Слайд 2
Герменевтика
направление в философии XX века, выросшее на
основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики
задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Слайд 3
Ганс-Георг Га́дамер
(1900 —2002,) —
немецкий философ, основатель «философской
герменевтики».
«Истина и метод» (1960)
Слайд 4
герменевтика имеет дело с универсальностью понимания и интерпретациями
Искомая
универсальность относится к кругу объектов понимания, к культуре как
целому, организованной на основе языка
Слайд 5
понимание есть «род круга» — повторяющая структура, где
всякая новая интерпретация ссылается на предпонимания и возвращается к
ним.
отношение интерпретирующего к традиции всегда диалогичное и языковое. (Язык— это в основном разговорный язык, то есть язык диалога).
язык есть прежде всего опыт мира.
Слайд 6
герменевтика занимается не только текстом, но и всем
тем, что мы можем сообщить. Важным для герменевтического опыта
является как раз голос и слух Другого — как в текстах, так и в других проявлениях человека.
понимание означает в первую очередь способность поставить себя на место Другого и рассмотреть оттуда себя самого.
понимание определено традицией
Слайд 7
три специфических значения традиции
1) традиция может означать традиционность
и указывать на преемственность или непрерывность, которая всегда присутствует,
например, в строительстве, живописи или музыке. Традиция проявляется в качестве непрерывности интерпретаций, которую должно признавать всякое понимание и любая интерпретация.
2)традиция может означать определенное содержание предания. Его мысль состоит в том, что традиции всегда уже говорят нам нечто, прежде чем мы начинаем говорить в них, о них и с ними. Традиции принципиально открыты для других традиций и целенаправленны в разговоре друг с другом.
3)традиция означает признание авторитета и его знаний. В этом смысле традиция для нашего понимания оказывается прежде всего голосом Другого, для которого следует быть всегда открытым. Ибо этот голос передает нам опыт и понимание положения дел и ситуаций, которые мы пытаемся понять.
Мысль Гадамера никоим образом не означает, что этот голос следует одобрять и принимать без критики. Наоборот, следует слушать голос традиции, всерьез принимать его и вступать с ним в разговор. Ибо только в традиции, а не вне ее, можно варьировать, возобновлять, продолжать и оспаривать голос Другого.
Слайд 8
задачи исторической науки
Историзм 19 в. изъял из исторической
сферы «герменевтическое измерение»: историю стали изучать, вместо того чтобы
ее понимать.
Чтобы понимать нужно обратиться к языку.
В стихии языка осуществляется как понимание человеком мира и его самопонимание, так и понимание людьми друг друга.
Слайд 9
Поль Рикёр (1913—2005)
французский философ,
один из феноменологической представителей философской
герменевтики.
«История и истина»
Слайд 10
Рикёр приходит к герменевтике из феноменологии, и в
частности из феноменологии религиозного опыта.
Важнейший элемент последнего -
феномен греховности. феномен признан, которое есть не что иное, как языковое событие.
перед феноменологом встает задача интерпретации.
1) символов греха и вины,
2) мифов о грехопадении и избавлении.
Слайд 11
Задача герменевтики
раскрытие смысловых структур, обладающих избыточностью.
Такими структурами
являются символы.
Слайд 12
три основных типа символа
1)космические, или "иерофанические",
2) символы сновидений,
или «онирические»
3) поэтические символы.
Первые составляют предмет феноменологии религии,
вторые - психоанализа, третьи - литературной критики.
Слайд 13
Недостаточность структуралистского: Структурализм ограничивается проблематикой "семиологии" (рассматривающей знаки
как элементы системы) и не выходит на уровень "семантики"
(рассматривающей знаки как элементы дискурса).