Слайд 2
Энеолит - эпоха перехода от камня к металлу,
а металлом была медь. Поэтому эту эпоху также называют медно-каменным веком
или просто медным веком (халколитом). Сначала использовались как кремнеевые, так и медные изделия. Потом научились делать сплав меди с другими металлами (но еще не с оловом).
Слайд 3
Трипольская культура
Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии
были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени.
Распространенные на значительной
территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.
Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.
Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.
Слайд 4
Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий
по типу к дикому туру, разводили овец и свиней.
К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.
Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.
С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.
Слайд 5
1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения
(Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды
трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня
Культура триполье-кукутени:
Слайд 6
Трипольская культура
Инвентарь трипольской культуры: 1 — костяная проколка, 2
— медный крючок, 3—4 — орудия из камня, 5
— роговая мотыга, 6 — серп с вкладышами, 7 — зернотерка, 8 — пряслице, 9 — грузик ткацкого станка, 10 — медный топор, 11—кремневый скребок, 12 — кремневая стрелка, 13 — женская статуэткаИнвентарь трипольской культуры: 1 — костяная проколка, 2 — медный крючок, 3—4 — орудия из камня, 5 — роговая мотыга, 6 — серп с вкладышами, 7 — зернотерка, 8 — пряслице, 9 — грузик ткацкого станка, 10 — медный топор, 11—кремневый скребок, 12 — кремневая стрелка, 13 — женская статуэтка
Слайд 7
Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи: 1—2
— сосуды с нарезным орнаментом, 3—10 — расписные сосуды,
11—12 — мотивы росписи
Слайд 8
Предметы из поселения близ села Новые Русешты Яловенского района Молдавии.
Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3650 лет до н. э. Исследования
В. И. Маркевича, 1961—1962 гг.
Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3600 лет до н. э. Исследования Т. С. Пассек, 1962 г.
Слайд 9
Ямная культура
Ясная культура(древнеямная культура), общность археологических культур неолита и раннпоселения.
Внутри
ямной культуры выделено девять локальных вариантов, соответствующих родственным племенным
группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный.
Основным объединяющим признаком ямной культуры являются погребальные курганы — древнейшие из известных науке. Захоронения производились под курганами, в ямах, в скорченном положении или на спине с подогнутыми ногами. Инвентарь в погребениях отсутствует или очень беден.
Каменные орудия (ножи, скребки различных форм, наконечники стрел и дротиков) ямники делали из отщепов и пластин кремня и кварца. Племена ямной культуры были хорошо знакомы с резьбой по кости, из которой сделано большинство украшений. Часты находки украшений из раковин моллюска. Встречаются медные ножи и повозки.
Слайд 10
Ямная культура. 1 — внешний облик населения ямной
культуры (реконструкция),
2 — керамика ямной культуры. Курган № 1
у Каменных Могил, погребение № 23 [5].
3,4 — изделия из кости. Кург. № 1 у Благовещенки, погреб. № 4 [11].
5 — металлические наконечники оружия из окрестностей с. Ялта, Мангушский район [20].
6 — мотыга из рога сайгака. Кург. № 3, группа «Стырчаки» юго-западнее Старченково, погреб. № 2 [5].
Слайд 11
Деревянные повозки ямного периода
Слайд 12
Топоры из погребений
1 - Бараново 1/10; 2 -
Семеновка 8/16; 3 - Алкалия 5/6; 4 - Копчак
3/10; 5 - Саратены 4/4; 6 - Березино 1/2;
7 - Кубей 23/18; 8 - Пуркары 1/38; 9 - Слободзея 1/19; 10 - фрагмент топора из Стойкань п. 5; 11 - Светлый 3/25
Слайд 13
История Братеевского человека 01.3600 до н.э. Ямная культура.
Глиняная чаша. 3600
Слайд 14
Энеолитическая керамика из окрестностей Розовки. Курган №1 севернее
Каменных Могил.
Поздний энеолит. Репинская культура [5].
1 - 4 —
погребение 9. 5 —детское погребение № 18. 6 —погребение № 19.
Слайд 15
Энеолитические орудия труда, оружие и украшения из окрестностей
Розовки:
1 – серп из кремня. Репинская культура. Курган №1
севернее Каменных Могил, погребение № 20 [5].
2 – навершие булавы из отшлифованного порфирита. Среднестоговская культура. Мариупольский могильник, погреб. № 24.
3-5 – кремневые орудия (отщеп, нож, наконечник дротика). Квитянская культура. Кург. № 2 у с. Вишневатое, погреб. № 4 [11].
6 – резные украшения пояса из костей собаки. 7 – пронизи из медной проволоки. Квитянская культура. Кург. № 2 у с. Вишневатое, погреб. №2 [11].
8 – медные браслеты и бусина. Среднестоговская культура. Мариупольский могильник, погребение с браслетами.
Слайд 16
Халавская культура
Халаф — большой телль на границе Сирии
и Турции, у реки Ка-бур. Этот телль раскапывался еще
в 1911—1914 гг. известным археологом Опенхеймом. Недавно российские исследователи открыли и исследовали серию хассунских и халафских памятников типа Ярым-тепе I—II и других. Время существования Халафской культуры — первая половина и середина V тыс. до н. э. Она следует за Хассунской, охватывает период экологического кризиса, т. е. глобальной засухи.
Халафская культура характеризуется глинобитными круглыми домами, как жилыми, так и хозяйственными. Это вызвало большие споры. Ведь круглоплановые дома существовали лишь в Иерихоне, а потом повсеместно дома из глины делали прямоугольными, Так было и в предшествующей Халафу Хассуне. В Хассуне же дома стали вновь, как тысячи лет назад, делать округлыми. В халафское время появляется любопытное новшество — стеатитовые печати. Такие печати служили для того, чтобы отмечать собственные вещи, в особенности раскрашенную посуду.
Слайд 18
Один из немногих дошедших до нас артефактов Халафской
культуры – древней месопотамской цивилизации, стертая с лица земли
предками шумеров.
Слайд 19
На выставке в Бонне "Сокровища древней халафской культуры"
Слайд 20
Намазга культура
Остатки крупного энеолитического поселения на территории Туркмении V—II тысячелетий довремя разлива рек,
усовершенствовали палку-копалку.
Появляется древнейший сырцовый кирпич, из которого сложены однокомнатные
дома. Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки. Каменные дверные подпятники свидетельствуют о появлении навесных дверей.
На поселениях найдены первые медные вещи: украшения, обоюдоострые ножи, четырехгранные в сечении шилья. Металлографический анализ показывает, что они сделаны уже не из самородной, а из выплавленной из руд меди (что соответствует третьей ступени развития металлургии). Эта медь была, видимо, привозной, предположительно из Ирана. Ряд вещей отлит в односторонних формах.
Геометрических орудий нет, хотя характер кремневой индустрии микролитичный. Она испытывает упадок, что объясняется появлением орудий из меди.
Полусферические плоскодонные чаши расписаны одноцветным орнаментом; в сюжетах росписи между восточными и западными районами намечаются различия. Часто встречаются глиняные конические пряслица. Находят глиняные, иногда расписанные, женские статуэтки, говорящие о культе женского божества. Некоторые дома археологами трактуются как святилища.
Слайд 21
Инвентарь культуры Намазга II: 1—5 — сосуды и
их роспись, 6—7 — женские статуэтки, 8 — долото,
9 — нож, 10 — украшение (8—10 — металл)
Слайд 22
Инвентарь культуры Намазга I: 1—3 — сосуды и
роспись на них, 4 — женская статуэтка, 5 —
ожерелье, 6—7 — металлические булавки, 8 — металлическое шило, 9 — металлическая бусина, 10 — стенная роспись
Слайд 23
Инвентарь культуры Намазга III: 1—4 —сосуды и их
роспись, 5—6 — женские статуэтки, 7—8 — статуэтки животных,
9 — металлический меч, 10 — металлическая стрела, 11 — металлическая игла, 12—13 — ожерелья, 14 — печать
Слайд 24
Культура шнуровой керамики
Культура боевых топоров, называемая также Культура шнуровой
керамики или Культура одиночных могил — огромный археологический пласт в Европе, берущий
начало в позднем неолите, достигший своего расцвета в медный век и закончившийся в раннем бронзовом веке. В различных областях продолжался с 3200/2900 до н.э. до 2300/1800 до н.э. Наряду с ямной культурой знаменовала собой приход в Северную Европу культуры металлообработки и, возможно, начало распространения индоевропейских народов.
Слайд 25
Культура шнуровой керамики или боевых топоров последней четверти III тыс. до
н. э. — первой четверти II тыс. до н.
э. накинула громадный этническийиндоевропейский полог на северо-восток и север Европы, сыгравший в дальнейшем определяющую роль в сложении балтской общности континента и явившийся важной составляющей в сложении славянской и германской общностей Европы. В то же время на судьбе Западной Европы культура шнуровой керамики отразилась не непосредственно, а трансформировавшись в центре Европы в новую, производную [скорее, в синтезе] от себя археологическую культуру колоколовидных кубков. Родившись на центральноевропейской почве, новая культура отличалась от культуры шнуровой керамики большим изяществом и разнообразием форм сосудов и изделий из металла и камня, хотя природная глубинная сущность обеих культур оставалась общей и выражалась в высокой подвижности все тех же воинственных общин индоевропейских пастухов, по-прежнему гнавших на крайний запад Европы поймами рек огромные стада крупного и мелкого рогатого скота и табуны лошадей.
Имеются предположения о связи носителей группы R1b со строителями мегалитов, культурой колоколовидных кубков и палеоевропейцами, которые изучены и интегрированы автором в его исследовании. Возможно, причиной миграций этих популяций служили периодические колебания увлажненности степей Приуралья и Южной Сибири, совпадающие также с колебаниями уровня Каспийского моря.
Слайд 26
Некоторые виды шнуровой керамики 4 – 2 тыс.
до н.э. (на территории в границах СССР) и др.
Слайд 27
Каменные свёрленые топоры-молотки культуры шнуровой керамики Восточной Прибалтики
Слайд 28
Шнуровая керамика из захоронения в Lilla Beddinge, Сконе, Швеция
Ладьевидный боевой
топор из Финляндии
Слайд 29
Хвалынская культура
Энеолетеческая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего
Поволжья V-IV вв тыс. до н. э. Название получила по месту
первых находок — близ города Хвалынск Саратовской области.