Слайд 2
Особенности русского модернизма
Слайд 3
Задача урока - исследовать проблему: «Серебряный
век русской поэзии – это классическая поэзия в новое
время или это качественно иное поэтическое творчество?»
Слайд 4
Владимир Соловьев – мыслитель и философ
* * *
Милый друг, иль ты не видишь,
Что
всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892
Слайд 6
1.Если все существующее – это тени,
как говорится в стихотворении, значит, мы живем в мире теней
и реальности не знаем?
2.Что имеет в виду поэт, когда пишет: «Одно на целом свете – только то, что сердце к сердцу говорит в немом привете»?
Слайд 7
«Недотыкомка серая» Федора Сологуба
* * *
Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьётся да вертится, —
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?
Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою, —
Помоги мне, таинственный друг!
Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким.
Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим.
1 октября 1899 года
Слайд 9
Как вы представляете образ «нетыкомки серой»?
Есть
ли подобные образы в устном народном творчестве?
Можно ли сказать,
что словотворчество свойственно поэтам - модернистам?
Поэты какого направления особенно увлекались словотворчеством?
Слайд 10
Символизм в музыке
Рахманинов С.В.
СкрябинА. Н.
Слайд 12
Романс «Сирень» ,музыка С.В.Рахманинова, стихи Е.А.Бекетовой
Песня без слов
Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес
зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.
День догорает. Закат загорается.
Шепотом, ропотом рощи полны.
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны.
Ветра вечернего вздох замирающий.
Полной Луны переменчивый лик.
Радость безумная. Грусть непонятная.
Миг неизбежного. Счастия миг.
Слайд 15
Как называется художественный прием, использованный Бальмонтом в стихотворении?
Можешь
ли ты привести примеры использования звукописи в произведениях поэтов
19 века?
Характерно ли для модернистов широкое использование музыкальных возможностей стиха?
Слайд 22
Портрет жены художника Надежды Ивановны Забелы
Мечты
За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют
остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.
Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.
Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.
Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжелая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.
Слайд 25
1. Есть ли в этом стихотворении
черты реального мира?
2. О чем говорит нам название стихотворения?
К каким стихам его можно отнести?
3.Похожи ли стихи Гумилева на классическую поэзию?
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Слайд 28
Понятно ли содержание стихотворения? Какие неологизмы
создает Хлебников, чтобы получилось «заклятие»?
Чего добивались футуристы, занимаясь словотворчеством?
Можно
ли сказать, что излишний интерес футуристов к форме стиха вредил его содержанию?
Слайд 29
Художники - авангардисты
Пара, едущая верхом на коне
Кандинский Василий
(1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт,
один из лидеров авангарда первой половины 20 века.
Слайд 30
Любовь Сергеевна Попова
(1889-1924) —
русский и советский живописец
Портрет философа, 1915
Слайд 31
Марк Шагал
Влюбленные. Прогулка."
Холст, масло. 1917г.
Автопортрет
Self-Portrait, 1914г.
Слайд 32
Автопортрет. Около 1910
Казими́р Севери́нович Мале́вич
(11 февраля 1879-15 мая 1935)
русский и советский художник-авангардист польского
происхождения.
Слайд 33
Бездна?
Шутят. Шляпка гвоздя, вбитая в русское искусство.
Слайд 34
1. «Серебряный век»
2. Таинственный и сверкающий
Угрюмый и волнительный
Непредсказуемый обворожительный: 3.Восхищает, манит, пугает, но… притягивает!
4. «И серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком плыл…»
5. Праздник для души!
Восхитительная эпоха!
Слайд 35
Особенности русского модернизма
Слайд 36
Каков же итог урока? Почувствовали ли
вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии?
Несмотря на вызов общественному мнению и эпатажность, какие ценности воспеты поэтами того времени?
Понравилась вам поэзия, музыка и живопись Серебряного века?