Слайд 2
Цель: Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство
с творчеством Андрея Рублёва.
Задачи: научить воспринимать художественные идеалы и
канон древней Руси;
развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.
Слайд 3
"Икона — явление той самой благодатной силы, которая
некогда спасла Россию."
(Князь Евгений Трубецкой, 1917г.)
Слайд 4
ИКОНОГРАФИЯ (гр. - изображение, образ и пишу, черчу,
рисую) - строго уставленная система изображения богов, святых и других
сверхъестественных персонажей или сюжетных сцен на религиозные темы, определенная иконографическим каноном.
Иконографический канон - совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и человеком), сформировался в Византии к XI-XII вв. и был принят русской православной церковью. Церковный иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконогафических изображений, которые отделяли божественный, горний, мир от мира земного.
Слайд 5
Ерминии можно считать иконописными подлинниками, так как значительную
их часть составляет справочник по иконографии, однако, в них
также особое внимание уделяется технологии иконописи и включаются разделы по богословию иконы.
Наиболее известна греческая Ерминия Дионисия из Фурны (Дионисия Фурноаграфиота) начала XVIII века.
Слайд 6
Доска для иконописи
Паволока - холст, который натягивается на
доску для написания образа иконы
Слайд 7
В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках
восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске,
покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками.
Слайд 8
дРЕВНЕрУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное
искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце
X века Крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.
Слайд 9
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла
в жизни общества очень важную и совсем иную роль,
чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего, это Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Слайд 10
В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям,
необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные
истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
Слайд 11
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса
Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас)
- это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду
Слайд 12
Рядом с образами Cпаса в древнерусском искусстве по
своему смыслу и значению, по тому месту, которое они
занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился спаситель, образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что, став владычицей мира, стала богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, "пронзенное" великими муками сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.
Слайд 13
«Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм,
в котором вся тварь объединится так, как объединины
во едином
Божеском Существе три лица Св. троицы» - такова та основная тема, которой в древней русской живописи все подчиняется
Слайд 14
Нигде и никогда икона не играла такой большой
роли, как в России.
Иконы здесь издавна были непременной
принадлежностью каждого здания – и храмового, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.
Икона совершенно не похожа
на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обычно своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так сказать, «духовными очами», «внутренним» взором
Слайд 15
Храм Рождества Христова в г. Мытищи
Слайд 16
В 2000 году жители города Мытищи получили благословление
митрополита Ювеналия на строительсто нового храма. Место для него
было выбрано жителями города с согласия властей. Храм Рождества Христова в Мытищах построен в самом сердце города, первый камень заложен в июле 2000 года. Первый построенный храм был деревянным, Но первые же богослужения показали, что помещение слишком мало и не может вместить всех желающих - верующие стояли на улице и на крыльце. Тогда горожане принялись за строительство гораздо большего храма – каменного. В стройке принимали участие все организации города. Проект здания был заказан ООО «Проект»,
В работе над храмом принимали участие многие горожане – жители покупали кирпичи на свои средства, подписывали их и отдавали на стройку. Эти именные кирпичи были вложены в общую кладку стен.
Слайд 17
Построенный храм Рождества Христова в Мытищах имеет три
придела – центральный, в честь Рождества Сына Божьего, и
еще два придела – в честь Матроны Московской и собора Святых российских исповедников и великомучеников. Предусмотрены специальные антресоли для звонницы и хоров, этаж с подклетом. Собор имеет пять куполов. Площадь храма занимает примерно 1500 квадратных метров. Стены храма изнутри украшены росписью мастеров-иконописцев. Все последующие годы храм Рождества Христова в Мытищах украшался и преображался. Изнутри он расписан картинами с изображением евангельских событий, художники украшали стены собора образами святых и великолепным орнаментом.
Слайд 18
Иконы храма Рождества Христова в
г. Мытищи
Слайд 22
Викторина
Икона
Икона темная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та
же сердцу и не та,
Икона темная Христа,
Сокрытого в небесной
славе.
Ребенку ты была живой,
Весь мрак тобой низвергнут,
Весь мир заполнен синевой,
Ребенку ты была живой,
Зачем же я тобой покинут?
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись, бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
В. Бальмонт
Слайд 23
1 вопрос: Почему поэт называет икону И.Христа
темной?
Варианты ответов:
1. Старинная
2. Нарисованная черной краской
Слайд 24
2 вопрос: Почем у называют икону вечной?
Варианты ответов:
а.
На ней изображен Вечный Бог
б. Сделана из крепкого материала
3.
Почему поэт называет икону живой?
Варианты ответов:
а. С иконой можно разговаривать
б. На иконе изображен небесный мир
в. Икона, как и человек хочет есть и пить
3 вопрос: Назовите иконы, которые находятся в храме Вашего города.