Слайд 2
Исторические сведения: Построена в 1165 году Андреем Боголюбским
том, что церковь Покрова была построена в память о
погибшем сыне - Изяславе Андреевиче.
Месторасположение: находится на небольшом холме над заливными лугами, недалеко от Владимира, в месте где река Нерль впадает в Клязьму.
Слайд 3
План. Конструкция проста и характерна для древнерусского зодчества
– это четырехстолпный крестовокупольный, трёхапсидный одноглавый храм. Предположительно, изначально
он был обнесен открытыми галереями с перекрытиями(основания галерей были вскрыты археологическими раскопками). Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры. К. Афанасьев высказывает вполне обоснованное сомнение в наличии у храма галерей. «… судя по проектам, она закрыла бы на фасадах знаменитый архитектурный фриз. Этот основной элемент архитектуры фасадов, выполненный в соответствии с устанавливающейся традицией, к тому же дорогостоящий и отнимающий много сил у строителей, оказался бы уничтоженным.»
Слайд 6
Размер: Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный
ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием
стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 3 м). Внутренняя высота храма 20,8 м. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем - небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава.
Слайд 7
Цвет: В строительстве храма Покрова на Нерли использована
техника белокаменной кладки. В своей белизне храм органично взаимодействует
с окружающим пейзажем.
Слайд 8
Свет: Свет организует внутренне пространство храма. Этому отвечает
наличие окон в барабане и окна, через которые освящались
хоры. Обилие декоративного убранства делает храм скульптурным, в его восприятии большую роль играет светотень.
Слайд 9
Пропорции: Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Стены
церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям
они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Все направлено на достижение эффекта максимальной стройности. Множество деталей подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. Подчёркивает стройность и внутреннее пространство церкви. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Слайд 11
Геометризм: План храма, без предполагаемой галереи, вписывается в
круг. Цельный объём храма имеет как бы повторение в
объёме барабана. Расположение аркатурного пояса зрительно разграничивает высоту на три равные части, которые венчает купол. Эта троичность повторяется в трёх апсидах, трёх симметрично расположенных окнах в верхней части прясел и апсид, барабане.
Слайд 12
Ритм и метр : Ритмическое построение выражено в
чередовании скульптур аркатурного пояса, метр - в повторении скульптурной
композиции, вторящими друг другу линиями пилястр, и арок перспективного портала.
Слайд 13
Масштаб: Небольшие размеры храма органично вписываются в окружающую
природу. Он достаточно велик, чтобы быть «доминантой» в окружающей
среде и в то же время, природное пространство как бы дополняет и обогащает его образ.
Слайд 14
Силуэт: Силуэт храма изящен. Часто его сравнивают с
образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора –
воина-богатыря). Также храм ассоциируется с горящей свечой. Издали он хорошо выделяется в полосе далей, а по приближении к храму вырастает на фоне неба.
Слайд 15
Масса. Объём: Глядя на церковь, обращаешь внимание в
первую очередь не на тяжёлые массы строительного материала, а
свободное движение ввысь. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Слайд 16
Симметрия-асимметрия: Членения северной и южной стен храма асимметричны,
восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид
и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны.
Слайд 17
Контраст и нюанс: Контраст крупных форм ( плоскости
прясел,апсиды) с мелким декоративным убранством (акратурно-колончатый пояс, пояс на
барабане), проёмами окон. Нюанс выражен едва заметными различиями в изображении композиции с царём Давидом, различие величины прясел на северной и южной стороне и их соотнесение с апсидами.
Материал: Храм Покрова на Нерли белокаменный, построен из известняка.
Фактура: Благодаря обилию резьбы церковь имеет почти скульптурный характер. Стены храма сложены из хорошо облицованного камня. (Для облицовки одно потребовалось более тысячи ударов). Текстура стен храма создаёт контраст с окружающим пейзажем и выделяет его в природном пространстве.
Слайд 19
Архитектурный декор: Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского
зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна
и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. Под масками находится симметричное изображение львов. Размеры всех скульптурных групп тонко соотнесены с площадью закомар: в больших по размеру закомарах изображения имеют более вытянутые пропорции, а в меньших – укороченные .
Слайд 21
Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов
схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии
с положением внутренних столпов-пилонов, завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе. Аркатурно-колончатый пояс с часто поставленными колонками и подковообразными арочками воспринимается не как широкая горизонталь, а скорее как вертикальная штриховка, подчеркивающая общий динамический вектор.
Слайд 23
Изобразительный декор: Фрески храма утрачены. В куполе раньше
помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены
храма покрывали фрески, пол был украшен цветной майоликой. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного "поновления" храма.