Слайд 2
Меня зовут Арсений,
я учусь в 3-А классе. Моё имя русское, православное,
редкое. Люблю предметы, изготовленные своими руками. Но в нашей семье нет такого мастера, который бы занимался народным творчеством.
Слайд 3
Однажды бабушка предложила мне
пойти с нею на фестиваль промыслов и ремёсел «Рудинка»,
который проходил в нашем городе. На фестивале я никогда не был. Это для меня такая радость! Там я увидел столько предметов красивых, в магазине их не купишь, да и стоит ручная работа довольно дорого.
Слайд 4
Когда мы пришли
на площадь, мой взгляд остановился на плетеной вазе
из соломки. Она выделялась из всех работ красотой и изяществом. И каково было мое удивление, когда бабушка подвела меня именно к этой вазе и познакомила меня с автором работы. Ею оказалась бабушкина подруга Иконникова Наталья Васильевна. Наталья Васильевна работает заместителем директора по организационно-методической работе в МБУК «Борисовский Дом ремёсел.
Слайд 5
На фестивале проходили различные мастер – классы. На
глазах у всех рождались матрёшки, глиняные игрушки…
Слайд 6
Но меня поразили руки Натальи Васильевны, в которых
из обычной соломки за считанные минуты вырастал необыкновенный цветок.
Я тоже попробовал поплести, но у меня ничего не получилось. Бабушка Наташа, увидев мое любопытство к необыкновенным работам, пригласила нас к себе в гости. Мы не заставили ее долго ждать и летом поехали к ней в Борисовку.
Слайд 7
За ароматным травяным
чаем хозяйка дома рассказала о себе.
« … Родилась
в 1960 году в г. Душанбе, Таджикистан. В 1990 году с семьей переехала в Белгородскую область, в поселок Борисовка. В то время с рабочими местами было сложно, поэтому пришлось работать и на свинокомплексе, и в яблоневых садах, но это меня угнетало, потому что чувствовала, что это не моя работа. И тогда я начала плести из соломки различные предметы».
ничего получалось, требовались знания. Чтобы узнать все секреты плетения
из соломки, она окончила Белгородский колледж культуры и искусства по специальности педагог-организатор, мастер декоративно-прикладного творчества. Сегодня работает в Борисовском центре культуры и искусств мастером художественного плетения из соломки.
Слайд 9
Творчество Натальи Васильевны,
яркое, редкое. расцвело на благодатной Борисовкой земле. Она возрождает
забытые народные традиции. Мастер дорожит своим делом, передаёт свою любовь к народному искусству, безупречный художественный вкус и профессиональное мастерство и взрослым, и детям.
Слайд 10
У Наталья Васильевна очень много посуды,
ваз, декоративных блюд, экспозиций из соломки. В доме настоящий
мини – музей. Ее работы разнообразны по формам и технике плетения. Каждый предмет выполнен в единственном экземпляре и не похож на другой. Фантазия мастера безгранична. Не перестаёшь удивляться её изобретательности.
Слайд 11
Все работы поражают своей красотой,
утончённостью, оригинальностью, изяществом, ими хочется любоваться снова и снова.
Они вызывают восхищение. Я видел, с каким восторгом рассматривали люди на фестивале ее работы. Многие покупали их и несли домой.
Слайд 12
История соломоплетения
Человек научился изготавливать
из соломы полезные вещи так же давно, как выращивать
хлеб. Соломоплетение изначально было связано с жатвенными обрядами. Существовали обычаи украшать первый «зажиночный» и последний «дожиночный» сноп, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Этим действиям придавали магический смысл.
Мне очень повезло, так как Наталья Васильевна не только показала все свои работы, но и рассказала интересную историю возникновения этого ремесла.
Слайд 13
Солома обувала, одевала крестьянина, утепляла его дом и
была ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, половики, корзины
и другую хозяйственную утварь.
Слайд 14
Приемы плетения из соломки знакомы почти всем народам,
занимающимся земледелием. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломы превращались
в руках мастеров в кукол, фигурки животных и птиц.
Слайд 15
Традиции народного соломоплетения совершенствуются.
Использование различных видов плетения
позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из
соломки.
Слайд 16
Традиции народного соломоплетения совершенствуются.
Использование
различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического
решения изделий из соломки.
Слайд 17
Свойства соломы
Сухая солома – материал хрупкий и ломкий,
но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность
изгибаться, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют достигать в работе с соломой высоких художественных результатов.
Слайд 18
Заготовка материала
Наилучшими качествами для
плетения обладает солома ржи, заготовленная в период молочновосковой спелости
зерна, но можно также использовать для плетения солому других злаков.
Слайд 19
Высушенную солому предварительно обрабатывают.
С каждой соломины отрезают ножницами колос или
метелку, удаляют покровные листья, а затем разрезают её на отдельные коленца, удаляя узлы.
Нарезанные коленца сортируют и делят на части в зависимости от длины и толщины.
Рассортированные соломины хранят в пучках или в отдельных коробках.
Слайд 20
Подготовка соломы к работе
Перед работой
солому необходимо замочить или запарить. Если солома заготовлена недавно,
достаточно замочить ее на 30 минут в воде комнатной температуры.
Слайд 21
Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80-100°С),
накрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до
тех пор, пока она не станет мягкой.
Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания.
Пластичность распаренной соломы можно еще больше повысить, если перед началом плетения погрузить солому на 2-3 часа в 2% раствор нашатырного спирта.
Размягченную солому тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажный холст или кладут в полиэтиленовый пакет.
Если замоченную солому не удалось использовать за время работы полностью, оставлять ее влажной нельзя, лучше ее просушить, а перед продолжением работы замочить заново.
Слайд 22
Сегодня наметился
отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Не один
десяток мастеров занимается соломоплетением, соединившим старинное ремесло и современный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые еще в детстве пленились красотой и теплом материала, созданного природой. Вместе с изделиями из соломы, камыша, созданными талантливыми мастерами, в жилище горожанина вновь входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.
И работы Натальи Васильевны известны и за пределами области. Многие приезжают в Борисовку, чтобы приобрести понравившееся изделие.
Изделия мастера были представлены на выставках в России и Украине.
Наталья Васильевна ведет кружок «Художественное плетение из соломки». Она
старается передать свое умение и мастерство другим. К ней приезжают мастера из других районов, чтобы познать азы ее мастерства.