Слайд 2
Донаучный период
До сер. XIX века данные о народах,
населявших Россию накапливались благодаря деятельности путешественников и священников.
Эффект внутренней
колонизации.
Создавались обобщающие описания. И.Г.Георги (1766-80 гг.)
Политика русификация и патернализма по отношению к нерусским народам.
Слайд 3
Русское географическое общество
Основано в 1845 году.
Первый председатель К.М.
Бэр.
Этнография была отнесена к самостоятельным наукам с особыми теоретическими
принципами и методами.
Стал регулярно выпускаться «Этнографический сборник». С 1867 года – Этнографическое обозрение»
Самая заметная фигура того Времени Н.Н.Миклухо-Маклай (1846-1888).
Слайд 4
Конец XIX - начало ХХ века
Появились этнографические
исследования русского народа.
Но это были традиционные деревни или периферийные
области (Поморье, Сибирь, Южные области).
Получает распространение эволюционистская теория.
Появились этнографические музеи (Казань, Тифлис, Иркутск, Якутск), а также Румянцевский музей в Москве, и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.
Слайд 5
30-40-е годы ХХ века
Господство исторического материализма.
Процессы нациестроительства. После
попыток опереться на местные элиты, они были репрессированы.
Не использовалось
понятие «этнос». Предпочтение термина «народ» или «национальность».
Идея многонационального государства и единого советского народа.
НО! При этом этническая принадлежность фиксировалась в официальных документах, в том числе, паспорте.
Слайд 6
Установки советской этнографии
Этнография имела статус «вспомогательной исторической дисциплины».
Предмет
антропологии сводился только к изучению физических особенностей (физическая антропология)
Предмет
этнографии сводился к поиску пережитков общинно-родового строя.
Этнографы занимались нерусскими этническими группами, преимущественно на селе, сохранившими исторические традиции.
Слайд 7
Академик Ю.М. Бромлей
(1921-1990)
Возглавил институт антропологии и этнографии
в 1960-гг.
Способствовал увеличению количества классических этнографических исследований.
Предложил определение понятия
«этнос»
Пытался выявить компоненты этноса
Соотносил этнические группы с другими социальными общностями: народность, нация, класс, раса.
Пригласил к сотрудничеству социологов: И.С. Кон, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева. Начались этносоциологические исследования.
Слайд 8
Теория этноса Ю.В. Бромлея
Этнос рассматривается как тип социальных
общностей, наряду с демографическими (пол, возраст) или классовыми.
Этносы существуют
объективно.
Советская традиция исторического материализма не позволяла увидеть в такого рода подразделениях результат категоризации в академических или политических целях.
Западная традиция критиковалась как проявление субъективизма.
Слайд 9
Определение Ю.М. Бромлея
Этнос – исторически сложившаяся на определенной
территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими
чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). (Бромлей Ю.М. Теория этноса. М., 1982)
Слайд 10
Признаки этноса
определенная целостная территория;
развитие социально-экономических связей
между отдельными частями этноса;
специфические черты традиционной материальной и духовной
культуры;
общность родного (и совпадающего с ним основного разговорного) языка;
общность религиозных представлений;
некоторые особенности групповой психики (проявляющиеся в системе ценностных ориентаций, эстетических представлений и т.п.);
этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего единства,
самоназвание этноса (этноним) как внешнее проявление его самосознания.
Слайд 11
Основные выводы по теории
Ю.М. Бромлея
Ни один признак
этноса не может быть определяющим.
Природа этноса дуалистическая, то есть
био-социальная
Этнос сочетает биологические факторы (внешний вид, территория происхождения и/или постоянного проживания) и социальные (традиция, религиозные представления, самосознание). Причем социальным факторам придавалось большой значение. Так как этого требовала марксистская традиция.
Еще одно дуалистическое противопоставление: объективные и субъективные характеристики. Ни одна из составляющих тоже не является определяющей
Слайд 12
Соотношение понятий «этнос» и «нация»
Понятие «этнос» и «нация»
связаны с теорией общественно экономических формаций.
Для первобытных обществ –
формой социальных объединений является племя.
Для традиционных обществ – народность, позже «этнос»
Для капиталистических обществ – нация.
В социалистическом государстве (СССР) – национальности.
Слайд 13
Понятие примордиализм
Концепция Ю.М. Бромлей – примордиалистская.
Примордиали́зм в этнографии
- одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное
и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками.
Слайд 14
Характеристика примордиалистских концепций
Примордиалистские концепции трактуют этнические группы как
реально существующие группы людей, которые:
Характеризуются биологическим самовоспроизводством;
Разделяют
базовые культурные ценности, выражающиеся во внешнем единстве культурных форм;
Образуют единые поля коммуникации и взаимодействия;
Характеризуются членством, обеспечивающим идентификацию для членов группы и признание их другими группами
Слайд 15
Теория Л.Н. Гумилева (1912-1992)
Этнос – это форма существования
вида Homo sapiens (имеет биологическую природу).
Если не один социальный
или культурный признак этноса не является определяющим, то этнос – это природное образование.
В его формировании решающими являются биологические и географические фактора (территории формирования и последующего проживания).
После формирования процесс существования этноса становится историческим.
Слайд 16
Определение этноса у
Л.Н. Гумилева
Этнос – феномен биосферы,
или системная целостность дискретного типа, работающая на геохимической энергии
живого вещества, в согласии с принципами второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической хронологией исторических событий. (Гумилев Л.Н. «Этногенез и биосфера земли»).
Слайд 17
Идея пассионарности
Процессы, которые интересуют Гумилева происходят раньше XIX
века. Это результат представлении об этнологии как о исторической
науке.
Фактор, который запускает исторический процесс – тоже естественный (биохимический, энергетический, космическое излучение).
«Пассионарность» – влечения к активности. (но не патологическое!), Активные периоды истории характеризуются появлением людей с повышенной активностью –пассионариев.
Слайд 18
Ограничения теории Л.Н. Гумилева
Несоциальные основания социального процесса
Объективация этнических
процессов.
Слабая связь с современными этническими процессами.
Теория Л.Н. Гумилева примордиалистская.
Некоторые
критики считают теорию Л.Н.Гумилева паранаукой