Слайд 2
добро и зло.
Разделяя добро и зло,
особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного
контакта с преступным миром.
Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохра-нительных органов обусловлена тем, что они постоянно находятся в пог -раничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности и злобы.
Слайд 3
Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления
добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на
доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми – соответствующими добру, либо злыми – исходящими из зла и к нему ведущими. Поэтому добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.
Слайд 4
Добро и зло – понятия высокой степени обобщения,
это предельные, полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки
морального сознания.
Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.
Слайд 5
К понятию добра очень близко по содержанию понятие
блага, они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи
оба слова применяются не только к нравственному поведению, но и к материальному достатку. Мы говорим, что он “накопил много добра” или “там было изобилие материальных благ”. Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как “благ” основывается на более широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.
Слайд 6
Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями –
доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несет
людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта – качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть “добрым в душе”, но жестоким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает доброту. Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.
Слайд 7
добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и
благоденствием для всех людей (а шире – для всех
живых существ), то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, от животворящих истоков бытия, к гибели. Говоря об эмпирической жизни человека, мы должны отметить, что зло, существующее в мире, может быть разделено по крайней мере на три вида.
Слайд 8
Во-первых, физическое или природное зло. Это все естественные
стихийные силы, которые разрушают наше благополучие: землетрясения и наводнения,
ураганы и извержения вулканов, эпидемии и обычные болезни.
Исторически природное зло не зависело от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы происходили всегда помимо людских желаний и действий. Впрочем, издревле существовали учения, утверждавшие, что именно негативные человеческие страсти, злоба, гнев, ненависть создают такие вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызывают природные катаклизмы. Таким образом, духовный мир людей оказывался существенно связанным с якобы чисто природным злом. Подобный взгляд находил выражение и в религии, которая всегда говорила, что физические несчастья, нежданно свалившиеся на людей, – это результат Божьего гнева, ибо люди натворили столько безобразий, что последовало наказание. В современном мире многие явления природного зла оказываются уже прямо связаны с масштабной деятельностью человечества, с нарушением экологического баланса. И все-таки штормы, смерчи, ливни и засухи – прежде всего действие объективных стихий, зло неизбежное и от нас не зависящее.
Слайд 9
Другим видом объективного зла является зло в общественных
процессах. Правда, оно совершается уже с участием человеческого сознания
и все-таки во многом помимо него. Так, социальное отчуждение, которое находит выражение в классовой ненависти, насилии, в тяжелых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно несет с собой частную собственность и эксплуатацию. Точно так же объективное противостояние интересов, борьба за земли, источники сырья, оборачиваются агрессией, войнами, в которые множество людей оказываются втянуты помимо своей воли. Социальные катаклизмы разражаются так же стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелое колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Результирующая, возникающая из взаимодействия и столкновения многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую невозможно укротить индивидуальным усилием, невозможно отвести от себя. Будучи образцово нравственным, хорошим, порядочным человеком, можно волею судеб оказаться в эпицентре социального зла – на войне, в революции, в рабстве.
Слайд 10
Третий вид зла – собственно нравственное зло. Разумеется,
в реальности оно далеко не всегда существует в чистом
виде, все же мы обязаны говорить о нем. Нравственным злом мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.
Слайд 11
Современные исследователи выделяют два основных вида морального зла:
враждебность и распущенность. Они разворачиваются в целом букете человеческих
пороков – нравственно осуждаемых качеств. К враждебности мы относим агрессию, насилие, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и благополучия. Оно направлено во- вне. Враждебный к другим человек сознательно стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их.
Слайд 12
В ХХ в. философы и психологи много занимались
проблемой агрессии и активного зла. Существует целый ряд версий
относительно причин этого вида морального зла и его укорененности в человеческой природе. Так, Зигмунд Фрейд полагал, что наряду со стремлением к жизни – Эросом в человеке есть также инстинкт смерти – Танатос. Он заставляет людей стремиться к смерти, разрушению, уничтожению, и если индивид не обрушит силу и энергию своего Танатоса на других, то он уничтожит самого себя.
Слайд 13
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло
– фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло
необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.
Слайд 14
Справедливость: нравственный и юридический смысл
Справедливость в обществе понимается
в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В
этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Слайд 15
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства)
и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое
значение и в современных условиях.
Слайд 16
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен,
его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет
равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие “юстиция” по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, “представитель справедливости”.
Слайд 17
справедливость – этическая и правовая категория. Идея справедливости,
требование справедливости пронизывает законодательство современного демократического общества. Правовое выражение
требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека. Требование справедливости в нашем государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все “за” и “против”, а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
Слайд 18
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен
изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом.
Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все “за” и “против”, а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.