Слайд 2
И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное
писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам,
культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Слайд 3
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»)
— в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и
древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
Слайд 4
Для иконописи 17 века характерно стремление к передаче
объема, показу глубины пространства, интерес к архитектурным и пейзажным
фонам, к деталям одежд и обстановки. К 80-м гг. XVII в. получил широчайшее распространение зеленовато-голубой фон, более светлый вверху и темнеющий к линии позема, который передавал воздушную среду.
Слайд 5
Ведущим в цветовой гамме
стал красный цвет разных
оттенков
и насыщенности.
Яркость и чистота цвета
в иконах царских мастеров
достигалась благодаря
использованию дорогих
привозных красок, в первую
очередь баканов
(полупрозрачные лаковые
краски на основе кошенили,
сандала и красного дерева).
Слайд 6
В середине 17 века
в
иконописи в
Сыне Божием,
Богоматери и
святых начали
искать
индивидуальные
черты.
Это вызвало
стремление
сделать лики
в иконах
максимально
«живоподобными».
Слайд 7
Важной составляющей религиозного чувства стало также сопереживание
страданиям святых, Крестным Мукам Спасителя, что привело к широкому
распространению страстных икон (вплоть до
появления в иконостасах
дополнительных рядов
Страстей Христовых и
апостольских страданий.
Слайд 8
Во 2-й пол. XVII в. резко
увеличилась потребность
в
иконах. Образы обладали
свойствами народного искусства:
композиции максимально очищались
от подробностей и деталей, сводясь
почти к пиктографической схеме,
фигуры превращались в плоские
силуэты, складки одежд — в скупой
декоративный узор, палитра
ограничивалась несколькими цветами
с преобладанием красно-коричневого
и грязновато-оранжевого , но они
несомненно имели свои
художественные достоинства и особую
выразительность.
Слайд 10
Новгородская школа иконописи
Отдельные образцы ее относятся
к XII
веку, а наиболее полное
развитие она получила в XV
веке.
Композиционный строй икон
этого периода прост и
выразителен, изображение
хорошо вписывается в плоскость
иконы. Отдельные элементы
композиции равномерно
распределены и удачно
согласованы между собой,
имеют красивый абрис.
Слайд 11
Мастера Новгородской
школы часто изображали фигуры,
горки, деревья симметрично,
что
создает впечатление
завершенности композиции.
Эта симметричность разбивалась
различными деталями. Часто
композиция иконы
строилась
ярусами, изображения
располагались друг над другом.
Очень красивы в новгородском
письме горки. Они писались
крупными объемами с ярко
выраженными площадками,
которые принято называть
"лещадками".
Слайд 12
Очень интересно
писались деревья.
Их крона имела
веерообразные
закругленные
формы.
Условная листва
заканчивалась в виде
заостренных
геометрически форм.
Стволы почти
всегда
был красивыми по силуэту.
Иконописное искусство
выработало
определенный тип
изображения рук,
которые символизируют
различные действия.
Слайд 13
Особе место занимало изображение
человеческой фигуры. По стилю
фигуры
были несколько удлиненны пропорций,
что придавало и стройность и величие.
В
зависимости от смысла одни
образы выражали
смирение,
благородство
благочестие,
другие –
богатырскую силу,
третьи - скорбь,
задумчивость и
одухотворенность .
Слайд 14
Псковская школа иконописи
Для псковских икон
характерен драматизм,
утяжеленность
фигур, любовь к
декоративной отделке,
преобладание
красно-коричневого цвета
и особого
оттенка
темно-зеленого, сочность письма,
повышенная эмоциональность
персонажей, лица с несколько
"пронзительным" выражением.
Свежестью художественного
восприятия отличается икона
"Собор Богоматери",
посвященная новой для
древнерусского искусства теме,
насыщенная сложной символикой.
Слайд 15
Таким образом, псковскую иконопись отличает: особый способ
обработки
доски для иконы; особый драматический образный
строй икон; использование
активных цветовых пятен,
особенно красных и зеленых,
реже синего; применение красок
только из местных материалов;
"включенность" персонажей в
события, изображенные на иконе;
интерес к психологии человека,
человеческое лицо и человеческие
переживания. Именно эти
особенности и черты передавали
псковские мастера с
исключительной
проникновенностью и свободой
письма.
Слайд 16
Московская школа иконописи
Художники-иконописцы больше
уделяли внимание не внутреннему
содержанию
образов, а их внешним
чертам: легкости фигур, плавным
линиям при написании
ликов,
резкому сочетанию цветов
(например, густые краски одежд
на фоне более прозрачного пейзажа.
В Московской школе был
великолепно разработан
оригинальный стиль изображения
одежд человеческих фигур.
Приходится только удивляться
гармонии, которую создавали
мастера.
Слайд 18
Строгановская школа иконописи
Для нее характерны
небольшие размеры икон,
сложность и
миниатюрность письма.
Цветовая гамма,
построенная на полутонах,
обогащалась применением
золота. Композиции фигур
всегда дополнялись
фантастическим пейзажем
с низким горизонтом.
Небо часто украшалось
причудливой формы
облачками.
Слайд 19
В композиции много палат,
горок, растений и фигур.
Иконы
Строгановского
письма имели
повествовательный
характер и строились
Многоклеймовыми
звеньями. В центре
иконы
находился основной
образ святого.
Он изображался более
крупными цветовыми
пятнами.
Растительность писалась
более приближенной к
натуре, с разнообразными
и проработанными
элементами.
Слайд 20
Фигура человека в
Строгановском письме имеет
сильно удлиненные пропорции,
что придает ей
стройность и элегантность.
Одежды более яркие. В них
начинают
преобладать
светлые ярко-красные,
розовые, желтые и зеленые
тона. В отделке одежды
появляется масса мелких
складок. Роспись одежды
тонка и изящна, с большим
количеством золота.
Оно широко применялось
для изображения воротников,
поясов, нарукавников.
Слайд 21
В целом для Строгановской школы,была характерна миниатюрность, как
раньше говорили, "мелочное письмо".
Живопись приобрела сложность и изящество,
но потеряла простоту и монументальность.
Слайд 22
Спасибо за внимание и низкий поклон … =)
Выполнила:
Евсеенко Ирина
Группа КР-103