Слайд 2
Филимо́новская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском
районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где
жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Слайд 3
Возникновение
Промысел игрушки возник в середине XIX века в
среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили
гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Слайд 5
Особенности производства
На внешнем облике игрушки отразились
природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно
жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Слайд 7
Особенности филимоновской игрушки
Основную массу изделий филимоновских
мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.
Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.
Слайд 13
Роспись игрушек
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки
яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным
пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Слайд 14
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль
туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской
раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Слайд 15
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда
нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а
на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.