Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему Поэзия Серебряного века (10-11 класс)

Содержание

Серебряный векВопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то
«Живопись, которую слышат…»Литературные направления «Серебряного века»21 марта – Всемирный день поэзии«И серебряный Серебряный векВопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно Исторические особенности этих летЭто закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит Литература Серебряного векаХарактерные черты поэзии Серебряного века:ощущение дисгармонии мира;разрыв с традициями реализма;осмысление Литературные направления СимволизмНа становление символизма в России повлияли две литературные традиции: российская (поэзия Фета, Старшие символисты«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и И два глубокие бокалаИз тонко-звонкого стеклаТы к светлой чаше подставлялаИ пену сладкую Младшие симоволисты«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, «СРЕДЬ ГОР ГЛУХИХ» И думал я: АкмеизмАкмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической А.АхматоваН.ГумилёвО. МандельштамПроводила друга до передней. Постояла в золотой пыли. С колоколенки соседней ФутуризмФутуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза КубофутуризмВ России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся ЭгофутуризмПомимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых УВЕРТЮРА Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! ИмажинизмИмажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. По их мнению, Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай. Звериных стихов Новокрестьянская поэзияПонятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу Пролетарская поэзия рассчитана на народную массу, часто безграмотную, по стилю напоминает символистов. ДВА СТАНАВам - ЗаключениеКакими же были русские стихотворцы?Нобелевские лауреаты Б.Л.Пастернак и И.А. Бунин, А.А. Ахматова Библиотека колледжа  рекомендует:Презентацию подготовила библиотекарь-библиограф О.В.Матвеева. «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»Режим доступа:[http://silverage.ru/literature/]
Слайды презентации

Слайд 2 Серебряный век
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся

Серебряный векВопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век»

спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием

XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский. Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”.


Слайд 3 Исторические особенности этих лет
Это закономерно: в сознании общества

Исторические особенности этих летЭто закономерно: в сознании общества смена типов культур

смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во

многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры.
В России такой переход происходил в сложных, драматических условиях. Послереформенная Россия двигалась к новым формам экономических отношений, происходили крупные социальные сдвиги, широко шел процесс маргинализации. Российская интеллигенция испытывала серьезные трудности в теоретическом осмыслении происходящих изменений.
Первая мировая, Русско-японская, Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции «стали теми естественными преградами, о которых разбилось некогда мощное течение, разделившись на отдельные русла, старицы, подземные потоки, - но не погибло, а влилось в океан мировой культуры».
Символично, что прошло почти 100 лет, и мы с горечью и восхищением говорил сегодня, в современной России, о необыкновенном, но коротком периоде в истории русской культуры, который мы называем Серебряным веком.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни.» Николай Бердяев

«Серебряный век» - это время переходной культуры. Такие периоды в истории всегда сложны и противоречивы. Традиционная, классическая, знакомая и привычная культура прошлого сменяется новой, непривычной, часто непонятной и даже вызывающей негативную реакцию.


Слайд 4 Литература Серебряного века
Характерные черты поэзии Серебряного века:

ощущение дисгармонии

Литература Серебряного векаХарактерные черты поэзии Серебряного века:ощущение дисгармонии мира;разрыв с традициями

мира;
разрыв с традициями реализма;
осмысление отношения человека к жизни;
понимание свободы

личности как основы
творчества художника.


Литература «Серебряного века» играет важную роль в развитии мировой и отечественной культуры. Это время является рождением новых направлениях в искусстве. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей.
Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ.
Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.

Слайд 5 Литературные направления

Литературные направления

Слайд 6 Символизм
На становление символизма в России повлияли две литературные

СимволизмНа становление символизма в России повлияли две литературные традиции: российская (поэзия

традиции: российская (поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского), французский символизм (поэзия

Поля Верлена, Артура Рембо, Шарля Бодлера).
Художественным и публицистическим органом символистов был журнал "Весы" (1904 – 1909). "Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам".
Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. "...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями", – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов "мистическими ключами тайн", которые помогают человеку выйти к свободе.

Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, что поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

Символизм в живописи: Марк Шагал «Прогулка» (1917-1918)


Слайд 7 Старшие символисты
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане.

Старшие символисты«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова

По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец

сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
Московские символисты: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт.

В.Я.Брюсов

Д. С. Мережковский


Слайд 8 И два глубокие бокала
Из тонко-звонкого стекла
Ты к светлой

И два глубокие бокалаИз тонко-звонкого стеклаТы к светлой чаше подставлялаИ пену

чаше подставляла
И пену сладкую лила,
Лила, лила, лила, качала
Два темно-алые

стекла.
Белей, лилей, алее дала
Бела была ты и ала...
Ф. Сологуб

Ты ушла, но поздно: Нам не разлюбить. Будем вечно розно, Вечно вместе жить.
Как же мне, и зная, Что не буду твой, Сделать, чтоб родная Не была родной?
Д.Мережковский

ФЕВРАЛЬ
Свежей и светлой прохладой Веет в лицо мне февраль. Новых желаний — не надо, Прошлого счастья — не жаль.
Нежно-жемчужные дали Чуть орумянил закат. Как в саркофаге, печали В сладком бесстрастии спят.
Нет, не укор, не предвестье — Эти святые часы! Тихо пришли в равновесье Зыбкого сердца весы.
Миг между светом и тенью! День меж зимой и весной! Весь подчиняюсь движенью Песни, плывущей со мной.
В.Брюсов

В ГОСТИННОЙ
Серая комната.
Речи неспешные, Даже не страшные, даже не грешные. Не умиленные,
не оскорбленные, Мертвые люди, собой утомленные… Я им подражаю. Никого не люблю. Ничего не знаю.
Я тихо сплю.
З.Гиппиус

Ф. Сологуб


Слайд 9 Младшие симоволисты
«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане.

Младшие симоволисты«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм —

Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании. Художественное

произведение это изображение предмета и явления "в свете будущего мира", с чем связано понимание роли поэта как священнослужителя. Представители «младших символистов»: А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов

А. А. Блок

А. Белый

В. И. Иванов


Слайд 10 «СРЕДЬ ГОР ГЛУХИХ»
И думал я: "О гений!
Как

«СРЕДЬ ГОР ГЛУХИХ» И думал я:

сей рог,
Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах
Будить

иную песнь. Блажен, кто слышит".
А из-за гор звучал ответный глас:
"Природа – символ, как сей рог. Она
Звучит для отзвука. И отзвук – бог.
Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук".
В.Иванов

Ты жил один! Друзей ты не искал И не искал единоверцев. Ты острый нож безжалостно вонзал В открытое для счастья сердце.
«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть!..» — «Зачем? Средь бурного ненастья Мы, все равно, не можем сохранить Неумирающего счастья!»
А.Блок

К НЕЙ
Травы одеты Перлами. Где-то приветы Грустные Слышу, — приветы Милые…
Милая, где ты, — Милая?..
Вечера светы Ясные, — Вечера светы Красные… Руки воздеты: Жду тебя…
Милая, где ты, — Милая?
Руки воздеты: Жду тебя В струях Леты, Смытую Бледными Леты Струями…
Милая, где ты, — Милая?
А.Белый


Слайд 11 Акмеизм
Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность,

АкмеизмАкмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от

освободить его от мистической зашифрованности, о чем очень зло

высказался О.Мандельштам, уверяя, что русские символисты «...запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешь».

Акмеизм в живописи: В.Э.Борисов-Мусатов «Водоём» (1902)

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь", предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.


Слайд 12 А.Ахматова
Н.Гумилёв
О. Мандельштам
Проводила друга до передней. Постояла в золотой пыли. С

А.АхматоваН.ГумилёвО. МандельштамПроводила друга до передней. Постояла в золотой пыли. С колоколенки

колоколенки соседней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово — Разве я цветок

или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.
А.Ахматова

МОЛИТВА
Солнце свирепое, солнце грозящее, Бога, в пространствах идущего, Лицо сумасшедшее, Солнце, сожги настоящее Во имя грядущего, Но помилуй прошедшее!
Н.Гумилев

Медлительнее снежный улей,
Прозрачнее окна хрусталь,
И бирюзовая вуаль
Небрежно брошена на стуле.
Ткань, опьяненная собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой.
И, если в ледяных алмазах
Струится вечности мороз,
Здесь – трепетание стрекоз
Быстроживущих, синеглазых.
О.Мандельштам


Слайд 13 Футуризм
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе.

ФутуризмФутуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль

Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве

основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. В своем манифесте с эпатирующим названием "Пощечина общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парохода Современности". Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Футуризм в живописи: Д.Бурлюк
«Приход весны и лета» (1914)

Футуризм в живописи: В.Кандинский
«Композиция №8» (1923)

Футуризм в живописи: К.Малевич
«Черный квадрат», «Черный круг» и
«Черный крест» (1915)


Слайд 14 Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической

КубофутуризмВ России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для

группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от

эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов (индивидуально-авторский неологизм).
В соединении с признанием абсолютного индивидуализма поэта (футуристы придавали огромное значение даже почерку поэта и выпускали рукописные литографические книги и с признанием за словом роли "творца мифа", – это устремление породило небывалое словотворчество, в конечном счете приведшее к теории "заумного языка". К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Велимир Хлебников

Владимир Маяковский

Алексей Крученых


Слайд 15 Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй —

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй —

пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения

жило Лицо.
В.Хлебников

Я
Излучистая Лучистая Чистая Истая Стая Тая Ая Я
В.Каменских

Дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз
А.Крученых

ЛЮБОВЬ  
Девушка пугливо куталась в болото, ширились зловеще лягушечьи мотивы, в рельсах колебался рыжеватый кто-то, и укорно в буклях проходили локомотивы. В облачные пары сквозь солнечный угар врезалось бешенство ветряной мазурки, и вот я — озноенный июльский тротуар, а женщина поцелуи бросает — окурки! Бросьте города, глупые люди! Идите голые лить на солнцепеке пьяные вина в меха-груди, дождь-поцелуи в угли-щеки.
В.Маяковский

В.Каменских

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
В.Хлебников


Слайд 16 Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование

ЭгофутуризмПомимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование

рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм

был явлением кратковременным.
"Эгофутуризм – непрестанное устремление каждого эгоиста к достижению будущего в настоящем". В "эгофутуризме, таким образом, было все: и отзвуки современности, и новое, правда, робкое, словотворчество ("поэза", "окалошить", "бездарь", "олилиен" и так далее), и удачно найденные новые ритмы для передачи мерного колыханья автомобильных рессор ("Элегантная коляска" И.Северянина), но больше всего влюбленность в рестораны, будуары, кафешантаны, ставшие для Северянина родной стихией.
Помимо Северянина, к этому течению примыкали К. Олимпов, И.Игнатьев, Грааль-Арельский, Г. Иванов, П. Широков, Иван Оредеж, П. Кокорин.

И.Северянин

И.Игнатьев

К.Олимпов


Слайд 17 УВЕРТЮРА
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно,

УВЕРТЮРА Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и

искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я

в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
И.Северянин

OPUS: – 5515
Почему, почему Мы обязаны? Почему НЕЖЕЛАНИЕ — рАБ? Несвободно свободою связанный, Я — всего лишь кРАП.
Мне дорог, мил Электрический Эшафот, Тюрьма. Метрополитена улыбки Садистические, Синема Бельмо.
Хочу Неестественности Трагической… Дайте, пожалуйста, вина!..
И.Игнатьев

Гении в ритмах экспрессий Мыслят созвездьем талантов. Сказочнят в море эксцессов Их острова хиромантий.
Ясного Гения остров Терем воздвигнул Искусства: С Лирой великого чувства, С Музой — любовницей острой.
Райчатся окна Бессмертья, Солнчится Гения терем! Люди! в мой терем уверьтесь? — «Верим в Олимпова, верим!»
К.Олимпов

АЗБУКА ВСТУПАЮЩИМ
Посолнцезеленуолешьтоскло перепелусатошершавит Осиянноеосипоносит Красносерпопроткнувшемужаба Кудролещеберезевеньспойь переспойулетилосолнцемъ Нассчитаютъдураками амыдуракилучшеумныхъ.
В.Гнедов

В.Гнедов


Слайд 18 Имажинизм
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании

ИмажинизмИмажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. По их

образа. По их мнению, образ – самое ясное, лаконичное,

наиболее соответствующее веку автомобилей, радиотелеграфа, аэропланов. "Что такое образ? – кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью". Во имя "скорости" передачи художественных эмоций имажинисты, ломают синтаксис, выбрасывают эпитеты, определения, предлоги, сказуемые.
Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.

Имажинизм в живописи:
Г.Якулов «Фантазия» (1910)

А.Мариенгоф

С. Есенин

В.Шершеневич


Слайд 19 Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец

Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай. Звериных

и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой

и мятой...

Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.
С.Есенин

Вы бежали испуганно, уронив вуалетку, А за вами, с гиканьем и дико крича, Мчалась толпа по темному проспекту, И их вздохи скользили по Вашим плечам. Бросались под ноги фоксы и таксы, Вы откидывались, отгибая перо, Отмахивались от исступленной ласки, Как от укусов июньских комаров. И кому-то шептали: «Не надо! Оставьте!» Ваше белое платье было в грязи, Но за Вами неслись в истерической клятве И люди, и зданья, и даже магазин. Срывались с места фонарь и палатка, Все бежало за Вами, хохоча и крича, И только Дьявол, созерцая факты, Шел неспешно за Вами и костями стучал.
В.Шершеневич

Сказка, присказка, быль, Небыль. Не знаю… Неугомонные Тильтиль и Митиль — Ищем любовь: «Там, там — вон На верхушках осин, сосен!» А она, небось, Красноперая Давным-давно улетела в озера Далекого неба.
А.Мариенгоф

Пятнышко, как от раздавленной клюквы. Тише. Не хлопайте дверью. Человек… Простенькие четыре буквы: — умер.
А.Мариенгоф


Слайд 20 Новокрестьянская поэзия
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход,

Новокрестьянская поэзияПонятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно

объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты,

присущие их миропониманию и поэтической манере. Новокрестьянских поэтов объединяли - при всех различиях творческого почерка и меры таланта - истовая любовь к деревенской России (вопреки России "железной"), желание высветить исконные ценности ее верований и морали труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и "звук" новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления "русского модерна".
Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков.

Новокрестьянская живопись:
В.Васнецов «Три богатыря» (1898)

Новокрестьянская живопись: И.Билибин «Подужемье» (1904)


Слайд 21 Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые

Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины

расщелины Влагу вешнюю таят.
Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!.. Прослезилася смородина, Травный

слушая псалом.
И не чую больше тела я, Сердце — всхожее зерно… Прилетайте, птицы белые, Клюйте ярое пшено!
Льются сумерки прозрачные, Кроют дали, изб коньки, И березки — свечи брачные Теплят листья-огоньки.
Н.Клюев

СТРАДА
Рожь густая недожата,
Осыпается зерно.
Глянешь в небо, через хаты,
Небо в землю влюблено.
Зной палит. В крови ладони.
Рожь, как камень, под серпом.
Руки жнут, а сердце стонет,
Сердце сохнет об одном.
Думы, думы, тяжко с вами,
Серп не держится в руках.
Мил лежит под образами,
Точно колос на полях.
Рожь густая, — не одюжишь
Ни косою, ни серпом.
И поплачешь и потужишь
Над несвязанным снопом.
П.Орешин

Золотятся ковровые нивы,
И чернеют на пашнях комли...
Отчего же задумались ивы,
Словно жаль им родимой земли?.. Как и встарь, месяц облаки водит, Словно древнюю рать богатырь,
И за годами годы проходят, Пропадая в безвестную ширь.
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой –
Что ж и я не пою, а рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой? И мне мнится: в предутрии пламя Пред бедою затеплила даль,
И сгустила туман над полями Небывалая в мире печаль...
С.Клычков


Слайд 22 Пролетарская поэзия рассчитана на народную массу, часто безграмотную,

Пролетарская поэзия рассчитана на народную массу, часто безграмотную, по стилю напоминает

по стилю напоминает символистов. Пролетарская поэзия вторична по отношению

к крестьянской: поэты были выходцами из села или профессиональными революционерами.
Пролетарская литература состояла, в основном, из рабочих заводов и фабрик, трудовой интеллигенции. Наиболее часто публиковались Д.Бедный, А. Богданов (Волжский), Л. Радин, Е. Нечаев, Ф. Шкулев, А.Поморский, Я.Бердников, А. Гмырев, Е. Тарасов... Главное внимание авторы уделяли содержательной стороне произведений, стремясь внести свой вклад в разрушение существующего несправедливого строя. Многие пролетарские стихи стали песнями. В основе их произведений - жизнь трудового народа. Многие из этих поэтов были непосредственными участниками революционной борьбы.

Пролетарская поэзия

Пролетарские писатели объединялись вокруг социал-демократических газет "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Звезда", "Правда" и др. Если писателей декадентского направления было не так уж много, то пролетарская литература носила массовый характер. Только на страницах газеты "Правда" за 1912-1914 гг. было опубликовано около тысячи стихов, рассказов, очерков, в создании которых приняли участие свыше 400 авторов. 

Пролетарская живопись.
Плакаты. Автор неизвестен.


Слайд 23 ДВА СТАНА
Вам - "чары навии", рукоплескания.
Пиры безумные, цветы

ДВА СТАНАВам -

ажурные...
Нам - жизнь в безвестности, снега изгнания.
Могилы братские, скитанья

бурные...
Вам - звоны сладостных цевниц,
Нам - цепи ржавые темниц...
А. Богданов

Мой твердый четкий стих - мой подвиг ежедневный. Родной народ, страдалец трудовой,
Мне важен суд лишь твой,
Ты мне один судья прямой, нелицемерный,
Ты, чьих надежд и дум я - выразитель верный,
Ты, темных чьих углов я- "пес сторожевой"!
Д. Бедный

СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ!
Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе, В царство свободы дорогу Грудью проложим себе. Вышли мы все из народа, Дети семьи трудовой. «Братский союз и свобода» - Вот наш девиз боевой! Долго в цепях нас держали, Долго нас голод томил; Черные дни миновали, Час искупленья пробил. *** Свергнем могучей рукою Гнет роковой навсегда. И водрузим над землею Красное знамя труда.
Л. Радин

Д. Бедный

А. Богданов

Л. Радин


Слайд 24 Заключение
Какими же были русские стихотворцы?
Нобелевские лауреаты Б.Л.Пастернак и

ЗаключениеКакими же были русские стихотворцы?Нобелевские лауреаты Б.Л.Пастернак и И.А. Бунин, А.А.

И.А. Бунин, А.А. Ахматова в мантии почётного доктора –

увы! – не отечественного университета, Мать Мария, чьё имя для французов стало синонимом подвижнического служения добру, А. Анненский, знавший 14 языков, М. Волошин, по беглым зарисовкам которого геологи изучают до сих пор структуры пород Крымского побережья…
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Двадцатый век … ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Всё разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А.Блок


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-poeziya-serebryanogo-veka-10-11-klass.pptx
  • Количество просмотров: 131
  • Количество скачиваний: 0