Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Тибетская медицина в Бурятии

Содержание

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиционная медицина Тибета, распространившаяся на территории Бурятии в XVIII в., адаптированная к новым природным и социокультурным условиям и получившая развитие в контексте исторических событий в течение 300 лет. Сформировалась на базе традиционной
Тема: Тибетская медицина в Бурятии.  Дисциплина: «Традиционные методы лечения»Преподавать: Казарян Т.К. ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиционная медицина Тибета, распространившаяся на территории Бурятии в   В начальный период формирования тибетской медицины врачами были исключительно светские люди, Главным стимулирующим фактором развития самобытных черт тибетской медицины в Бурятии явилась географическая Болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение особенности бытия (страдание страдания), Тибетская медицина в Бурятии стала 1-й системой медицинского знания и практики, до Первые врачи тибетской медицины в Бурятии – буддийские монахи, прибывшие К началу ХХ в. тибетская медицина получила широкое распространение в Забайкалье. По После Октябрьской революции, когда началась борьба с буддийским духовенством как сословием, якобы Строго запрещалась медицинская практика ламам, не полу­чившим медицинского образования. По форме это Для осуществления реформы в первой половине 1920-х гг. под руководством Особое внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и полном исключении влияния руководителей Мероприятия по дискредитации тибетской медицины в Бурятии, сопровождаемые усилением налогообложения лам, сузили Гонения не привели, тем не менее, к полному разрыву  В 1968 с научно-исследовательской работы по описанию лечебных свойств лекарственных средств тибетской В 1989 в Бурятии при поддержке Министерства здравоохранения республики С 1990-х гг. в Бурятии возрождается монастырское медицинское образование. На базе Агинского Развернувшиеся в 1960-х гг. в Бурятии комплексные исследования опыта тибетской медицины и Спасибо за внимание!!!
Слайды презентации

Слайд 2 ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиционная медицина Тибета, распространившаяся

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиционная медицина Тибета, распространившаяся на территории Бурятии

на территории Бурятии в XVIII в., адаптированная к новым

природным и социокультурным условиям и получившая развитие в контексте исторических событий в течение 300 лет. Сформировалась на базе традиционной индийской медицины, дополненной элементами китайской медицины, приспособленной к природно-климатической среде Тибетского нагорья.

Слайд 3  
В начальный период формирования тибетской медицины врачами

  В начальный период формирования тибетской медицины врачами были исключительно светские

были исключительно светские люди, и она еще не теряла

первоначального значения светской науки.
В последующие этапы истории Тибета, характеризовавшиеся усилением влияния буддизма на социально-политическую ситуацию в стране, медицина стала исключительной монополией духовенства и неотъемлемой частью буддийской церкви, что объясняет религиозное содержание ее доктринальных основ. В таком виде тибетская медицина распространилась в Монголию и затем, адаптировавшись к новым природным условиям и обогатившись оригинальными монгольскими методиками врачевания, проникла в Бурятию.

Слайд 4 Главным стимулирующим фактором развития самобытных черт тибетской медицины

Главным стимулирующим фактором развития самобытных черт тибетской медицины в Бурятии явилась

в Бурятии явилась географическая отдаленность от источников традиционного лекарственного

сырья. Около 80 % ассортимента ее лекарственных средств, используемых в Бурятии, представлены забайкальской флорой. Рецептурные справочники были самым распространенным видом медицинской литературы Забайкалья, при этом общепринятыми оставались название лекарства, структура и показания к применению, состав же ингредиентов подвергался значительными изменениям, иногда вплоть до полной замены всего списка.

Слайд 5 Болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение

Болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение особенности бытия (страдание

особенности бытия (страдание страдания), причинами ее служат последствия совершенных

деяний (закон кармы). Бытие определяется соотношением 5 элементов: огня, ветра, воды, земли и пространства, но не в физическом их понимании, а в энергетическом и функциональном значении. Нарушение баланса этих элементов на любом из уровней человеческого бытия – внешнего, внутреннего физико-химического или психического – приводит к болезни.

Слайд 6 Тибетская медицина в Бурятии стала 1-й системой медицинского

Тибетская медицина в Бурятии стала 1-й системой медицинского знания и практики,

знания и практики, до ее проникновения и распространения в

Забайкалье лечением занимались шаманы, костоправы, знахари-травники. Квалифицированная медицинская помощь оказывалась с 1808 только в виде оспопрививания, для чего по приказу Александра I в российских лекарственных школах были обучены 19 человек из населения Хоринского ведомства.

Слайд 7 Первые врачи тибетской медицины в Бурятии

Первые врачи тибетской медицины в Бурятии – буддийские монахи, прибывшие

– буддийские монахи, прибывшие из Монголии в смутное время

правления Бошокто-Хана в 1712. Медицинская практика лам-лекарей немало способствовала распространению и укреплению буддизма среди бурят. Это сопровождалось строительством монастырей и становлением буддийского образования, в том числе и медицинского. Первый медицинский факультет появился в 1869 в Цугольском дацане (основан в 1850). Из Монголии был приглашен лама Чой-манрамбу, создавший школу манба и обучивший цугольских монахов проведению медицинских религиозных служб (хуралов). В основе школы лежала традиция тибетского медицинского монастыря Лавран в Амдо. В программу обучения входило заучивание канонического трактата тибетской медицины. «Чжуд-ши» с последующей сдачей экзамена, изучалась теория медицины. После достаточного усвоения теоретического материала начинались практические занятия. Критерием завершения теоретических и практических этапов обучения служило знание трактата «Лхантаб», написанного С. Жамсо (1653-1705). Позже медицинские школы стали формироваться в Агинском, Эгитуйском, Ацагатском, Джидинском, Тугнугалтайском, Янгажинском, Кыренском и других дацанах. Образовательный стандарт, разрешающий осуществлять врачебную практику, был одинаков для всех медицинских школ – знание «Чжуд-ши» и «Лхантаба».

Слайд 8 К началу ХХ в. тибетская медицина получила широкое

К началу ХХ в. тибетская медицина получила широкое распространение в Забайкалье.

распространение в Забайкалье. По приблизительным данным, к концу XIX

в. здесь насчитывалось около 500 лам-лекарей. Уровень их подготовки не был одинаков. По квалификации они делились на 3 категории – высшая, средняя и низшая. К высшей категории (около 3 % от общего количества всех лекарей) относились ламы, получившие полное медицинское образование и имевшие соответствующий стаж и опыт медицинской практики. Около 12 % лам-лекарей с неполнным образованием относились к средней категории. Остальные монахи-лекари были поверхностно знакомы с тибетской медициной и знания черпали в основном из рецептурных сборников. Даже в период наивысшего расцвета, достигнутого тибетской медициной в Забайкалье к началу ХХ в., помощь квалифицированных лекарей была практически недоступна широким слоям населения. Врачи с полным медицинским образованием большей частью вели прием в монастырях, а население, жившее вдали от дацанов и в большинстве своем неимущее, пользовалось услугами эмчи-лам низшей квалификации. К их помощи обращались не только люди, исповедовавшие буддийскую религию, но и эвенки и русские, проживавшие в Забайкалье.


Слайд 9 После Октябрьской революции, когда началась борьба с буддийским

После Октябрьской революции, когда началась борьба с буддийским духовенством как сословием,

духовенством как сословием, якобы угнетающим трудящиеся массы, в целях

спасения и сохранения тибетской медицины была предпринята попытка ее реформирования. Предлагалось изменить систему медицинского образования: из монастырской она должна была полностью превратиться в светскую. В программу обучения наряду с традиционными знаниями включались элементы европейской медицины: по ее канонам студенты должны были изучать анатомию и физиологию, а также некоторые методы диагностики. Реформа касалась и системы выдачи лекарств: применять в лечебной практике дозволялось только лекарственные препараты, изготовленные в специально создаваемых централизованных аптеках. Предполагалось, что врач получает ежемесячный оклад, а пациент оплачивает только стоимость медикаментов. При каждой школе планировалось организовать лечебницы для стационарного лечения больных.

Слайд 10 Строго запрещалась медицинская практика ламам, не полу­чившим медицинского

Строго запрещалась медицинская практика ламам, не полу­чившим медицинского образования. По форме

образования. По форме это было полное отделение тибетской медицины

от буддийской церкви, что, по мнению реформаторов, могло дать толчок к новому этапу ее распространения и развития. После Октябрьской революции, когда началась борьба с буддийским духовенством как сословием, якобы угнетающим трудящиеся массы, в целях спасения и сохранения тибетской медицины была предпринята попытка ее реформирования. Предлагалось изменить систему медицинского образования: из монастырской она должна была полностью превратиться в светскую. В программу обучения наряду с традиционными знаниями включались элементы европейской медицины: по ее канонам студенты должны были изучать анатомию и физиологию, а также некоторые методы диагностики. Реформа касалась и системы выдачи лекарств: применять в лечебной практике дозволялось только лекарственные препараты, изготовленные в специально создаваемых централизованных аптеках. Предполагалось, что врач получает ежемесячный оклад, а пациент оплачивает только стоимость медикаментов. При каждой школе планировалось организовать лечебницы для стационарного лечения больных. Строго запрещалась медицинская практика ламам, не полу­чившим медицинского образования. По форме это было полное отделение тибетской медицины от буддийской церкви, что, по мнению реформаторов, могло дать толчок к новому этапу ее распространения и развития.

Слайд 11 Для осуществления реформы в первой половине

Для осуществления реформы в первой половине 1920-х гг. под руководством

1920-х гг. под руководством известного путешественника профессора Г. Цибикова

был создан Центр тибетской медицины и открыта 1-я школа нового образца при Ацагатском дацане – самая крупная в истории тибетской медицины в Бурятии.
Однако попытки сохранения тибетской медицины даже путем отделения ее от религии и церкви не увенчались успехом. Руководством ВКП(б) тибетская медицина рассматривалась как сильнейшее средство эксплуатации и воздействия буддизма на население.
Основой успешной борьбы с тибетской медициной должно было стать увеличение сети медицинских учреждений, их первоочередное открытие в отдаленных райнов. Параллельно предписывалось проводить среди населения широкую кампанию за отказ от медицинских обслуживания у лекарей-лам, разоблачать все случаи их вредительства и устраивать общественные судебные процессы

Слайд 12 Особое внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и

Особое внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и полном исключении влияния

полном исключении влияния руководителей ламства Ацагатской школы. Для осуществления

реформы в первой половине 1920-х гг. под руководством известного путешественника профессора Г. Цибикова был создан Центр тибетской медицины и открыта 1-я школа нового образца при Ацагатском дацане – самая крупная в истории тибетской медицины в Бурятии. Однако попытки сохранения тибетской медицины даже путем отделения ее от религии и церкви не увенчались успехом. Руководством ВКП(б) тибетская медицина рассматривалась как сильнейшее средство эксплуатации и воздействия буддизма на население. Основой успешной борьбы с тибетской медициной должно было стать увеличение сети медицинских учреждений, их первоочередное открытие в отдаленных аймаках. Параллельно предписывалось проводить среди населения широкую кампанию за отказ от медицинских обслуживания у лекарей-лам, разоблачать все случаи их вредительства и устраивать общественные судебные процессы. Особое внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и полном исключении влияния руководителей ламства Ацагатской школы.


Слайд 13 Мероприятия по дискредитации тибетской медицины в Бурятии, сопровождаемые

Мероприятия по дискредитации тибетской медицины в Бурятии, сопровождаемые усилением налогообложения лам,

усилением налогообложения лам, сузили их медицинскую практику. К концу

1930-х гг. практически все ламы, в том числе лекари, были заключены в лагеря или расстреляны. В начале 1940-х гг. закрыт центр тибетской медицины при Ацагатском дацане

Слайд 14 Гонения не привели, тем не

Гонения не привели, тем не менее, к полному разрыву

менее, к полному разрыву в преемственности передачи медицинских знаний

и опыта и утрате интереса к этой важнейшей составной части традиционной культуры.
В послевоенное время ситуация изменилась. Патриотически настроенные бурятские буддисты в период Великой Отечественной войны получили разрешение восстановить свою церковь.
Многие ламы, освободившиеся к этому времени из лагерей, нелегально проводили религиозные церемонии для односельчан и практиковали тибетскую медицину. Власти наблюдали за их деятельностью, но особых репрессий уже не применяли, ограничиваясь собеседованиями и предупреждениями.

Слайд 15  
В 1968 с научно-исследовательской работы по описанию лечебных

 В 1968 с научно-исследовательской работы по описанию лечебных свойств лекарственных средств

свойств лекарственных средств тибетской медицины начался новый этап ее

развития в Бурятии. С этого времени ведутся комплексного исследования в области тибетской медицины с целью внедрения ее многовекового положительного опыта в практику современного здравоохранения. В 1970 на базе тематической группы была организована лаборатория биологически активных веществ, а в 1975 создан отдел тибетской медицины. Изучение проводилось с участием носителей традиционных знаний – бывших эмчи-лам.

Слайд 16 В 1989 в Бурятии при

В 1989 в Бурятии при поддержке Министерства здравоохранения республики

поддержке Министерства здравоохранения республики было организовано новое хозрасчетное медицинское

учреждение – Центр восточной медицины, основными задачами которого являлись внедрение в практическое здравоохранение научных исследований Отдела биологически активных веществ Бурятского научного центра СО РАН, Института общей и экспериментальной биологии, С.-Петербургской химико-фармацевтической академии и других научных учреждений, а также систематизация огромного многовекового опыта традиционной медицины народов, проживающих на территории Забайкалья.
Открыты поликлиника и фитоаптека, в 1990 – бюджетный стационар, где наряду с методами других направлений восточной медицины применяются и методы тибетской медицины, преимущественно в фитотерапии.


Слайд 17 С 1990-х гг. в Бурятии возрождается монастырское медицинское

С 1990-х гг. в Бурятии возрождается монастырское медицинское образование. На базе

образование. На базе Агинского и Иволгинского дацанов создаются медицинские

факультеты манба-дацаны, в которые для преподавания приглашены специалисты тибетской медицины из Тибета и Монголии. В 1993 создана Агинская буддийская академия, которая начинала свою деятельность как филиал Института тибетской медицины и астрологии г. Дхармасалы (Индия). В 1998 филиалом получена лицензия Министерства общего и профессионального образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего религиозного образования; ему придан статус высшего духовного учебного заведения с 5-летним курсом обучения и присвоено новое название – Агинский Бурятский буддийский институт.

Слайд 18 Развернувшиеся в 1960-х гг. в Бурятии комплексные исследования

Развернувшиеся в 1960-х гг. в Бурятии комплексные исследования опыта тибетской медицины

опыта тибетской медицины и внедрение в современную систему здравоохранения

свидетельствуют о научной и практической значимости этой медицинской системы, ее методов диагностирования и лечения. При этом тибетская медицина сохраняет свои концептуальные основы, базирующиеся на буддийской философии, чем объясняется возрождение традиций получения медицинского образования в дацанах. Центры тибетской медицины функционируют не только в Бурятии, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

  • Имя файла: tibetskaya-meditsina-v-buryatii.pptx
  • Количество просмотров: 140
  • Количество скачиваний: 2