 лет, следовательно
я тот же, что был в 9 лет.
.
Слайд 8
Критерий психологической связности («теория потока» Лоу)
Дж. Локк предложил
рассматривать личность как сознание и память о прошлых сознательных
состояниях.
Т. Рид обратил внимание феномен забывания
Слайд 9
Критерий психологической связности
В результате известных замечаний Т. Рида
и Дж. Батлера критерий памяти для тождества личности был
преобразован в критерий психологической связанности, гласящий, что личность остается сама собой, если весь доступный ей опыт связывается отношением транзитивности: ты это ты, если твои сегодняшние переживания идут постоянной чередой от самого детства, пусть даже сегодня из детства не осталось никаких воспоминаний. В случае амнезии и утраты всякой психологической связи с прошлым личность исчезает.
Слайд 10
Сумаcшедший ученый Бернарда Вильямса
ПАМЯТЬ
А
тело
А
ПАМЯТЬ
Б
тело
Б
Bernard Williams. The Self and
the Future // The Philosophical Review, Vol. 79, No.
2. (Apr., 1970), pp. 161-180.
Слайд 11
Сумаcшедший ученый Бернарда Вильямса
ПАМЯТЬ
Б
тело
А
ПАМЯТЬ
А
тело
Б
?
Слайд 12
Телепортация
память
А
тело
А
память
А
тело
тело
Б
Слайд 13
Неудачная телепортация
память
А
тело
А
память
А
тело
тело
Б
Слайд 14
Неудачная телепортация
память
А
тело
А
память
А
тело
тело
Б
Слайд 16
Анимализм Олсона
Эрик Олсон полагает, то главный фактор выживания
личности, это выживание её организма (животного), самотождественность которого определяется
благодаря сохранению стволовой области мозга (truncus encephali), так как эта область регулирует базовые физиологические потребности тела, такие как биение сердца, дыхание, сон и прием пищи. Олсон утверждает, что даже при повреждении или удалении у человека коры головного мозга, но сохранении стволовой области, человек останется тем же животным, которое будет способно (разумеется, не без помощи других) к продолжению своей биологической жизни. Про людей, находящихся в состоянии «овоща», питание которых осуществляется через специальную трубку, он пишет следующее: «человеческий овощ кажется тем же самым животным, как и то человеческое существо, которое однажды было рациональным и разумным, так как его биологическая жизнь никогда не прекращалась»
Слайд 17
Привлекательность анимализма
Может объяснить, что мы тот же плод
Амнезия.
Тот же, только без памяти
Телепортация. Смерть и появление «такого
же»
Привлекательность анимализма заключается в том, что он позволяет фиксировать референцию личных местоимений на предмете, который явно и непосредственно связан с нами, а в определении этого предмета анималисты могут обращаться не к метафизическим, а научным критериям. Вопросы о том, что называть организмом и каковы условия его сохранения, анималисты хотели бы полностью отдать на откуп биологам.
Слайд 19
Организм без личности?
У анэнцефалов бьется сердце, они могут
питаться и дышать, с последним, однако, возникают частые перебои.
При этом у анэнцефалов имеется стволовая область мозга, как раз та часть, которую Олсон считает главной для сохранения тождества организма и соответственно личности. 95% матерей принимают решение об аборте, когда узнают о диагнозе. Среди появившихся на свет 55% уже мертвы, а остальные 45% рождаются буквально в процессе умирания, который длится от нескольких минут до нескольких дней. Рекордсменом продолжительности стала девочка, появившаяся в США в 1992 году, и умершая спустя 2 года и 171 день.
Слайд 21
Скептицизм относительно личности
Юм отрицает существование «Я» как субстрата
актов восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной
душой – субстанцией, есть «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении»
( Юм Д. Сочинения в двух томах, Т. 1. стр. 367. М., 1965).
Дэвид Юм
1711 - 1776