Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Философские идеи К. Н. Леонтьева 

Содержание

Прежде чем переходить к исследованию мировоззрения Леонтьева, необходимо кратко осветить жизненный путь философа, который может прояснить эстетику его идей. Сам Константин Николаевич по-пифагорейски благоговейно относился к гармонии чисел, видя в них особый смысл всех круглых десятилетий
Философские идеи К. Н. Леонтьева  Прежде чем переходить к исследованию мировоззрения Леонтьева, необходимо кратко осветить жизненный путь Духовный мир Леонтьева с самого раннего детства был обвеян религиозными переживаниями, - Учитывая разногласия среди славянских народов, он, вопреки мнению Н. Я. Данилевского, пришел В своей антропологии К.Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной секулярной культуре. В современной Европе, по мнению мыслителя,«антрополатрия пересилила Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с Вслед за Н. Я. Данилевским, делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в своем Согласно оценке Н.А. Бердяева, это был «самый крупный, единственный крупный мыслитель из Выйдя в отставку, поселился в Оптиной пустыни, где жил Монахом он стал только незадолго до своей смерти, в 1891 году, под Леонтьев заявил о себе как оригинальном мыслителе в написанных им в этот В отличие от Ф.И. Тютчева, чьи историософские построения основаны на теории мировых Его философия истории оформилась в работе Философский трактат Общие принципы леонтьевской историософии философ проверяет на Европе, на проблемах России, но Но особенно полной для осознания мировоззрения философа является его статья Подлипки, роман (1861)В своем краю, роман (1864)Грамотность и народность, статья (1868)Одиссей Полихрониадес,
Слайды презентации

Слайд 2 Прежде чем переходить к исследованию мировоззрения Леонтьева, необходимо

Прежде чем переходить к исследованию мировоззрения Леонтьева, необходимо кратко осветить жизненный

кратко осветить жизненный путь философа, который может прояснить эстетику

его идей. Сам Константин Николаевич по-пифагорейски благоговейно относился к гармонии чисел, видя в них особый смысл всех круглых десятилетий своей жизни: 1831 - рождение; 1851 - год первого писательского сочинения, одобренного И.С. Тургеневым; 1861- женитьба, сыгравшая трагическую роль в его жизни; 1871 - год прозрения, когда Константин Леонтьев сделал первый шаг к монастырю, к религиозно-философскому творчеству; 1881 - потеря родового имения в с. Кудинове Калужской губернии; 1891 - этот год стал последним в жизни мыслителя и писателя, но не последним в угаданном им мистическом ряду биографических дат.

Слайд 3 Духовный мир Леонтьева с самого раннего детства был

Духовный мир Леонтьева с самого раннего детства был обвеян религиозными переживаниями,

обвеян религиозными переживаниями, - но они хотя и затрагивали

глубину души, все же преимущественно были обращены к "внешним формам" церковной жизни, как он признавался сам в письме к В.В. Розанову. Еще мальчиком, Константин Николаевич полюбил богослужения, эстетически жил ими, - и как раз эстетическое восприятие церковности, эстетическая обращенность к Церкви были выражениями внутренней цельности, хотя и не критической, но подлинной. Леонтьев не дышал в детстве воздухом отравленной секуляризмом культуры. Он впитал в себя все содержание культуры под эгидой эстетического любования Церковью, еще не думая о внутренних диссонансах в культуре.
Для мыслителя навсегда соединились в воспоминаниях мать и красота родового дома с чистыми, щеголеватыми покоями, тишиной, книгами, комнатой матери (которую украшали портреты семерых детей) с видами на пруд и великолепный сад. Образ России в пору его дипломатической деятельности поддерживался в нем этими воспоминаниями. Сочинения К.Н. Леонтьева, в которых немало описаний великолепной природы, питались детскими впечатлениями о Кудинове, куда он не раз возвращался после заграничной и столичной работы.


Слайд 4 Учитывая разногласия среди славянских народов, он, вопреки мнению

Учитывая разногласия среди славянских народов, он, вопреки мнению Н. Я. Данилевского,

Н. Я. Данилевского, пришел к выводу о том, что

идея их объединения проблематична ввиду того, что значительная часть славян настроена прозападно. Мыслитель видел в византизме, лежащем в основе российской государственности, вопреки мнению П. Я. Чаадаева, положительное начало. Так как, по мнению Леонтьева, византизм помог государству выстоять в испытаниях, он считал пагубным для нашей страны шаги в направлении к социализму. Осознавая то, что социалистические идеи доминируют в умах многих представителей интеллигенции, наблюдая за действиями тех, кто во что бы то ни стало добивается перехода России к социализму, оценивая те средства, которые при этом применяются и предвидя результаты социалистических экспериментов в нашей стране, мыслитель пришел к выводу, что Россия обречена на гибель. Этот вывод с суровой прямотой был сформулирован в его работе “Письма отшельника”.

Слайд 5 В своей антропологии К.Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной секулярной культуре. В

В своей антропологии К.Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной секулярной культуре. В современной Европе, по мнению

современной Европе, по мнению мыслителя,
«антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру

в святость Церкви и священные права государства и семьи»[1].
К.Леонтьев указывает на то, что европейская мысль поклоняется не личности, достигшей особой степени развития, но просто индивидуальности всякой, и всякого человека желает сделать равноправным и счастливым. Такая мораль Леонтьевым отвергается. Ей он противопоставляет иную мораль: Леонтьев утверждает движение к Богочеловеку, путь к которому, по мнению мыслителя, не лежит через эвдемонизм.
Согласно Н. А. Бердяеву, мораль К.Леонтьева — есть


Слайд 6 "мораль ценностей, а не мораль человеческого блага. Сверхличная

ценность выше личного блага. Достижение высших целей, целей сверхличных

и сверхчеловеческих, оправдывает жертвы и страдания истории. Называть это аморализмом есть явное недоразумение. И Ницше не был аморалистом, когда проповедовал мораль любви к дальнему в противоположность морали любви к ближнему. Это — иная мораль[2].
Согласно воззрениям мыслителя, большей частью человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами. В этом Леонтьеву созвучно консервативное человекопонимание, так называемый антропологический пессимизм. Однако, леонтьевское охранительствоимеет своей особенностью ярко выраженную религиозную окраску


Слайд 7 Леонтьев считал главной опасностью для России и других

Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм»)

православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом

всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к «поздним» славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству. Написал довольно тонкие литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Данилевского за «розовое христианство».

Слайд 8 Вслед за Н. Я. Данилевским, делил человечество на культурно-исторические типы,

Вслед за Н. Я. Данилевским, делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в

неминуемо проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости

и старости (в терминологии Леонтьева первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти). Таким образом, Леонтьев применил эстетитический принцип к оценке общества, государства, культуры, истории («эстетизм» Леонтьева).
Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».
В греко-болгарском конфликте, который был одним из ключевых вопросов Восточной политики для России в 1860-е—1870-е, полагал, чтоВселенский Патриархат («фанариотское» духовенство) стоял на канонически безупречных позициях, в то время как болгары отошли от единства со вселенской Церковью


Слайд 9 Согласно оценке Н.А. Бердяева, это был «самый крупный,

Согласно оценке Н.А. Бердяева, это был «самый крупный, единственный крупный мыслитель

единственный крупный мыслитель из консервативного лагеря, да и вообще

один из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе... Первым и единственным философом консерватизма... был К. Леонтьев» [Бердяев 1995: 208–209]. И если в советские годы о нем или молчали, или же говорили чрезвычайно скупо, то на рубеже 1980-х — 1990-х годов начался настоящий леонтьевский «ренессанс»

Слайд 10 Выйдя в отставку, поселился в Оптиной пустыни, где

Выйдя в отставку, поселился в Оптиной пустыни, где жил

жил "полумонашескою, полупомещичьей жизнью" в снятом у ограды монастыря

отдельном доме со слугами и женой Елизаветой Павловной. При этом Леонтьев постоянно общался со старцем Амвросием как своим духовным руководителем и занимался литературной работой, благословение на которую получал у старца. Значительную часть поздней литературной продукции писателя составила мемуарная проза, а также обширная переписка, к которой он относился как к литературной работе. Мемуарные и религиозно-философские мотивы объединяются с оптинскими духовными впечатлениями в очерке "Отец Климент Зедергольм, Иеромонах Оптиной Пустыни" (1879).

Слайд 11 Монахом он стал только незадолго до своей смерти,

Монахом он стал только незадолго до своей смерти, в 1891 году,

в 1891 году, под именем Климент, исполнив обет, данный

им еще 20 лет назад (после исцеления в Салониках). По указанию преподобного Амвросия ему надлежало сразу же после пострижения перейти в Троице-Сергиеву Лавру для прохождения там монашеского пути. В Сергиевом Посаде, куда Леонтьев переехал в конце августа, он узнал о кончине старца и успел на нее откликнуться памятной статьей "Оптинский старец Амвросий". Здесь, в лаврской гостинице, на пороге монастыря, не вступив в число его братии, он умер от воспаления легких. Монах Климент был похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, где его могила находится и поныне.

Слайд 12 Леонтьев заявил о себе как оригинальном мыслителе в

Леонтьев заявил о себе как оригинальном мыслителе в написанных им в

написанных им в этот период работах "Византизм и славянство",

"Племенная политика как орудие всемирной революции", "Отшельничество, монастырь и мир. Их сущность и взаимная связь (Четыре письма с Афона)", "Отец Климент Зедергольм", "Записки отшельника", "Плоды национальных движений на православном Востоке", "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения", "Грамотность и народность" и "Варшавский дневник", многие из которых были позже изданы в двухтомнике "Восток, Россия и славянство" (1885-1886). Они свидетельствуют о стремлении их автора соединить строгую религиозность со своеобразной философской концепцией, где проблемы жизни и смерти, восхищение красотой мира переплетаются с надеждами на создание Россией новой цивилизации.

Слайд 13 В отличие от Ф.И. Тютчева, чьи историософские построения

В отличие от Ф.И. Тютчева, чьи историософские построения основаны на теории

основаны на теории мировых монархий, К.Н. Леонтьев использовал терминологию

Н.Я. Данилевского, писавшего о культурно-исторических типах, упрекал его в забвении византийского. Эстетическое и религиозное отталкивание Леонтьева от современной Европы с ее уравнительными тенденциями, с ее отречением от своего собственного великого прошлого, - все это слагалось в единое и последовательное мировоззрение. Его влекла лишь красота и сила, и он убегал от Европы к миру, где верил, что еще возможно подлинное развитие и цветение. У Леонтьева нет и тени того культа племенного своеобразия, которое мы видели у Данилевского. Наоборот, племенная близость сама по себе еще ни к чему не обязывает. "Любить племя за племя, - пишет он в одном месте, - натяжка и ложь". Борясь против этого племенного принципа в славянофильстве, философ доказывал неопределенность и малоплодовитость славянского гения и настаивал на том, что Россия всем своим развитием обязана не славянству, а византизму, который она усвоила и несколько дополнила. В тоже самое время Леонтьев призывает сохранить целость и силу русского духа, чтобы "обратить эту силу, когда ударит понятный всем, страшный и великий час на службу лучшим и благороднейшим началом европейской жизни, на службу этой самой "великой старой Европе, которой мы столько обязаны и которой хорошо бы заплатить добром". В соответствии со своим пониманием законов исторического развития, Леонтьев сознательно боролся с идеями эгалитаризма и либерализма.

Слайд 14 Его философия истории оформилась в работе "Византизм и

Его философия истории оформилась в работе

славянство" (в значительной мере под впечатлением книги Н.Я. Данилевского

"Россия и Европа"). Свою концепцию мыслитель называл органической, а о методе ее говорил как о перенесении идеи развития из "реальных, точных наук... в историческую область".

Слайд 15 Философский трактат "Византизм и славянство" - самое знаменитое

Философский трактат

произведение К.Н. Леонтьева. При жизни Константина Николаевича она публиковалась

трижды: в 1875г., а затем в 1876 и 1885 гг. Сам мыслитель придавал этой работе очень большое значение и ожидал, что этот трактат его прославит. Однако при жизни философа это мечтание не сбылось. В разное время о "Византизме и славянстве" высказывались многие известные люди, в том числе историк М.П. Погодин и философ В.В. Розанов, однако на протяжении нескольких десятилетий главный труд Леонтьева оставался фактически невостребованным и почти незаметным. По настоящему "заметили" и оценили его лишь в разгар Серебряного века.

Слайд 16 Общие принципы леонтьевской историософии философ проверяет на Европе,

Общие принципы леонтьевской историософии философ проверяет на Европе, на проблемах России,

на проблемах России, но тут в чисто теоретические анализы

привходит уже "политика", - т.е. вопросы о том, что нужно делать или чего надо избегать, чтобы не оказаться на путях увядания и разложения. В критике современной Европы он выделяет два основных тезиса: с одной стороны - демократизация, а с другой - проявление "вторичного упрощения", то есть явные признаки увядания и разложения в Европе. Еще резче и настойчивее у него эстетическая критика современной культуры. В ней Леонтьев углубляет и заостряет то, что было сказано о "неустранимой пошлости мещанства" А.И. Герценом (которого мыслитель чтил именно за эту критику). Он в одном месте говорит: "Будет разнообразие, будет и мораль: всеобщее равноправие и равномерное благоденствие убило бы мораль". Для красоты цветущей сложности одинаково губительны и социализм, и капитализм, ибо один откровенно провозглашает социальное равенство, другой ведет к уравнительности потребностей, вкусов, околокультурных стандартов. Коммунистическое равенство рабов и буржуазное сползание в массовую культуру - это смесительное упрощение, свидетельствующее о разложении, гниении, старении органического целого.

Слайд 17 Но особенно полной для осознания мировоззрения философа является

Но особенно полной для осознания мировоззрения философа является его статья

его статья "Грамотность и народность", написанная в 1869 году

и опубликованная в "Заре" в 1870-м году. Чем же можно объяснить отсутствие этой работы в многочисленных переизданиях Леонтьева, относящихся к 90-м годам XX века? Видимо, пугающим представляется необычное содержание статьи. Он в ней указывает, сколь разрушительное воздействие может оказать просвещение (даже в простейших, "ликбезовских" формах) на культурно-исторические устои, хранителем которой является народ. Один из путей спасения России Леонтьев связывал и с разрешением Восточного вопроса и занятием Константинополя. Именно с этим городом были сопряжены заветные, "безумные мечты" той части русского общества, которая видела Россию наследницей Византии. Он, также как и Ф.И. Тютчев, разделяет "староримский" и "византийский" тип, подобно тому, как поэт разделял Римскую и Византийские империи. Подобные мессианские настроения великолепно отразил Ф.И. Тютчев в стихотворении с символическим названием "Русская география".

  • Имя файла: filosofskie-idei-k-n-leonteva .pptx
  • Количество просмотров: 131
  • Количество скачиваний: 1