Слайд 2
Часть первая.Историко-культурный фон послания
А) Автор.
1.1 Пётр,
апостол Иисуса Христа.
5.1 Свидетель страданий Христовых и сопастырь.
5.13 Посылает приветствие из Рима (Вавилона) и упоминает о Марке, называя его сыном.
Слайд 3
Часть первая.Историко-культурный фон послания
А) Автор.
Пётр (Симон
(Симеон) \ Кифа), один из двенадцати учеников Иисуса Христа.
Петр
находился в Риме в 60-е годы первого столетия. Его смерть связывают с Нероновскими гонениями, разразившимися после пожара в Риме летом 64 года. Известная легенда Quo Vadis (Куда Ты идёшь?) повествует о том, что Петр, поддавшись уговорам христиан, покинул Рим во время гонений. Но, встретившись с Христом, который направлялся в Рим вновь быть распятым, Пётр понимает, что Господь ведёт его к мученичеству. Пётр возвращается в Рим, чтобы поддержать гонимую церковь и самому мученически умереть как сотни его братьев и сестёр по вере. Эти события в основном датируются 65 годом.
Слайд 4
Часть первая.Историко-культурный фон послания
А) Автор.
Против Петра
говорит отличный греческий (что, впрочем, не аргумент в случае
использования секретаря), которым рыбак не мог обладать и который контрастирует с плохим греческим 2-го послания.
Также, отсутствие известных гонений во время жизни Петра, отсутствие известной церковной истории связи апостола с восточными церквами.
Слайд 5
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Б) Адресат.
1.1 автор
называет адресата «избранными пришельцами» и указывает на место их
проживания – Восточные провинции Римской империи (Понт, Галатия, Азия, Вифиния, и Каппадокия). Само обращение Петра к своему адресату как «пришельцы» может предполагать иудейскую среду – христиан, которые рассеялись после гонений в Палестине, но фактор обращения к ним как к язычникам в 2.10-12, исключает подобную идею. По всей вероятности, адресат назван пришельцами, чтобы подчеркнуть их инородность языческому населению римских провинций.
Слайд 6
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Б) Адресат.
1.13, 2.11,
4.12 автор называет адресата возлюбленными, передавая тем самым отношение
Бога \ и своё отношение к ним возлюбленными.
2.5 автор называет их «живыми камнями»
2.9 автор называет их родом избранным \ царственным священством, но 10 стих ясно даёт понять, что эти люди не евреи. Аудитория автора – язычники, проживающие среди язычников (2.10-12).
2.2 Адресат очевидно не так давно пришёл к вере (?), если считать, что фраза «как новорождённые младенцы» относится к их христианскому возрасту, а не к аналогии (младенцы-молоко).
Слайд 7
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Б) Адресат.
К сожалению,
никто не сможет ясно ответить на вопрос, что связывало
Петра с данными общинами из Малой Азии, которые традиционно считаются миссионерским полем Павла (несмотря на факт, что Святой Дух воспрепятствовал Павлу и его спутникам идти в Азию (которая была достигнута евангелием позже во время его служения в Ефесе (Деян 19)) и Вифинию (Деян 16.7)). Ранняя христианская традиция связывает служение Петра с римской общиной, однако Павел указывает на группу его последователей в Коринфе (1 Кор 1.12). По большому счёту мы ничего не можем сказать определённого по поводу служения Петра и его путешествий за последние 14 лет его жизни (50-64гг.). Никто не может исключить вероятность того, что Петр принял активное участие в проповеди евангелия и становлении общин в регионах, которые Пётр называет в приветствии.
Слайд 8
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Причина написания.
1.6-8, 3.13-17, 4.12-19,
5.9 Утешение христианам в страданиях
Послание, по всей вероятности, написано
с целью утешить страдающих христиан в малоазиатских провинциях и указать им на добрый христианский образ поведения как противовес всем обвинениям (2.12, 3.15-16) выдвинутым против них. Примечательно, что Пётр, специфицирует заповеди к определённым группам христиан (2.18, 3.1-7, 5.1-5).
Слайд 9
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Причина написания.
Часто предполагается, что
данные гонения не относятся к гонениям со стороны римской
власти, по причине того, что Пётр позитивно относится к власти (2.13-17), а Нероновские гонения вряд ли смогли достичь провинций в тот короткий промежуток времени, что отделяет начало гонений от гибели в них Петра. Скорее всего, мы имеем дело с противостоянием между язычниками и христианами на почве различной идеологии и образа жизни, т. к. Петр увещевает церкви противопоставить обвинениям язычников добрый образ поведения (2.12; 3.16; 4.1-4)
Слайд 10
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Дата написания
Дата написания не
упоминается в тексте, но текст послания содержит некоторую информацию,
которая поможет датировать послание.
4.17 Автор пишет в преддверии гонений, по всей вероятности, Нероновских.
Написание послания должно укладываться в рамки жизни Петра\Марка\Силуана (1.1; 5.12-14)
2.13-17 Петр позитивно отзывается о власти, что, вероятно, указывает на то, что послание написано до лета 64 года.
Слайд 11
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Дата написания
Согласно церковной традиции,
которая поддерживается рядом ранних источников, Петр вместе с Марком
находился в Риме в начале 60-х годов первого века, где были написаны евангелие от Марка и 1 Петра. Об этом сообщают Евсевий сам (Церковная история 3.1-2), затем приводя свидетельство Папия (Церковная История 3.39.15) и Климента Александрийского (Церковная История 6.14.6). О пребывании и мученической смерти Петра в Риме в Нероновских гонениях повествует Климент Римский (1 Коринфянам (5)) и Ириней (Против Ересей 3.1).
Слайд 12
Часть первая.Историко-культурный фон послания
Место написания
5.13 Петр упоминает
церковь в Вавилоне, что исторически даёт нам возможность предполагать
два географических места: Вавилон и Рим. Нам ничего не известно о пребывании Петра в Вавилоне в то же самое время хорошо известно о пребывании Петра и Марка в Риме. В середине первого века, Вавилон представляет собой небольшой город, где могло и не быть христианской общины.
Слайд 13
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.1-2 Приветствие и
пожелание благодати и мира. Пётр указывает в начале послания,
что он является апостолом Иисуса Христа и географически располагает своего читателя в пяти малоазиатских провинциях.
Слайд 14
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.3-5 Благословение. Пётр
благословляет Бога за воскресение Христа и наше воскресение. Он
упоминает о наследии для своего адресата и указывает, что они сохраняются силой Бога и будут спасены (ст.5).
Пётр идентифицирует Бога как того, кто открывает себя как Отец нашего Господа Иисуса Христа. Так как исповедание Господь Иисус является центральным для ранней проповеди Христиан (Деян 2.36, 1 Кор 16.22), данное исповедание здесь привносит суть христианского богословия в текст Петра.
Слайд 15
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.3-5 Благословен Бог
и Отец Господа нашего Иисуса Христа - по всей
вероятности представляет собой синогогальное славословие (эулогию), форму прославления Бога нисходящую к Ветхому Завету, в которой упоминается сначала адресат славословия (Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа), а затем причина благодарения – например возрождение Христиан посредством воскресения Иисуса Христа и сохранение их к спасению. Эти две действительности характеризуют труд Бога среди Его детей: возрождение – акт прошлого (которое имеет эффект в настоящем) и сохранение – труд настоящего.
Похожий случай адаптации синогогального славословия к христианской эпистолярной традиции мы находим у Павла в Еф 1.3-14 (см. также 2 Кор 1.3-7).
Слайд 16
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.6-9. Наставление о
радости и страданиях. В 6 стихе Пётр перемещает внимание
читателя с его страданий на радость веры во Христа и указывает, что страдания укрепляют их веру, которая в свою очередь будет вознаграждена в явлении Иисуса Христа. Это первое наставление в послании и, по всей вероятности, оно отражает тему данного послания. Следует, однако, упомянуть, что несмотря на то, что Синодальный перевод переводит глагол «радуйтесь» повелительным наклонением, греческий глагол «радуйтесь» медиального залога может быть как в повелительном так и изъявительном залоге.
Слайд 17
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.6-9. Данное наставление
(я принимаю глагол как повелительный) переносить страдания многократно повторяется
в послании:
2.19-24 – пример несправедливо страдающего Христа как пример для нас, переносить страдания за несправедливые обвинения.
3.9-12 – призыв не воздавать злом за зло и ругательством за ругательство
3.14 – блаженство страдающих за правду
3.17-18 – пример Христа, страдающего за добрые дела
4.1 – страдание плоти помогает не грешить
4.12-19 – радость участия в Христовых страданиях
что подкрепляет ранее сделанное заявление о том, что радость в перенесении страданий представляет собой тему послания.
Слайд 18
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.6-9. Конструкция «если
нужно…» (ст. 6) не представляет собой вопроса выбора, так
как Пётр рассматривает страдания христиан естественными для веры (испытанная вера ст. 7) и христианской жизни в нехристианском мире (см. выше приведённые ссылки). Данная вера в совокупности с любовью к не виденному читателем Христу приводит к спасению их душ.
Слайд 19
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.10-12 Возвещение о
спасении пророками. Петр заканчивает данную секцию благодарения утверждением об
эсхатологической значимости того времени в котором живут христиане Малой Азии (начатое ещё в ст. 5 утверждением «спасение, готовое открыться в последнее время»). Божий план истории реализуется на их глазах и они не посторонние наблюдатели, а его участники («…назначенной вам благодати» ст.10). Именно им было возвещено о страданиях Христа и Его последующей славе. Страдая за Христа, они являются сопричастниками этой истории и это наполняет их страдания смыслом. Это имеет чисто практическую ценность для читателей 1 Петра так как он их, по сути маргиналов общества, он возвышает над пророками и ангелами. Они участники событий (им возвещено и они приняли верой \ получили спасение), о которых первые пророчествовали (ст. 10), а вторые желали узнать (ст.12).
Слайд 20
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.10-12 « Дух
Христов», по всей вероятности Дух Святой. Данное замещение имело
место в христианской традиции (см. Рим 8.9-10). Данное утверждение показывает понимание Петром идеи предсуществования Христа, что он подтверждает в 1.20.
«Христовы страдания»– вопрос стоит о том как переводить данную фразу «страдания Христа» или «страдания для Христа». В основном приоритет отдаётся первому варианту перевода как идеи нормативной для новозаветного богословия (см. Мк 14.49, Деян 3.18, 1 Кор 15.3), а также ввиду параллелизма того, что пророки прорекли благодать для христиан и страдания для Христа (1.10\1.11).
Слайд 21
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.13 -21 Заповедь
быть святыми
«препоясав чресла ума вашего». Причастие «препоясав» имеет
силу императива и призывает читателя препоясаться, приготовиться и собраться как будто для дороги или труда (см. также Еф.6.14). данное выражение несомненно нужно рассматривать как метафору.
«уповайте»– надейтесь или уповайте (первый императив в послании) на благодать, которую явил нам Бог в Иисусе Христе. Данная надежда базируется на тех фактах, которые Пётр перечисляет в 1.3-5.
«как послушные дети (Бога)» (1.14) подчёркивает не состояние незрелости или зависимости, но указывает на известную иудейскую идиому «сыны …», которая указывает на то, что кто-либо несёт в себе характеристики того, чьим сыном он \она называются.
Слайд 22
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.13 -21 Заповедь
быть святыми
Последующие 14-16 стихи содержат увещевание быть святыми
во всех аспектах жизни исходя из природы Бога – Он Сам свят (ст.16). Когда Пётр апеллирует к тому, что написано, он апеллирует к известной ветхозаветной традиции святости Бога. Такой атрибут Бога как Бог Святой упоминается не менее 45 раз в Ветхом Завете (1Царств 2.2, Исайя 1.4, Иер 35. 7 и т.д.). Ветхозаветная идея святости Бога не обозначает только Его отделённости от творения, но указывает на Его этико-моральные качества (напр. Осия 11.9).
Слайд 23
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.13 -21 Заповедь
быть святыми
Повеление «не сообразоваться» возвращает их к реалиям
прежней невозрождённой жизни (из мёртвых к упованию живому ст.3), которую они приобрели от отцов (ст.18). От которой они должны отказываться как дети Бога, а не дети своих отцов. Данное причастие открывает широко представленную в послании тему взаимоотношений христиан с внешним миром. Первая заповедь в этом направлении – они не должны сообразоваться (имитировать образ жизни данного мира), но сообразоваться с образом жизни Бога (по примеру призвавшего их Святого – самим быть святыми (1.15)).
Слайд 24
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.13 -21 Заповедь
быть святыми
Последующие 17-21 стихи представляют собой одно предложение,
которое построено вокруг императива 17 стиха «проводите своё странствование». Автор упоминает об искупительной работе Иисуса Христа, и искупительной плате, которая была принесена – не серебро и золото, но кровь Иисуса Христа как искупительные деньги за рабство прежней жизни, которую они получили от отцов (сравни Еф 1.7). Искупительная жертва Христа существовала в замысле Бога ещё до сотворения мира, но была реализована в дни Петра и его читателей (1.20-21).
Пётр упоминает здесь ветхозаветную терминологию жертвоприношений, в которой кровь равна жизни (Быт 9.4, Лев 17.11). Иисус искупил нас свое кровью = своей жизнью.
Слайд 25
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
1.22-25 Заповедь о
любви
Заповедь «любить друг друга» направлена на внутрицерковный круг, где
все друг другу братья и сёстры. На внешний круг Пётр распространяет идею невоздаяния за зло(3.9), что имеет своё объяснение во враждебном для них мире. Ощущение семьи и любви друг друга в христианском кругу, безусловно, помогало им выдержать мощное внешнее давление.
Данная любовь не является просто моральным наставлением Петра, она происходит как результат внутренних изменений в христианах:
- послушанием истине через Духа (ст.22)
- как возрождённые от Слова Божьего (ст.23)
Слайд 26
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.1-10 Заповедь расти
Данная
секция состоит из двух тематических частей: христианский рост в
направлении эсхатологического спасения (2.1-3) и христианской идентичности как святого народа Божьего (2.4-10).
Слайд 27
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.1-10 Заповедь расти
2.1-3
Пётр представляет христианский рост с помощью крещальной терминологии: они
должны отложить (снять) всё то, что характеризовало их жизнь в прошлом, и как только что родившиеся от Бога, возлюбить откровение от Бога (чистое словесное молоко), чтобы расти во спасение. Несмотря на данную крещальную терминологию, мы не имеем здесь дело с новообращенными (это христиане пяти провинций), но Пётр, вероятно, напоминает им об опыте крещения как реальности, которая сопровождает их всю жизнь и является движущей силой роста и обновления.
Слайд 28
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.1-10 Заповедь расти
2.4-10
Данная секция приводит к логическому заключению первую часть послания
1.13-2.10 «Новая идентичность как избранных детей Божьих», который отзывается эхом уже в первых стихах послания (напр. «избранным» 1.2). Народ Божий должен расти (будучи возрождён (1.3) и искуплен Богом (1.18-19) посредством проповеди (1.23) Слова Божьего) в святой народ и царство священников.
Слайд 29
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.1-10 Заповедь расти
Духовная
идентичность Христа и христиан. Петр берёт хорошо известный текст
Исайи 28.16 и строит на нем духовную идентичность Христа и народа Божьего. Если Христос камень в Сионе, то христиане – живые камни (2.5), Христос избран (2.6) и избраны христиане (2.9), Христос отвержен (2.4,7) и христиане переживают отверженность со стороны окружающего общества (2.12 и далее). Для читателей послания – это не просто богословские рассуждения, они переживают данную отверженность и для них важно понимать, что данный мир отвергает не только их, он ранее отверг Христа. Они идут по Его стопам как Его народ.
Слайд 30
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.1-10 Заповедь расти
Идентичность
христиан в семи образах.
- «живые камни» храма Божьего (2.5)
-
«святое, царственное священство» (2.5, 9)
- «избранный народ» (2. 4,6,9)
- «святой народ» (2.9)
- «люди, взятые в удел» (2.9)
- «народ Божий» (2.10)
- «помилованные» (2.10)
Данные категории характеризуют христиан как тех, на которых Бог возлагает историческую миссию быть Его уделом и глашатаем на земле какую Он некогда возлагал на Израиль (Исход 19.5-6). Данный замысел Бога об Израиле никогда не стал реальностью и Пётр указывает на то, что христиан как народ Божий Бог принимает на тех же условиях и ставит им те же задачи, как некогда ставил историческому Израилю. Христиане призваны приносить «духовные жертвы» (2.5) живя в реальности, что Богу важны не жертвы в храме, но послушание Его народа, и «возвещать совершенства Бога» (2.9) в мире антагонистичном тому, что они провозглашают.
Слайд 31
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
Данный раздел концентрируется на образе жизни
народа Божьего среди враждебного им мира (который злословит их как злодеев (2.12). Петр, после общего наставления (2.11-17), обращается к конкретным категориям христиан (слугам, женам, мужьям) и инструктирует, как они должны себя вести, чтобы их противники поменяли своё отношение и прославили Бога. В действительности это евангелизационная миссия.
Слайд 32
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
Христиане, по своей сущности, поставлены вне
общества: они не могут участвовать в семейных, производственных, общественных мероприятиях, так как все данные активности по консенсусу исследователей Нового Завета были сопряжены с религиозным поклонением. В те дни религия не была частным интимным делом индивидуума, но была неотъемлемой частью жизни в семье и обществе. Отказ от поклонения идолам автоматически делал христиан преступниками и изгоями общества.
Слайд 33
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
В 2.11 Пётр использует термин «прошу
вас» который имеет очень широкий спектр значений и в данном контексте может обозначать «я прошу, я умоляю, я увещеваю». Христиане язычники призваны делать добрые дела, которые как однозначно ясно служат не для их собственного спасения, но для того, чтобы язычники прославили Бога в некий «день посещения». Не до конца понятно, о каком дне посещения Пётр пишет (некий жизненный кризис или эсхатологический конец истории этого мира)?
Слайд 34
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
2.13-17 Петр даёт заповедь о послушании
земному правительству.
Он аргументирует это тем, что христианин делает это для Господа (2. 13) и согласно воле Божьей (2. 15), очевидно понимая под этим то, что данное мироустройство дано Богом как инструмент, поддерживающий порядок. Эта позиция сходна с той, что выражает Павел в Рим 13.1-7 и, очевидно, выражает понимание взаимоотношений между церковью и государством как это существовало в ранней церкви.
Слайд 35
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
2.18-25 Наставление рабам.
Пётр увещевает рабов проявлять
послушание господам даже в том случае, когда их наказывают несправедливо (2.19). Пётр, подобно Павлу, не ориентирует христиан на социальную революцию и освобождение от рабства. Он исповедует идеологию принятия ситуации как она есть, и проявления христианского характера. В том случае, если к ним относятся несправедливо, Пётр указывает на пример несправедливо страдающего Христа. Апостол цитирует 53 главу Исайи 5-6, 9 стихи и интерпретирует её в отношении страдающего Христа, который принял несправедливые обвинения и страдания ради прощения грешников и возвращения их к Пастырю (2.22-25). Данный подход различает Петра и Павла. Несмотря на то, что Павел цитирует Исайя 53.1 в Рим 10.16, он не идёт дальше и не рассматривает образ страдающего слуги как прототип Христа.
В соответствии с контекстом, смирение и страдание слуги \ раба перед господином должно способствовать их обращению к Богу как смирение и страдание Христа привело к Богу нас.
Слайд 36
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
3.1-7 Наставление жёнам и мужьям.
Данный текст
рассматривает женщину, которая вопреки установленным семейным традициям, избрала иную религию, нежели религия мужа (3.1). Данное действие само по себе было предосудительным, несмотря на то, что это касалось христианства, которое римские власти рассматривали как часть разрешённого иудаизма. Ситуации с обращением Корнилия (Деян 10.24-48) и тюремного стража в Филиппах (Деян 16.33) являются хорошими иллюстрациями «правильного» подхода к выбору религии. Муж, как глава семьи определяет то, кому его семья будет поклоняться.
Слайд 37
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
3.1-7 Наставление жёнам и мужьям.
Как и
в предыдущей ситуации с рабами \ слугами, Пётр советует женам-христианкам соответствовать общественным ожиданиям патриархальной семьи от них и проявить скромность в одежде и поведении. Он ориентирует женщин на ценности внутреннего мира, а не внешнего (3.3-4). Женщины должным были стать образцовыми женами, чтобы это стало хорошим свидетельством для их мужей. Данная заповедь идёт в контексте (2.9), где христиане должны своей жизнью покорять вере враждебных язычников. Жёны должны проявить такое поведение \ образ жизни как и другие христиане (1.15, 18; 2.12, 3.1,2,16) и делать добро как и другие (2.15, 20; 3.6).
Слайд 38
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
3.1-7 Наставление жёнам и мужьям.
В качестве
библейского примера такого поведения, Петр приводит Сарру и Авраама. И хотя пример Сарры здесь несколько сомнителен, т.к. Авраам не был неверующим мужем и сама Сарра не всегда являла собой образ послушной и кроткой жены, здесь важен фактор духовной преемственности: уверовавшие стали детьми Авраама (Гал 3.), уверовавшие и послушные жены – детьми Сарры.
Мужья, в отличие от жён, не несут миссионерской нагрузки в семье описываемой Петром, так как в рассматриваемой ситуации их жёны сонаследницы благодатной жизни (3.7). Они должны обращаться с жёнами благоразумно в соответствии с христианским знанием и оказывать им уважение.
Слайд 39
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
2.11-3.12 Христианская жизнь
и поведение в обществе
3.8-12 Наставление всем христианам.
Выражение «наконец» суммирует
раздел, начатый в 2.1и который относится ко всей христианской общине (все (3.8)). Перечисление добродетелей, указанных в стихах 8-9, ориентировано на христианскую общину, которая живёт во враждебном окружении, но мотивирована христианской миссией приобретения учеников. Удивительно, что Пётр не подкрепляет данную установку соответствующим текстом из высказываний Христа, но цитирует псалом 33.13-17. Христианским общинам следует делать добро гонящим их язычникам и удерживаться от мести, для того, чтобы наследовать, очевидно, эсхатологическое благословение (ст.9б и 10а). Пётр не обещает здесь возмездия от Бога их гонителям как Павел (Рим 12.17-21), но ориентирует народ Божий на безусловное доброе отношение к гонящим их.
Слайд 40
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
Стихи с 13 по 17 рассматривают ранее упомянутую тему
несправедливых страданий христиан, но рассматривают её в свете христологических рассуждений 3.18-22. Затем, это всё применяется к практической христианской жизни в 4.1-6. Доксология 4.7-11 продолжается рассуждением о том, что несправедливые страдания христиан являются не просто их имитированием Христа, но их участием в страданиях Христа 4.12-19. Затем основная часть письма заканчивается обращением к различным категориям христиан в 5.1-11.
Слайд 41
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.13-17 Страдания за добрые дела.
Структурно, этот отрывок параллелен
2.11-12 и даёт ответ на риторический вопрос 13 стиха – делайте добро тем от кого вы страдаете. Пётр не наивный оптимист, но пастор и учитель, имеющий дело с фактом несправедливого страдания. Он осознаёт, что местью и воздаянием зла за зло христиане не смогут достичь евангелием этот мир. Он ориентирует детей Божьих на добрые дела (это их апология ст. 15 ) в ответ на несправедливые страдания, хотя и осознаёт, что это не будет панацеей от страдания, и оно может не прекратиться (ст. 14 и 17), но их позиция и ответ язычникам будут угодны Богу(«блаженны» ст.14). Два глагола в этих стихах имеют достаточно редкое в Новом Завете желательное наклонение «если страдаете» и «если угодно», что подчёркивает идею возможности или реальности страданий, происходящих не как планомерная государственная или общественная политика, но как результат предрассудков, сплетен, и пристрастности язычников по отношению к христианам.
Слайд 42
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.18-22 Христологическое обоснование.
Точно также как 2.18-20 требовало христологического основания
2.21-25 для переживания несправедливых страданий, так же и 3.13-17 требует 3.18-22. Данный текст довольно труден для толкования. Можно выделить 3 основные позиции:
Слайд 43
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.18-22 Христологическое обоснование.
А) После Своей смерти, но перед воскресением,
Иисус проповедовал евангелие спасения духам умерших в аде, чтобы дать возможность спасения тем, кто жили до Христа. В этом случае 3.19 и 4.6 понимаются как проповедь Христа мертвым между Его смертью и воскресением. Это понимание текста отражено в Евангелии от Петра (2 век) и понималось таким образом Климентом Александрийским (конец 2 века) и Оригеном (начало 3 века). Оно же легло в основание апостольского символа веры.
Слайд 44
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.18-22 Христологическое обоснование.
Б) Августин, в оппозицию Александрийскому методу интерпретации
1 Петра 3.18-22, развил идею, что предсуществующий Дух Христа проповедовал через Ноя (1 Петра 1.11) развращённому поколению, которое погибло в водах потопа.
Слайд 45
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.18-22 Христологическое обоснование.
В) Духи в темнице были идентифицированы с
падшими ангелами Быт 6. Данные духи являются персонажами таких апокрифических произведений как 1 Еноха, Книга Юбилеев, и др. В них они ответственны за зло поколения потопа и их духовные потомки продолжат приносить зло на землю. Несмотря на то, что на время эти духи будут освобождены, чтобы творить зло на земле, Енох был послан к ним, чтобы возвестить им вечное наказание. В данной точке зрения, распятый и воскресший Христос провозгласил Свою победу данным ангелам, которые были покорены Ему.
Данные взгляды суммированы из презентации в Boring M.E. 1 Peter / ANTC. Nashville: Abingdon Press, 1999, 136-137.
Слайд 46
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.18-22 Христологическое обоснование.
Боринг высказывает предположение, что стихи 18-20 являются
частями некоего христианского гимна или провозглашения (напр. Кол 1.15-20, Фил 2.5-11)которые были хорошо знакомы читателям, но представляют для нас трудность в понимании из-за незнакомства с остальным текстом. Однозначным является то, что автор провозглашает страдания Христа, Его торжество в воскресении, которое Он провозглашает не только миру людей как повествуют евангелия но и миру духов и подчинение всего творения Ему. Пётр проводит параллель между страданиями Христа, воскресением, торжеством и страданиями христиан в Малой Азии, их обновлением в крещении, которое является актом Христова спасения (спасает воскресением Иисуса Христа (см. Рим 6.3-11) подсказывает параллель как Христос воскрес так и мы обновились в крещении (которое является частью нашего обращения к Богу)).
Слайд 47
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
3.18-22 Христологическое обоснование.
Христология 2.21-25 призывает христиан следовать примеру Христа,
христология 3.18-22 не может быть повторена ими, так как мы не можем пострадать за неправедных и возвестить Христа миру духов. Но данный текст подсказывает следующие параллели:
- как Бог возвысил Христа после перенесённых страданий, так будет и с христианами (4.5-6)
- Как Христос страдал праведный за неправедных, так христиане, перенеся страдания и в них показав добрый образ жизни (3.16), открывают путь для спасения неправедных язычников.
- как тот мир в котором жил Ной, спасся в лице нескольких душ посреди гибели развращённого поколения, так и христиане в Малой Азии, будут спасены посреди развращённых и гонящих их язычников (3.21)
Слайд 48
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
Пётр вновь проводит параллель между Христовыми страданиями и страданиями
христиан в Малой Азии. Христос страдал не только духом (Мф 26.37-38), но и плотью. Апостол ориентирует христиан (вооружитесь), что такие переживания будут переживать и они, уподобляясь Христу (4.1).
Он вновь возвращает их к крещальной реальности: они умерли для мира (в прошедшее время жизни … 4.3) и живут в новой жизни (чтобы остальное время… 4.2). Реальности их прошлого, которые Пётр перечисляет в 4.3, не должны присутствовать в их новой жизни. Это удел людей мира сего – их норма жизни (4.4). Злословие язычников основано именно на разнице моделей поведения: благочестивая жизнь христиан чужда для язычников и вызывает их злословие (причастие «злословят» обозначает не просто злые речи, но проклятия). Пётр указывает, что те, кто обвиняет христиан в антисоциальном поведении (см. 3.15), вскоре предстанут перед Божьим судом (4.5).
Слайд 49
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
Упоминание о мёртвых в 4.6, которым было благовествуемо, вновь
ставит современного читателя перед трудноразрешимой загадкой. Несмотря на то, что это может быть указанием на 3.18-20, где под мёртвыми будут пониматься души умерших до Христа или падшие ангелы, заслуживает внимания точка зрения в которой умершие – это ушедшие в вечность современники и соучастники в христианской вере христиан из малоазийских общин. Язычники могли указывать на них и упрекать христиан, что они наказаны Богом за их же праведную жизнь, которую критикуют язычники. Пётр указывает, что да с одной стороны они подверглись суду (наказание за грехопадение этому миру – смерть), но с другой стороны (конструкция men… de) – они живы у Бога (4.6).
Пётр подводит итог всем рассуждениями указанием, что близок всему конец, и христиане должны бодрствовать.
Слайд 50
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
4.8-12 Практические увещевания в христианской жизни.
4.12-19 Страдания в радости
и надежде.
Как верно подмечает Боринг, Пётр не развивает богословия страдания и не пытается ответить на проблему зла. Перед ним стоит совершенно конкретная цель - помочь и укрепить христиан в малоазиатских общинах, которые подвержены гонениям и страданиям от язычников.
Слайд 51
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
А) Страдания присущи христианам как часть их призвания (4.12-13).
Новый Завет, в отличие от Ветхого, где народ Божий представлял собой общество людей, проживающих компактно на одной территории и имеющих государственное образование, рассматривает народ Божий как инородное тело среди враждебного окружения (Марк 13. 9-13, Ин 16.1-2,33, Деян 14.22, 1 Фес 3.4, 2Фес 1.5, 2Тим 3.12). Пётр развивает идею, что их страдания являются подтверждением истинности их веры и принесут им апокалиптическую радость в явлении Иисуса Христа. Пётр неоднократно подчёркивает в своём послании, что их жизнь является принадлежащей Христу, а точнее их жизнь – во Христе, которую они приобрели через опыт крещения (3.16, 5. 10,16 сравни Гал 3.27, Рим 8.17 и т.д.). Их страдания являются частью их жизни во Христе.
Автор возвращается здесь к идее, уже представленной в 1.6-7, что страдания имеют цель. Огненное испытание, которое они переживают, (4.12) может иметь двоякое значение: во первых, оно испытывает и очищает веру как Пётр уже указывал в 1.6-7, во вторых, оно указывает на эсхатологический суд, которых христиане проходят уже при жизни (Мф 3.11-12 и Откр 18.9).
Слайд 52
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
Б) Посреди страданий, христиане уже участвуют в эсхатологическом суде
и славе. 4.14 подсказывает блаженства в Нагорной проповеди Христа (Мф 5.11), которые также указывают на эсхатологическую перспективу. Однако, Пётр практически нигде в послании не опирается на слова Христа, даже там, где контекст их явно подсказывает (напр. 2.13 \ Мк 12.17) хотя Исайя 11.2 обычно применяемые ко Христу как искупителю, здесь направлены к христианам (4.14). Пётр вновь указывает на противоречия между христианами и нехристианами. Проклиная и гоня христиан (4.14), они проклинают Дух Того, кто является их Господом (см. опыт обращения Савла по дороге в Дамаск).
Возвещая эсхатологический суд, Пётр следует традиции, уже предвозвещенной в Ветхом Завете Малахией (3.1-5), что эсхатологический суд начнётся с народа Божьего. Страдания очистят христиан в Малой Азии и приготовят их к вечности. Они не случайны, но следуют Божьей воле (4.19) и Бог ожидает доверия «…предадут души свои…» и отразят это в своей миссии «…делая добро…» язычникам.
Слайд 53
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
5.1-11 Заключительные наставления
Данный раздел состоит из двух частей: 5.1-5
наставление пастырям и 5.6-11 наставление всем.
5.1-5 начинается с обращения к старейшинам церкви (пресвитерам), к числу которых Пётр причисляет и самого себя (сопресвитер). Он апеллирует к структуре, которая была взята по всей вероятности из синагоги (исходя из того, что она возникает в контексте еврейских общин), и к тому времени являлась типичной для христианских общин (Деян 11.30; 15.2, 4, 6, 22, 23; 14.23; 16.4; 20.17; 21.18).
Слайд 54
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
5.1-11 Заключительные наставления
Пресвитером назывался руководитель церкви, чей духовный и
моральный авторитет был очевиден для всех (см. хар-ки пресвитера в 1 Тим и Титу). Пётр утверждает священство для всех верующих (2.9), однако усматривает функциональное различие в церкви старейшин 5.1 и членов церкви 5.5.
Пётр являет себя в данном тексте в трёх типажах: сопресвитер, свидетель страданий Христовых и соучастник в грядущей славе.
Слайд 55
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
5.1-11 Заключительные наставления
Как и в 2.18-3.12 Петр адресует специфические
группы пресвитеров, младших, и затем всех. В отношении пресвитеров, Пётр использует привычный библейский образ – пастыря, пасущего стадо. При этом, он указывает, что пастырь должен быть свободен от меркантильных побуждений, когда он исполняет своё служение для церкви (5.2-3), которое он должен исполнять с радостью. Апостол пишет пастырям об эсхатологическом вознаграждении, которое принесёт с собой пастыреначальник – Христос (см. 2 Тим 4.8; Иак 1.12; Откр 2.10).
В отличие от пастырей, младшие призваны к послушанию, которое передано в обычных терминах, которые Пётр ранее использовал в послании (2.12), когда писал о послушании властям.
Слайд 56
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
5.1-11 Заключительные наставления
5.6-11Данная секция открывается наставлением всем христианам. Обращение
открывается итоговым словом «итак», после чего идёт императив в форме глагола в пассивном залоге, который показывает, что данное действие является действием Бога, Его даром. «Крепкая рука Бога» (5.6) подсказывает язык Исхода, когда Бог выводил свой народ из Египта (Деян 7.25; Евр 8.9) и защиту Бога (Ездра 8.22). Эсхатологическое благословение, которое упоминает Пётр, происходит от ВЗ благословения в Притчах (3.34) как и параллельный текст Иакова (4.10).
Слайд 57
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
3.13-5.11 Страдания народа
Божьего
5.1-11 Заключительные наставления
После увещеваний находиться в здравом и бодрствующем
духе (бодрствовать (5.7) являет собой распространённый апокалиптический термин, аттестованный в ряде НЗ текстов (Мф 24.42; Мк 13.34; Лк 12.34; 1Кор 16.13 и т.д.)) Пётр впервые упоминает эсхатологического противника христианской церкви – дьявола (5.8), который находиться в активном поиске своей жертвы. Как и Павел в Еф 6.11-17, Пётр исповедует активную позицию христиан, которая является их ответом веры. Пётр в определённой степени делает дьявола ответственным за страдания, которые переживают христиане в Малой Азии и в других местах (5.9). Христиане вовлечены в борьбу между силами добра и зла и их страдания являются результатом данной войны.
В заключительном благословении Пётр вновь напоминает о смысле страдания – усовершить христиан и укрепить их веру (5.10) и заканчивает основную часть благословением Бога – доксологией (5.11).
Слайд 58
Часть первая.Содержание \ богословие послания.
5.13-14 Заключение письма
Пётр
заканчивает письмо в привычном для его времени духе, передаёт
приветы, упоминает находящихся с ним людей – Марка, которого он называет своим сыном и Силуана (возможно секретаря, возможно курьера, доставившего письмо в провинции).
Слайд 59
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Определить границы избранного текста
А)
Наличие единой объединяющей темы.
Данный текст не содержит единой объединяющей
темы. Начинаясь с синагогального прославления, в котором автор благословляет Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа за возрождение к живому упованию и наследству, текст говорит о радости в страданиях, спасении и благодати, о которой было возвещено древним пророкам, но которая явлена только во время, в котором живёт автор и его читатели. Наиболее часто употребляемой темой является тема спасения (ст. 5, 9,10), но и она не является объединяющей.
Слайд 60
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Определить границы избранного текста
Б)
Окончание предыдущей темы и начало последующей.
1 Петра 1.3-12 начинается
после приветствия в первых двух стихах и заканчивается выводом или лучше сказать следствием, которое Пётр передаёт с помощью соединительного слова «поэтому» (ст. 13).
Слайд 61
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Определить границы избранного текста
В)
Объединяющие синтаксические хар-ки текста (части одного предложения, взаимозависимость м-у
стихами и т.д).
Данный отрывок состоит из четырёх предложений (3-5, 6-9, 10-11, 12) и имеет довольно слабые связи между 3 разными частями (3-5, 6-9, 10-12), каждая из которых в общих чертах может рассматриваться как законченный фрагмент. Исключение составят 2-3 части, где 10 стих является развитием темы (спасение) упомянутой в 9 стихе. На первый взгляд в тексте нет явных синтаксических характеристик, которые бы объединяли его.
Слайд 62
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
А) Главные и второстепенные
члены предложения, причастные обороты.
Благословен
Бог и Отец
Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости
возродивший нас воскресением Иисуса Христа
из мертвых к упованию живому,
к наследству нетленному, чистому, неувядаемому,
хранящемуся на небесах для вас,
силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению,
готовому открыться в последнее время.
Слайд 63
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
Б) Повторяющиеся слова и
сочетания, параллелизмы, противопоставления, и т.д.
Текст содержит несколько противопоставлений: «из мертвых - к живому» (ст. 3), «не видя, но веруя» (ст. 8) и «не им самим, а нам» (ст.12).
Слайд 64
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
Текст содержит целый ряд ключевых слов и фраз, которые передают не только важные смысловые идеи, но и несут богатую богословскую традицию:
- Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа(ст.3)
- из мертвых к упованию живому (ст.3)
- к наследству (ст.4)
- через веру соблюдаемых ко спасению (ст.5)
- последнее время (ст.5)
- радуйтесь,(ст.6) и т.д.
Слайд 65
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
В исследовании слов и ключевых выражений могут помочь лексиконы, богословские словари, энциклопедии, экзегетические комментарии на текст. Трудность их применения состоит в том, что лексиконы, энциклопедии и словари дают общую информацию о слове, тогда как нам необходимо исследовать его значение в определённом тексте. По этой причине необходимо постараться найти объяснение слову или словосочетанию в ближайшем контексте, книге, других письмах автора.
Слайд 66
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
Я проведу исследование повеления радоваться (ст.6). Слово a’gallia,w (радоваться, выражать восторг, восхищаться)встречается в ряде новозаветных текстов. Само послание содержит его 3 раза (не встречается во 2 Петра):
- радоваться несмотря настрадания (1.6)
- неизречённая радость о Господе как результат веры в Него (1.8)
- радость в явление Господа как следствие радости в страданиях (4.13)
Слайд 67
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
Другие тексты выражают следующие мысли:
- Мф 5.12 веселье о награде на небесах
- Лк 1.47 радость о Боге в гимне Марии
- Лк 10.21 радость Иисуса о делах Божьих
- Ин 5.35 радость народа о служении Иоанна Крестителя
-Ин 8.56 радость Авраама о Христе
- Деян 2.26 Пётр говорит о радости Давида о будущем спасении
- Деян 16.34 радость обратившегося к Богу охранника тюрьмы
- Откр 19.7 радость на пире Христа в небесах
Слайд 68
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
Несмотря на то, что глагол a’gallia,w является распространённым глаголом, описывающим состояние восторга \ восхищения человека не связанное с религиозным контекстом, новозаветное использование данного глагола ограничено радостью человека о Боге и Его делах. Само послание рассматривает данный глагол в контексте страданий христианина и восторга о Господе как результат веры и созерцания явления Христа.
Слайд 69
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
В исследовании слов и ключевых выражений могут помочь лексиконы, богословские словари, энциклопедии, экзегетические комментарии на текст. Трудность их применения состоит в том, что лексиконы, энциклопедии и словари дают общую информацию о слове, тогда как нам необходимо исследовать его значение в определённом тексте. По этой причине необходимо постараться найти объяснение слову или словосочетанию в ближайшем контексте, книге, других письмах автора.
Лоу-Нида лексикон определяет a’gallia,w как переживание состояния великой радости и счастья, которые зачастую включают славословие и танец.
Слайд 70
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
В) Ключевые слова и
фразы.
Сверьте свои находки с исследованиями других. В этом помогут комментарии на текст и статьи в богословских журналах.
Слайд 71
Часть вторая.
Экзегетический анализ текста (1.3-12)
Исследовать синтаксическую схему перикопа
(избранного текста), ключевые слова и фразы.
С помощью исследования синтаксической
структуры и исследований слов и ключевых выражений придти к более ясному пониманию мысли автора, которую он пытается передать своему непосредственному адресату.
Слайд 72
Часть третья.
Богословское исследование текста
Исходя из экзегетического анализа текста
определить основные богословские идеи автора.
- Упование на сохранение
к спасению в последнее время (ст.5)
- Радость несмотря на страдания (ст.6)
- Перенесение испытаний и закалка нашей веры (ст. 6-7) и т.д.
Слайд 73
Часть третья.
Богословское исследование текста
Обратить внимание на ключевые слова
и фразы, использованные автором в богословской аргументации.
Так как идея
христианской радости несмотря на страдания является одной из основных в моём тексте, то мне целесообразно исследовать богословское значение ключевого слова «радость».
Слайд 74
Часть третья.
Богословское исследование текста
Исследовать их общее богословское значение
(богословские словари, энциклопедии, статьи).
Радость (I Петр. I, 8) —
приятное душевное чувство, бывающее от получения или в ожидании какого-либо блага. Она считается между плодами Святого Духа (Гал. V, 22) и употребляется свящ. писателями для изображения всякого религиозного возбуждения. (Библейская Энциклопедия Архимандрита Никофора)
Слайд 75
Часть третья.
Богословское исследование текста
Исследовать их общее богословское значение
(богословские словари, энциклопедии, статьи).
Основание Христианской радости лежит в основной
доктрине веры: отцовство Бога и прощение грехов, инкарнации, искупления, воскресения Иисуса Христа и доктрины Святого Духа. Христиане радуются, потому что Бог является их небесным Отцом, который прощает согрешения. Потому, что Бог послал в этот мир Своего Сына для спасения всех, кто имеет веру (Ин 3.16). Потому, что Иисус Христос не только умер, но и воскрес из мёртвых. Потому, что радость является одним из девяти плодов Духа (Гал 5.22). Таковы богословские основы Христианской радости. (New Dictionary of Theology/ eds. S. B. Fergusson, D.F. Wright, J.I Parker. Downers Grove (IL): IVP. 1988, 356.)
Слайд 76
Часть третья.
Богословское исследование текста
Сформулировать богословские идеи автора в
избранном перикопе.
Я формулирую исследуемую тему следующим образом: Пётр увещевает
христиан Малой Азии радоваться благословениям, которые они имеют в Боге несмотря на временные страдания, которые они переживают в мире. А именно:
Радоваться тому, что Он возродил нас в И.Х. (ст.3)
Радоваться наследству на небесах (ст.4)
Радоваться тому, что Бог соблюдает нас ко спасанию (ст.5)
Слайд 77
Часть третья.
Богословское исследование текста
Исследовать их значение в общем
контексте письма.
Христианская радость несколько раз становиться объектом размышлений Петра
в послании (1.6, 1.8, 4.13). В первом случае, Пётр призывает радоваться благословениям Божьим, несмотря на страдания (Его милосердию, наследию, которое имеем, сохранению к спасению силой Божьей), во втором тексте Пётр указывает, что христиане радуются о Господе даже не видя Его, но веря в Него, в третьем тексте Пётр пишет, что христиане должны радоваться участию в Его страданиях тем более, что нас ждёт радость и торжество во время Его пришествия. Идея христианской радости несмотря на страдания, которая укоренена в самом Боге, является одной из основных тем послания.
Слайд 78
Часть третья.
Богословское исследование текста
Сравнить их с другими похожими
идеями автора в контексте письма.
Идея радости в (несмотря на)
страданиях идёт в связке с другими увещеваниями по отношению к враждебному внешнему миру, которые Пётр передаёт в своём письме: проводить добродетельную жизнь между язычниками (2.12), быть послушными властям (2.13), переносить несправедливые страдания (взирая на пример Христа) (2.19), не воздавать за зло и ругательства (3.9), иметь добрую совесть, чтобы противники ни в чём не могли упрекнуть (3.16). Радость в (несмотря на) страданиях имеет не только личный положительный фактор, но также является добрым свидетельством для окружающих.
Слайд 79
Часть третья.
Богословское исследование текста
Проанализировать вклад богословских идей автора
(в перикопе) в общую богословскую аргументацию автора в данном
письме.
Радость, несмотря на переносимые страдания, является правильным отношением к христианской жизни. Пётр указывает, что радость укоренена в переживании сущности Бога и Его благословений. Данные вещи как непреходимые, являются мощным фундаментом для радости. Христиане не должны рассматривать страдания как нечто странное для них. Пётр указывает на личный пример Христа, который превосходя всех нас в святости, праведности, доброму отношению к грешным людям, тем не менее, не смог завоевать их ответной любви и несправедливо страдал (2.21-25). Пётр называет нас блаженными когда мы сострадаем Христу и призывает радоваться этому (4.12-14).
Слайд 80
Часть третья.
Богословское исследование текста
Сравнить его богословские идеи (в
перикопе) с другими письмами автора и оценить вклад, сделанный
автором в данном тексте.
Второе послание Петра не адресует тему радости в (несмотря на) страданиях и данный текст (1 Петра 1.3-12) вкупе с 1 Петра 4.13 предлагает нам позицию апостола по данному вопросу.
Слайд 81
Часть третья.
Богословское исследование текста
Сравнить идеи автора, которые он
излагает в перикопе с общим библейским богословским учением по
данному вопросу и проследить вклад автора в библейское богословие.
Библия неоднократно адресует тему христианской радости в страданиях. Мы можем прочитать о том, что Иисус увещевает радоваться о награде на небесах когда мы гонимы (Мф 5.12, Лк 6.23), печаль о Христе превратиться в радость у учеников (Ин 16.20-22), ученики радовались пострадав за Христа (Деян 5.41), апостол Павел пишет Римлянам радоваться в надежде (Рим 12.12) и сразу после этого упоминает о страданиях, Павел о себе пишет, что он радуется в огорчениях (2 Кор 6.10), Павел радуется, что он является жертвой за веру (Фил 2.17), что он страдает за проповедь евангелия язычникам (Кол 1.24), Иаков пишет радоваться тем, которые страдали, будучи вдалеке от Иерусалима.
Петр вносит свою лепту в развитие данного учения и он единственный, кто так открыто и настойчиво увещевает христиан в Малой Азии не концентрироваться на своих временных страданиях, но радоваться Богу. Пётр указывает достаточно ясные причины для радости: во первых, наша радость происходит от знания дел Бога и Его заботы о нас (1.3-5), во вторых, страдания закалят и очистят нашу веру (1.7), и в третьих – страдая как христиане мы радуемся, потому что уподобляемся Христу (4.13).