Слайд 2
История православия в Курском крае
Православие в Курском крае
в ХI в.
Православие в ХVII в. Идеал Святой Руси.
Священство и царство.
Церковная реформа и церковный раскол.
История православия в Курском крае в ХVIII - ХIХв
Секуляризация в Курском крае в ХVIIIв.
Преп. Серафим Саровский.
Слайд 3
Православие в Курском крае в ХI в.
Киевский князь
Владимир «Красное Солнышко» после принятия христианства жил еще 25
лет и успел крестить Киевскую (полянскую), Черниговскую (северянскую).
Христианство могло прийти в северянскую землю с купеческими караванами по главному торговому пути Руси того времени —"из варяг в греки".
Слайд 4
Раннее знакомство северян с христианством способствовало его быстрому
распространению и утверждению при князе Владимире .
Начинает активно распространяться
христианское просвещение.
Летопись сообщает об учреждении в 992 году Белгородской епархии. Однако епархия просуществовала недолго - под ударами орд Батыя исчезла после разрушения Белгорода.
Слайд 5
Православие в Курском крае в ХI в.
Из «Жития»
Феодосия Печерского известно , что в Курске в 1032
году было два приходских храма, несколько частных школ, где дети обучались грамматике, письму, церковному пению.
Сведения о древних монастырях на Курской земле, отрывочны, разрознены и неопределенны
Слайд 6
Возникновение монастырей
в Курском крае
Начало Коренной Рождество-Богородицкой
пустыни связано с явлением чудотворной иконы Знамения Богородицы Курской
Коренной (1295 г) .
Слайд 7
Возникновение монастырей в Курском крае
В 1508 Курские
земли вошли в состав Московского государства.
Православные монастыри царская власть
поддерживала как центры притяжения населения для заселения "московских окраин"
В XVI веке Путивль и Рыльск были самыми южными городами московского государства Курск считался "украинным»
Слайд 8
Монастыри в Курском крае
Из монастырских слобод уже к
середине XVII века выросли Царев Град (Новый Оскол), города
Обоянь и Льгов; в XVIII веке —город Дмитриев.
Московские цари оказывали монастырям всяческое содействие. Монастырям и монастырским крестьянам давались значительные льготы.
Слайд 9
XVII век— годы бегства православных от Унии
с Украины, из Белоруссии, из Литвы под защиту московского
царя. «Черкасы" — малоросские казаки, принимались на царскую службу и получали за это земли и угодья в Курском крае в 30-е годы.
Монастыри в Курском крае
Слайд 10
Они основали на окраинах Московского государства в
1640 - 1670 годах города Суджу, Мирополье, Сумы, Краснополье,
Харьков, образовав большую область, называемую слободской Украиной.
Монастыри в Курском крае
Слайд 11
Монастыри в Курском крае в ХVII в.
Бежали из
Польши и монахи, спасавшие свою жизнь и веру от
притеснений Унии.
Тогда были основаны Ахтырский Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри.
Слайд 13
Переселенцы принесли с собой новую культуру —
знание ремесел, архитектуры, резьбы, гончарства, ткачества, иконописи.
Культура на
Курской земле формировалась под влиянием следующих факторов:
1) народная культура (малоросский и белорусский фольклор и обычаи северян),
2) христианская культура,
3) культура светская,
4)зарождающаяся городская ремесленная культура
Монастырская культура
в Курском крае в ХVII в.
Слайд 14
Монастырская культура
в Курском крае в ХVII
в.
Монастыри становятся центрами социальной и культурной жизни
края.
Крупнейшие монастыри решали государственные политические и просветительные задачи.
«Западное" монашество как более грамотное, стало и более влиятельным. До начала XVIII века все Белгородские митрополиты и настоятели курских монастырей были выходцами из галицких, киевских и польских земель
Слайд 15
по повелению царя Алексея Михайловича с 1667
года Белгород становится кафедральным городом Белгородской епархии, объединившей в
своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей.
Слайд 16
XVIII век в истории Русской Православной Церкви был
периодом развития и одновременно тяжелейших испытаний. Эти испытания пережила
и Церковь Курского края.
В начале XVIII в. территория Белгородско-Обоянской митрополии оказалась в зоне войны со шведами.
Местное население оказывало поддержку нашим воинам. Священники и верующие служили молебны, собирали необходимые материалы для медицинского обслуживания, а также провиант.
В Курске в 1709 г. был устроен госпиталь для раненых в битве под Полтавой. В его работе участвовали и священники епархии. Они оказывали материальную и духовную помощь раненым.
Развитие православия в Курском крае в XVIII веке.
Слайд 17
После победы над шведами под Полтавой границы русского
государства значительно расширились. В Курском крае наступило долгожданное затишье.
В
1712-1715 гг. указом императора Петра I в России были учреждены провинции. Среди них — и Белгородская провинция, преобразованная затем в губернию.
В 1721 г. Синод издал указ об образовании Белгородской епархии, а в 1722 г был назначен Белгородский епископ Епифаний (Тихорский).
Развитие православия в Курском крае в XVIII веке.
Слайд 18
Развитие духовного образования и просвещения.
В городах и уездах
при церквях и монастырях начали открываться приходские училища:
Белгородское
для детей духовного сословия,
Курское, Старооскольское, Обоянское,
Рыльское при Николаевском монастыре,
Путивльское.
Слайд 19
В 1787 г. на базе Белгородской духовной школы
была основана духовная семинария.
В 1786 г. было открыто
Главное
народное училище,
с начала XIX в. -гимназия.
Слайд 20
В 1787 г. по дороге из Новороссии в
Москву через наш край проезжала императрица Екатерина II.
Она
посетила Белгород, Обоянь, Курск.
13 июня императрица присутствовала на молебне в Знаменском монастыре г. Курска. Ей понравился город, и особенно курские храмы.
Слайд 21
На развитие православия в нашем крае в XVIII
в. отрицательно повлияла секуляризация, начавшаяся в России в начале
этого века.
Секуляризация – обращение государством церковной собственности в светскую. Тем самым РПЦ была лишена материальной самостоятельности. Духовенство пополнило ряды чиновников.
Наибольший урон секуляризация нанесла монастырям. Если в первой половине XVIII в. в Курском крае сохранились почти все монастыри, то во второй — началось их массовое закрытие.
Слайд 22
Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских
монастырей в Курской епархии в 1764 г. и позже
было упразднено 14 монастырей, осталась за штатом и Коренная пустынь.
А. С. Пушкин указал на то, что этот указ Екатерины ударил по народному просвещению, и был глубоко прав в своей оценке.
Слайд 23
Несмотря на секуляризацию, в нашем крае сохранялся высокий
уровень веры в народе.
Вера проявлялась в сохранении православного
образа жизни народа, в почитании православных святынь, в широком строительстве храмов на пожертвования прихожан, в развитии образования и просвещения детей и юношества
Строительство храмов.
Слайд 24
церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785),
церковь
Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ Горшеченского района
(1799-1803),
Успения Пресвятой Богородицы в поселке Касторное (1779),
Святой Троицы села Орехово Касторенского района (1791),
Покровская церковь села Орлянка Солнцевского района (1794).
До нашего времени дошло пять сельских кирпичных храмов:
Слайд 25
Свято-Троицкий монастырь
С конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые
храмы постепенно стали заменять кирпичными и каменными зданиями.
Особенно
активно велось церковное строительство в Курске.
Слайд 26
В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор
городского женского монастыря — единственное каменное строение того времени,
сохранившееся до наших дней.
Слайд 27
Нижне-Троицкий храм
К 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий
храм, являвший в своем новом облике черты местной деревянной
культовой архитектуры второй половины XVII в.
Слайд 28
Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске
были
выстроены каменные церкви:
Соборная церковь во имя Воскресения Христова, на
территории Знаменского монастыря
Слайд 29
Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске
были
выстроены каменные церкви:
Сергиево-Казанский собор.
Слайд 30
Сергиево-Казанский собор.
В XVIII в. был построен один из
самых знаменитых храмов России — Сергиево-Казанский собор.
По местным
преданиям, его проектировал знаменитый архитектор Растрелли.
Слайд 31
Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске
были
выстроены каменные церкви:
Николаевская церковь «на Торгу» (1763г)
Слайд 33
Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на
нашу Церковь в XVIII в., православие смогло не только
выстоять, но оставаться главной духовной силой нашего края
Слайд 34
Курск — центр Курско-Белгородской епархии.
В 1781 г. в
Курске произошел большой пожар, уничтоживший старый центр города.
В
1782 г. императрица Екатерина II утвердила Генеральный план Курска. Губернский землемер Ф. И. Башилов перепланировал город так, что оставил каждую из церквей Курска на своем месте.
В 1799 г. по указу Сената епархиальным и губернским центром стал Курск. Поэтому Белгородско-Слободская епархия стала называться по-новому — Курско-Белгородская.
С 1833 года центр Белгородской епархии перемещается в Курск.
Слайд 35
Преподобный Серафим Саровский
Курск — родина преп.Серафима Саровского.
Здесь будущий подвижник прожил двадцать лет со дня рождения,
в Курске закладывались основы его характера, духовное направление жизни.
Слайд 36
Преподобный Серафим Саровский
Курск — родина преп.Серафима Саровского.
Здесь будущий подвижник прожил двадцать лет со дня рождения,
в Курске закладывались основы его характера, духовное направление жизни.
Слайд 37
Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин)
родился 19 июля (по ст.ст.) 1754 г. Он рос
в атмосфере традиционного уклада русской жизни, в которой православный храм занимал центральное место.
Слайд 38
Главную роль в воспитании будущего святого сыграла
его семья. Отец Прохора — Исидор Мошнин — ушел
из жизни, когда мальчик был совсем юным, и заботу о сыне приняла его мать — Агафия Мошнина, женщина глубоко благочестивая.
Слайд 39
Его отец, курский купец Исидор Мошнин, взял
подряд на строительство Сергиево-Казанского собора. Умирая, он поручил завершить
созидание xpaма своей супруге Агафии, под надзором которой в 1778 г строительство было окончено.
Слайд 40
Собор обрел всемирную известность благодаря их сыну Прохору,
будущему святому преподобному Серафиму Саровскому.
Слайд 41
По преданию, он ушел в Саровскую пустынь только
тогда, когда было завершено строительство храма и состоялось его
освящение.
Слайд 44
Чудотворные иконы Курского края
в городе Курске — икона
Знамения Пресвятой Богородицы Курской;
Слайд 45
Чудотворные иконы Курского края
Путивльская икона Богородицы;
Слайд 46
в Суджанском уезде —
Пряжевская икона Богородицы:
Слайд 47
в городе Белгороде — икона святого Николая Чудотворца,
именуемого Ратным
Слайд 48
Знаменитые курские крестные ходы.
Одной из древних духовных
традиций Курской земли является проведение крестных хода. Начало им
было положено в первой трети XVII в.
В 1618 г. по случаю освящения церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни в девятую пятницу после Пасхи икона «Знамения» впервые была перенесена из Курска в Коренную пустынь.
Слайд 49
С 1618 по 1726 г. икона оставалась в
Коренной пустыни три дня. С 1765 г. время пребывания
иконы в монастыре увеличилось до одной недели. Но в 1767 г. по Указу Священного синода курский крестный ход был запрещен.
Слайд 50
В последующие годы куряне добивались его возрождения. И
в 1791 г. он был возобновлен.
При этом икона
стала пребывать в Коренной обители уже две недели.
Слайд 51
В последующие годы куряне добивались его возрождения. И
в 1791 г. он был возобновлен.
При этом икона
стала пребывать в Коренной обители уже две недели.
Слайд 52
Знаменитые курские крестные ходы.
В 1805 г. срок
пребывания иконы на месте своего явления был установлен с
девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.
Слайд 53
Знаменитые курские крестные ходы.
Зимним местом пребывания святыни
стал Знаменский собор Курска, а летним — Коренная пустынь.
Ежегодно 12 (25) сентябре икону переносят из монастыря в Знаменский собор.