Слайд 2
Постмодерн – совокупность культурных настроений и философских
тенденций, связанных с ощущением завершенности целого этапа культурно –
исторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу эволюционного кризиса.
Слайд 3
На основе понятия «постмодерн» возникло производное от
него понятие «постмодернизм».
Понятие «постмодернизм» используют применительно к
сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определенных тенденций в культуре в целом.
Слайд 4
Термин «постмодернизм» служит для обозначения:
1.нового периода в
развитии культуры;
2.стиля постнеклассического научного мышления;
3.нового художественного направления;
4.художественно – эстетической
системы, сложившейся во второй половине XX века;
5.теоретической рефлексии на эти явления.
Слайд 5
Признаки постмодернизма.
Теоретические разработки Ихаба Хассана.
1.Неопределенность.
2.Фрагментарность.
3.Деканонизация.
4.Безличность, поверхностность.
5.Непредставляемое.
6.Ирония.
7.Гибридизация.
8.Карнавализация.
9.Конструктивизм.
10.Перформанс (театр становится
действующей нормой).
Слайд 6
Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление)
— форма современного искусства, в которой произведение составляет действия
художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Слайд 7
Главная особенность постмодернизма в том, что он
итожит накопления всех культурных эпох, подвергая в то же
время их ценность деканонизации.
Деканонизация – отказ от канонов и догм, развенчивание того, что считалось неотъемлемым.
Слайд 8
Кроме того, постмодернисты используют язык массовой культуры
в качестве одного из означающих сложившейся культурной ситуации.
Слайд 9
Постмодернизм – синтез возврата к прошлому и
движения вперед.
В. Курицын.
Слайд 10
Автор, как действующее лицо постмодернистского произведения, высмеивает
условность литературы с ее шаблонами, издевается над ожиданиями читателя,
над его «наивностью», над стереотипами его литературного и практически жизненного мышления.
Слайд 11
Писатели – постмодернисты «расширяют» художественное пространство произведения
за счет «метатекста».
Метатекст — текстовые элементы второго
порядка, выполняющие служебные функции по отношению к некоему первичному тексту.
Метатекст может быть в виде:
- конструкции (если метатекст реализуется в авторской задумке)
- рецепции читателя (если в сознании читателя создаются ассоциации, отсылающие его к другим произведениям).
Слайд 12
Особенности поэтики литературного постмодернизма.
Происходит появление новых, гибридных литературных
форм за счет:
а)соединения как равноправных языка литературы с различными
языками научного знания;
б)создания литературы на грани различных отраслей науки;
в)синтезирование «второстепенных» жанров, «мутирующихся» с «ведущими» литературными жанрами между собой.
г)развоплощения жанров.
Слайд 13
И.С.Скоропанова признает наличие национального своеобразия постмодернисткого искусства.
Национальное своеобразие постмодернистского произведения определяют:
- язык, использованный
для создания произведения;
- доминирование в тексте цитаций из данной национальной культуры;
- внимание к проблемам, особо важным для страны;
- национальный склад мышления;
- тип юмора.
Слайд 14
Русские постмодернисты освобождали литературу от всех нелитературных
задач. Они выступали за независимость литературы и искусства от
политических условий и социальной проблематики.
Слайд 16
Яркие представители русского постмодернизма.
Слайд 17
Прозаики:
Саша Соколов
Евгений Попов
Венедикт Ерофеев
Владимир Сорокин
Михаил Берг
Андрей Битов
Слайд 18
Поэты:
Дмитрий Пригов
Лев Рубинштейн
Тимур Кибиров
Иосиф Бродский
Всеволод Некрасов
Слайд 19
В шизоаналитическом постмодернизме ярче всего себя представили
такие авторы, как Виктор Ерофеев с произведением «Жизнь с
идиотом» и Владимир Сорокин с произведением «Норма».
Эти писатели пользуются так называемым «шизофреническим языком». «Шизофренический язык» постмодернистов – это «неартикулируемый» язык коллективного бессознательного. «Шизофренический язык» задает цепь ассоциаций.
Слайд 20
Для поздней стадии развития постмодернистского искусства достаточно
характерен меланхолический постмодернизм. В русскую литературу он пришел вместе
с произведениями Саши Соколова «Полисандрия» и Михаила Берга «Момемуры» и «Рос и я».
Слайд 21
К нарративному постмодернизму, воспринимающемуся как традиционная из
его форм, чаще обращались писатели старшего поколения, сменившие свою
эстетическую ориентацию. Здесь можно назвать такие произведения, как «Новая московская философия» Вячеслава Пьецуха и «Александрийцы» Виктора Сосноры.
Слайд 22
Линию лирического постмодернизма (с характерной для него
авторской маской гения/клоуна) представили Вадим Степанцов в произведении «Отстойник
вечности» и Игорь Яркевич в произведении «Как я и как меня».
Слайд 23
В книге Д.Галковского «Бесконечный тупик» лирический постмодернизм
трансформируется в лирико – постфилософский. Образ автора – персонажа
удерживает здесь во взаимном притяжении элементы «рассыпающегося» мира – текста, сотканного из «материала» философии и литературы.
Слайд 24
С произведением Андрея Битова «Оглашенные» появился экологический
постмодернизм. В произведениях экологического постмодернизма находят воплощение идеи экологического
движения, объединяющего представителей всех мировых религий во имя спасения природы.