Слайд 3
«Познать» Брахмана можно лишь посредством сильнейшего переживания
бытия (эстетического созерцания). Это сверхчувственное созерцание представляется высшим блаженством
и имеет прямое отношение к эстетическому наслаждению. Эстетика и символика Упанишад оказала большое влияние на образность ,эстетику и на все дальнейшее развитие эстетической мысли Индии.
Слайд 4
Главная цель произведения искусства – эмоция
Слайд 5
Эстетическое выводится из эмоционального.
Слайд 6
Центральным понятием всех эстетических учений является понятие
«раса» (буквально – «вкус»), обозначающее в искусствознании художественную эмоцию.
Их интересовала специфика эстетической эмоции, которую нельзя смешивать с обычным чувством.
Слайд 7
. Раса, не являясь конкретным чувством, представляет
собой переживание, возникающее у воспринимающего субъекта и доступное лишь
внутреннему познанию. Высшей стадией эстетического переживания является вкушение расы, или иначе – успокоение в ее сознавании, т.е эстетическое наслаждение.
Слайд 8
Большую роль в закреплении цветового канона сыграли
религиозные учения. Так, синий — цвет драгоценного камня сапфира,
по индийской астрологии связанного с планетой Сатурн. Это и цвет бога любви. Индийские художники изображают синекожим любвеобильного бога Кришну, который обычно одет в желтое, а его любимая пастушка Радха — в синее.
Слайд 9
Черный цвет соотносится с гибелью, ему покровительствует
Великий черный бог, одно из воплощений бога-разрушителя Шивы. Красный
— цвет крови — ассоциируется с войной.
Слайд 10
Современные индианки, исповедующие индуизм, готовясь к вступлению
в брак, расписывают свои руки и ноги лаковой краской
красного цвета или хной. Невеста надевает красное сари или закутывается красным покрывалом, жених одет в белую одежду, обычно его головной убор красного цвета.
Слайд 12
Эстетическое учение Конфуция (552/551–479 до н.э.) и его
последователей складывалось в рамках их социально-политической теории. Центральное место
в ней занимали понятия «гуманность» и «ритуал», воплощенные в поведении «благородного человека». Целью этих моральных категорий являлось поддержание этических устоев в обществе и организация гармонического миропорядка. Большое значение придавалось искусству, которое рассматривалось как путь нравственного совершенствования и воспитания гармонии духа. Конфуцианство подчинило эстетические требования этическим. Само «прекрасное» у Конфуция является синонимом «доброго», а эстетический идеал рассматривался как единство прекрасного, доброго и полезного. Отсюда идет сильное дидактическое начало в традиционной эстетике Китая.
Слайд 13
Эстетическая традиция ратовала за достоверность и красочность
искусства. Она рассматривала творчество как вершину профессионального мастерства, а
художника – как творца искусства.
Слайд 14
Другая линия связана с даосским учением.Если конфуцианцы
главное внимание в своем учении уделяли этическому началу, то
даосы – началу эстетическому. Центральное место в даосизме занимала теория «Дао» – пути, или вечной изменчивости мира.
Слайд 15
Одним из атрибутов Дао, имеющим эстетический смысл,
было понятие «цзыжань» – естественность, спонтанность. Даосская традиция утверждала
спонтанность художественного творчества, естественность художественной формы и ее соответствие природе. Отсюда идет неразделимость эстетического и природного в традиционной эстетике Китая.
Слайд 17
Творчество в даосизме рассматривалось как откровение и
наитие, а художник – как инструмент, осуществляющий «самотворчество» искусства.
Слайд 18
. В Древнем Китае цвет соотносился со
временем года и стороной света. Одежду зеленых тонов надевали,
когда встречали весну, церемония происходила на восточной стороне города; в красном — на южной стороне — приветствовали лето; в желтом или белом на западной стороне встречали осень; на празднике зимы, происходившем на северной стороне, господствовал в одежде черный цвет. По китайской мифологии пять основных цветов (зеленый, красный, белый, желтый, черный) символизируют не только времена года и стороны света, но и пять первоэлементов (дерево, огонь, землю, металл, воду).
Слайд 21
японцы всегда отличались личностно-интимным восприятием цвета. Внимание
и любовь к цвету сочетались с чутким и чрезвычайно
тонким отношением к природе.
Слайд 23
Как правило, краски в Японии носят
названия не материалов, из которых они сделаны, как это
принято в Европе (охра, белила цинковые, индиго, краплак, кобальт, сиена жженая и т.д.), а естественных носителей цвета. «Арахаиро» — «обратная сторона листьев и трав» — означает зеленовато-пепельный, глухой и мягкий цветовой тон; «угуисуиро» — «цвет крыльев японского соловья» — серовато-голубовато-зеленоватый; «акуиро» – «остывший пепел»; «сабииро» — «ржавчина» и т.д.
Слайд 24
Символика цвета активно используется в традиционном театре
Востока. Цвет костюма связан с характером персонажа, указывает на
его социальное положение, пол, возраст. Самый благородный цвет — белый, который широко применялся в одеянии божеств, положительных героев, красавиц.
Слайд 25
Важную роль цвет играет в японском театре
«Но». Здесь белая одежда и красный пояс олицетворяют молодую
силу. В Китае черная маска — символ мудрости, красная – гнева, кровожадности.
Слайд 26
Тесная взаимосвязь символики цвета с изображением настроения
и чувства имела большое значение для развития искусства, призванного,
как считали в древности, обличать зло и возвышать добро.
Слайд 27
Традиционная японская эстетика, сочетающая пришедшие из Китая
конфуцианские веяния и японскую школу дзен-буддизма, выработала особые принципы,
являющиеся основополагающими для японского искусства
Слайд 28
. Среди них наиболее важным является «ваби»
– эстетический и моральный принцип наслаждения спокойной и неспешной
жизнью, свободной от мирских забот. Он означает простую и чистую красоту и ясное, созерцательное состояние духа. На этом принципе основаны чайная церемония, искусство аранжировки цветов, садово-парковое искусство.
Слайд 29
К дзен-буддизму восходит еще один принцип японской
эстетики – «саби», ассоциирующийся с экзистенциональным одиночеством человека в
бесконечной вселенной. Согласно буддийской традиции состояние человеческого одиночества следует принимать с тихим смирением и находить в нем источник вдохновения.
Слайд 30
. Понятие «югэн» (красота одинокой печали) в
буддизме связано с глубоко скрытой истиной, которую невозможно понять
интеллектуальным путем. Оно переосмысляется как эстетический принцип, означающий таинственную «потустороннюю» красоту, наполненную загадочностью, многозначностью, спокойствием и вдохновением.