Слайд 2
Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) —
наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.
Сам Бердяев
определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”.
Слайд 3
Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является
главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность
и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”.
Слайд 4
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория
свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом.
Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
Слайд 5
Бердяев выделяет два вида свободы:
первичная иррациональная свобода,
свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого
его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет;
“вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
Слайд 6
Понятие личности также является важным для Бердяева, он
разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”.
Человек — божье
творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного.
Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.
Слайд 7
Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное,
история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет
большое внимание философии истории. По мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.
Слайд 8
Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая
свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против
иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
Слайд 9
Его работы:
В 1909 г. Бердяев выступил соавтором книги
«Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», вызвавшей широкий резонанс
в России (здесь была опубликована его статья «Философская истина и интеллигентская прав да»). В атмосфере надвигающихся мировых социальных катаклизмов вышли в свет его работы «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества. Опыт оправдания чело века» (1916). Последнюю он считал первым выражением самостоятельности своей философии, ее основных идей.